Помнится, как фанаты прощались с «Гарри Поттером» после выхода второй части «Даров смерти»; как Джоан Роулинг впоследствии неоднократно заявляла, что больше ничегошеньки не напишет о мальчике, который выжил (хотя в итоге написала пьесу-продолжение «Гарри Поттер и Проклятое дитя» и сценарий-предысторию «Фантастические твари»); как Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт божились, что больше никогда и ни за что на свете не вернутся к франшизе, что будут двигаться дальше и пробовать себя в других амплуа (и обещание сдержали).
Словом, казалось, что с магией Хогвартса и его обитателей покончено, и было грустно. Ведь ни одно другое фэнтези, снятое по стопам славы поттерианы, не выдавало столько мельчайших подробностей техники волшебства, не рисовало столь богатый воображаемый мир, не предлагало помимо битвы колдовских аксессуаров еще и заковыристую детективную линию и не создавало на экране такую бескомпромиссную, абсолютную, полновесную магию. В то время как другие авторы были не в состоянии толково описать саму вселенную, в которую помещали героев, Роулинг со знанием дела, любовью и смаком описывала дужки очков, кисточки на шарфах, оперенье какого-нибудь сниджета или гиппогрифа, волосяной покров акромантула и тому подобное.
Однако только на премьере «Фантастических тварей» стало очевидно, как сильно этого всего не хватало: сюрного лексикона, гриффиндорской желто-бордовой раскраски, величественного злодея, скрывающегося под различными личинами (а Джонни Деппу все же стоит дать шанс; в последнее время его игра не особо радовала, но ведь когда-то актер создавал незабываемых, экстраординарных персонажей; и темный маг Гриндевальд вполне может стать одним из таких).
Роулинг, с одной стороны, делает множество отсылок на уже знакомую и полюбившуюся читателю и зрителю вселенную; с другой, создает определенно новый, полноценный, захватывающий, насыщенный мир, одновременно похожий и непохожий на поттериану. «Фантастические твари» гораздо взрослее своего предшественника, ближе к реальности, сложнее, аллегоричнее и обладают безукоризненным стилем.
Писательница переносит действие из Лондона в Нью-Йорк, в эпоху гангстеров и джаза, сухого закона и страшного приближения Великой депрессии. В отличие от «Гарри Поттера» события здесь разворачиваются исключительно среди текущей повседневной жизни магглов, которых американские маги и чародеи называют «номэджами» от слов «no» и «magic» («нечаклами» в украинском переводе). И опять же отлично от предыдущей франшизы центральными героями нового сюжета становятся не дети, а взрослые. Впервые в своем творчестве Роулинг напрямую обращается к политике и черным страничкам истории (причем не родной британской, а чужой американской), неразрывно связанными с черными страничками современности.
Смотрите легально на MEGOGO
Ненависть и вражда между черным и белым населением обретает форму холодного противостояния между людьми и волшебниками, способного вылиться в гражданскую войну. Причем варварские законы существуют по обе стороны баррикад. Пока религиозная фанатичка в лице Саманты Мортон призывает сжигать ведьм на костре, законы Магического конгресса США запрещают браки между волшебниками и магглами (сложно не уловить в этом намек на дикие нормы, предписывающие разделение школ, больниц, туалетов, брачных союзов для черных и белых). А лет через двадцать Америку захлестнут антикоммунистические репрессии сенатора-республиканца МакКарти, прозванные «охотой на ведьм» (и опять же охота идет в обоих кланах: неслучайно члены Магического конгресса, преследующие неугодное существо с целью его истребить, выглядят как чекисты).
Зато абсолютное добро и гуманизм несет зоозащитник Ньют Скамандер в совершенно магическом и в то же время щепетильном исполнении Эдди Редмэйна (который в свое время пробовался на роль Волан-де-Морта, но провалил прослушивание). И уже сейчас можно сказать, что у этого персонажа, стеснительного, неловкого и вместе с тем сильного и величественного в своем космополитизме, альтруизме, желании защитить и уберечь от беды каждую божью тварь, значительно больше потенциала, чем у Гарри Поттера: у него впереди вполне может случиться не только поединок со злом и любовь, но и нравственная революция («революція гідності», если хотите), которая изменит существующие животные правила.
Анастасия Лях
Фантастические твари и где они обитают (Fantastic Beasts and Where to Find Them)
2016 год, Великобритания/ США
Продюсеры: Дэвид Хейман, Стивен Кловз, Дж.К. Роулинг
Режиссер: Дэвид Йейтс
Сценарий: Дж.К. Роулинг
В ролях: Эдди Редмэйн, Кэтрин Уотерстон, Колин Фаррелл, Эзра Миллер, Зои Кравиц, Дэн Фоглер, Элисон Судол, Кармен Эджого, Рон Перлман, Саманта Мортон, Джон Войт, Джонни Депп
Оператор: Филипп Русло
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард
Длительность: 133 минуты/ 02:13