На одного супергероя-эгоиста во вселенной Marvel стало больше. И без того благородному альтруисту и гуманисту Капитану Америка приходилось противостоять самомнению и эго Железного человека и Тора, а теперь еще компания себялюбцев пополнилась амбициозным и гонористым Доктором Стрэнджем. Не многовато ли три звездные болезни на одну команду защитников планеты? Впрочем, Капитан Марвел должна будет уравновесить характеры.
Персонаж по имени Доктор Стрэндж (эдакий доктор Хаус, на которого снизошло прозрение, и он полюбил людей) впервые появился на страницах комиксов в 1963 году. Примечательно, что тогда же на экраны вышла фантастическая комедия Стэнли Кубрика «Доктор Стрэнджлав», где главным героем был бывший нацистский ученый, прикованный к инвалидной коляске и находящийся на службе у американского президента во время Карибского кризиса (гениальный хирург Стрэндж, как известно, тоже получил по сюжету увечье: после автомобильной аварии его покалеченные руки больше не могли оперировать). Хотя марвеловский доктор якобы обязан своей фамилией серии комиксов «Strange Tales» («Странные истории»). Любопытно, что изначально он должен был стать Мистером Стрэнджем, но чтобы не возникло путаницы и ненужной ассоциации с Мистером Фантастиком, героя сделали доктором.
И кто бы еще смог сыграть гениального, заносчивого персонажа по имени Странный, если не Бенедикт Камбербэтч? Обладатель сверхстранной, инопланетной внешности, известный широченной публике и бесконечно любим ею в качестве культового лондонского сыщика, не менее гениального и не менее чванливого (хотя Камбербэтч сперва отказался от съемок, поскольку был связан обязательством сыграть на лондонской театральной сцене Гамлета, но боссы Marvel так жаждали видеть в этой роли именно его, что согласились подождать).
История талантливого хирурга, который будто бы в наказание за свое высокомерие, хвастовство и унижение других лишается того, что, собственно, и делало его особенным – виртуозных, золотых рук – из всех комиксов наибольше отдает эскапизмом и скрытым трагизмом. Тот же Капитан Америка, нарастивший в ходе эксперимента картинные мускулы и якобы навсегда распрощавшийся с подростковыми комплексами из-за своей врожденной физической чахлости, воюет не в иллюзорном мире, а в самом что ни на есть реальном, то есть альтернативном, конечно, но абсолютно реальном в рамках этой альтернативы. В его рассказе нет такой параллельной действительности, где он вновь стал бы тщедушным заморышем, пусть и с золотым сердцем. А вот Стивен Стрэндж, овладев магией в так называемом мире бодхи, то есть мире духовного пробуждения и просветления, возвращаясь в физическую реальность, все равно видит, как трясутся его руки.
Помните, какой сильный эффект произвели манипуляции с материальным миром в фильме Кристофера Нолана «Начало»? В картине Скотта Дерриксона происходит, по сути, то же самое, что делала у Нолана героиня Эллен Пейдж, талантливая девушка-архитектор, конструирующая псевдореальность в своих и чужих сновидениях. Только здесь это еще грандиознее и фееричнее. А астральные проекции – в общем-то тот же сон.
Смотрите легально на MEGOGO
Естественно, несмотря на завуалированный трагизм, сохранены фирменный марвеловский юмор, который так любит поддевать поп-культуру, к которой сам же принадлежит («Как, говоришь, тебя зовут? Просто Вонг? Как Адель? Ну ладно, Аристотель… Эминем… Бейонсе?»), и ожидаемые отсылки, от которых по зрительному залу прокатывается волна «райского наслаждения» (в какой-то момент герой, разумеется, оказывается на Бейкер-стрит). Стэн Ли исполняет одно из лучших камео. А после финальных титров терпеливых фанатов по традиции ждет мостик в перекрестную франшизу.
«Доктор Стрэндж» совершенно невероятный и совершенно магический. Кино снято настолько волшебно и убедительно, что и впрямь начинаешь верить, будто буддизм – религия магов и чародеев, знающих что-то такое, что простому смертному, не познавшему бодхи, никогда не станет доступно; что материю (улицы, дома, города, шар земной) силой воли можно свернуть и развернуть, собрать и разобрать, словно гармошку, кубик Рубика, конструктор Лего.
Бенедикт Камбербэтч отлично вписывается в команду Мстителей. Проблема только в том, что последние, вербующие все новых и новых супергероев, в какой-то момент рискуют превратиться в сказку про теремок, в который влезли мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, но не влез медведь косолапый, который взгромоздился на крышу и все развалил. Впрочем, в конце сказки друзья собрались и все вместе построили новый теремок, лучше и вместительнее.
Анастасия Лях
Доктор Стрэндж (Doctor Strange)
2016 год, США
Продюсеры: Виктория Алонсо, Стивен Бруссар, Луис Д’Эспозито
Режиссер: Скотт Дерриксон
Сценарий: Джон Спэйтс, Скотт Дерриксон, С. Роберт Каргилл
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен, Чиветель Эджиофор, Рэйчел МакАдамс, Бенедикт Вонг, Майкл Стулбарг, Бенджамин Брэтт, Скотт Эдкинс
Оператор: Бен Дэвис
Композитор: Майк Джаккино
Длительность: 115 минут/ 01:55