Даже если воспринимать «Черную мессу» исключительно как очередную попытку Голливуда вытянуть карьеру Джонни Деппа из глубокой задницы, она все равно любопытна. Вернее именно этим картина и примечательна, так как сам по себе жанр гангстерской драмы сегодня едва ли способен удивить зрителя и поведать ему что-то новое. Более того, «Черная месса» оказалась попыткой удачной в отличие от своих предшественников, и талант актера (в последние годы то ли выпаренный алкоголем; то ли задурманенный прелестями новой подружки, простите, жены; то ли расплющенный поточностью «Пиратов Карибского моря») действительно вернулся. То есть со всей торжественностью: «Он вернулся!». И это не Карлсон.
А ведь чудесного возвращения могло и не случиться. «Черная месса», анонсированная три года назад, в свое время очутилась в списке известных голливудских долгостроев. Изначально проект должен был снимать режиссер «Человека дождя» Барри Левинсон, тогда же ролью заинтересовался Депп. Гонорар звезды должен был составить привычные для него 20 миллионов долларов, однако вскоре бюджет фильма пришлось существенно сократить, а следовательно, урезать и актерские зарплаты. Предложенные 10 миллионов не устроили Джонни, и он недолго думая отказался от участия.
Экранизацией жизни бостонского гангстера Уайти Балджера параллельно интересовался успешный сценаристский тандем Бена Аффлека и Мэтта Дэймона, и после капризов Деппа дуэту, казалось бы, зажегся зеленый свет. Однако прошло не так много времени, как привередливый Джонни, на тот момент как раз переживший громкий провал «Одинокого рейнджера», образумился и передумал. Правда, с его возвращением в «Черную мессу» произошли не самые приятные и многообещающие пертурбации в режиссерском кресле: место постановщика занял малоопытный Скотт Купер, ранее снявший кантри-драму «Сумасшедшее сердце», принесшую «Оскар» Джеффу Бриджесу (впрочем, киноакадемиков подкупили не столько достоинства фильма, сколько почтенный возраст и прошлые заслуги самого Бриджеса), и посредственный криминальный триллер о мести «Из пекла».
«Черная месса» – байопик легендарного главаря ирландской мафии в Бостоне Джимми Балджера по прозвищу Уайти, брата местного сенатора. В 70-х Уайти, будучи лидером самой авторитетной в городе криминальной группировки, стал главным информатором ФБР благодаря стараниям агента Джона Коннолли, приходившегося братьям Балджерам другом детства. В католицизме черная месса – сатанистский обряд, в противовес богослужению знаменующий служение дьяволу.
Скотт Купер, конечно, – не Коппола, не Леоне, не Скорсезе и даже не Де Пальма, так что в фильме нет драматургических нокаутов, отправляющих зрителя в эстетический ступор и кинематографическую кому. Повествование продвигается относительно ровно и если и ныряет, то точно не глубоко, а все попытки режиссера ужесточиться нисколько не насилуют публику, а всячески с ней любезничают. С второстепенными персонажами авторы не церемонятся, отмеривая им не больше, чем несколько крупных планов с акцентом на одну ярко выраженную эмоцию. С женскими ролями и вовсе обходятся грубо и по-сексистски: Дакота Джонсон, сыгравшая жену Балджера, начисто выветривается из сюжета на полуслове; мать братьев, так бодро загнувшая свою линию в одной из начальных сцен, кончает за упокой, причем буквально (как и в недавней «Легенде» с Томом Харди, создатели внедряют потенциально колоритный образ, но лишают его возможности произвести должный эффект); проститутка в лице Джуно Темпл становится бессмысленным плацдармом для очередной демонстрации жестокости и беспощадности Уайти; а героиню Сиенны Миллер и вовсе вырезают из финального монтажа.
Смотрите легально на MEGOGO
Еще обиднее за Бенедикта Камбербэтча, исполнившего роль сенатора. Родство высокопоставленного чиновника с главным гангстером города (и более того, непоколебимая братская любовь) наверняка должно было периодически инспирировать потоки грязи, выливающиеся на политика просто с улицы или с газетных страниц. Но, судя по фильму, уклончивой фразы сенатора «Дела Джимми – это дела Джимми» вполне хватало, чтобы годами оставаться беленьким и чистеньким. Оттого актерские задачи Камбербэтча ограничились чистотой лица, свободного от лишних эмоций и переживаний, и стильным оранжевым зеленым галстуком.
Куда больше повезло герою Джоэла Эдгертона, которого сценарист сделал вторым главным (если не первым). Его агент ФБР – фигура, по сути, куда неоднозначнее и интереснее самого Балджера. В отличие от всех прочих характеров, которые по ходу сюжета остаются константными, Джон Коннолли претерпевает разительную трансформацию (и к слову, его жена – единственный женский персонаж, который хоть что-то да весит). Даже две. Из, казалось бы, целеустремленного и порядочного законослужителя, мечтающего очистить город от мафии, Коннолли в два счета превращается в напыщенную звезду бюро и приспешника-марионетку Балджера. Однако в итоге его болтовня о несокрушимой дружбе, на протяжении всего фильма выглядящая идиотским красноречивым пустозвонством, оказывается и в самом деле неподдельной преданностью, скрепой, в которую он свято верит.
Сам же Балджер – типичный привлекательный подонок, для которого святы лишь кровные узы, все остальное (соратники, женщины, друзья) – мясо. Впервые Депп воплощает на экране подобный отрицательный образ, хотя с гангстерами имел дело не раз («Донни Браско», «Джонни Д.»). И впервые за последние лет пять решительно избавляется от повадок Джека Воробья (попытка, предпринятая в «Превосходстве», как помним, накрылась тазом и надгробным камнем). Деппу удалось создать более симпатичного Уайти, нежели Джеку Николсону в «Отступниках». Или не так: Деппу не удалось создать столь же дьявольского Уайти, как Джеку Николсону в «Отступниках». В любом случае широкий зад актера в узких джинсах, то и дело подмигивающий женской аудитории из-под маленькой укороченной куртки, определенно сработал. Обильный грим на лице, зубах и надлобье внезапно оказался совершенно естественным. А жесты запугивания и гримасы свирепости не насмешили, а запугали и посвирепствовали. Это ли не успех?
Анастасия Лях
Черная месса (Black Mass)
2015 год, США
Продюсеры: Скотт Купер, Джон Лешер, Патрик МакКормик
Режиссер: Скотт Купер
Сценарий: Джез Баттеруорт
В ролях: Джонни Депп, Джоэл Эдгертон, Бенедикт Камбербэтч, Кевин Бейкон, Джесси Племонс, Питер Сарсгаард, Кори Столл, Дакота Джонсон, Адам Скотт, Джуно Темпл
Оператор: Масанобу Такаянаги
Композитор: Джанки Экс-Эл
Длительность: 122 минуты/ 02:02