«Магия оживает!». Как часто мы видим и слышим эту фразу в анонсах, слоганах, синопсисах, тизерах и трейлерах к всевозможным киносказкам и фэнтези. Но в действительности оживает она крайне редко.
В большинстве случаев экранная магия, увы, остается плоской материей, пустым обещанием, набором спецэффектов и примитивных сценарных выдумок, рассчитанных в первую очередь на детскую аудиторию. Главный грех создателей таких фильмов – лень. Главный недостаток – отсутствие фантазии, скудное и трафаретное воображение. А главная их ошибка в том, что они относятся к детям как к детям, считая их глупыми и доверчивыми. Им кажется, что ребенку достаточно просто что-либо сказать в общих чертах, не углубляясь и не аргументируя, не вдаваясь в детали и логику, и ребенок поверит без всяких расспросов и сопротивления. Просто потому, что так сказал или показал взрослый.
В таких случаях магия не оживает. Она, к сожалению, умирает в зародыше, оставляя в остатке лишь голую компьютерную графику.
Сперва магия должна ожить на страницах, в девственном виде, лишенная технического визуального подспорья. И лишь потом у нее есть шанс ожить на экране. Джоан Роулинг – одна из немногих писателей и сценаристов, в словах которой этот хрупкий, нестабильный, нежный и сложный, удивительный процесс действительно происходит: магия оживает.
Роулинг относится к детям как к взрослым, нуждающимся в аргументах и фактах, а к взрослым – как к тем, кто помнит в себе ребенка и жаждет с головой окунуться в мир волшебства. И она никогда не позволяет себе быть поверхностной и ленивой. Дьявол в деталях. И в них же истинная магия. Что значит «оживает»? Это значит, что мы, взрослые циники и скептики, не то чтобы начинаем верить в чудеса. Нет, конечно. Но магия на экране столь убедительна, многослойна, упорядочена, подвластна собственным законам и правилам, что в рамках темного кинотеатрального зала кажется таким же реальным положением вещей, как государственность и бюрократия. И ничего удивительного, что в мире магии, как и в нашем, главная страсть и главный порок – это стремление к абсолютной свободе.
Смотрите легально на MEGOGO
Фильм начинается головокружительным побегом Гриндельвальда (он же Гриндевальд, он же Грин-де-Вальд) из летящей по воздуху колесницы на фоне ночного нью-йоркского неба. Больше в сиквеле Нью-Йорк, где происходило все действие первой части, не показывают. Далее события будут попеременно разворачиваться в Лондоне и Париже. И да, вторая картина франшизы, назовем ее «европейской частью», еще больше связана с поттерианой. O my god, как говорится. Мы снова возвращаемся в Хогвартс, на школьную скамью, где среди предметов вместо химии, физики, биологии, трудов… – защита от темных искусств, зельеварение, полеты на метлах, уход за магическими существами… И хотя среди учеников нет Гарри Поттера, Гермионы и Рона, на заднем фоне кто-то играет в квиддич.
Запутанный, интригующий, витиеватый детективный сюжет, наполненный загадками и шокирующим срыванием масок (вроде маски Колина Фаррелла, под которой оказалось лицо Джонни Деппа), – неотъемлемая часть историй Джоан Роулинг. И «Преступления Гриндельвальда» в этом смысле такой же рекордсмен, каким был в свое время «Узник Азкабана», одна из лучших серий поттерианы, если не лучшая.
Париж 1939 года – это Париж в преддверии Второй мировой войны. И об этом Роулинг не забывает (франшиза сохраняет взрослую тональность и околоисторический контекст, введенные первым фильмом: в отличие от поттерианы здесь по-прежнему нет персонажей-детей, за исключением флэшбэков, и в отдельных отсылках и намеках распознается подлинная историческая действительность). Нападение Гитлера на Европу, американская ядерная атака на Хиросиму и Нагасаки – эти страшные страницы нашей, человеческой, истории, мелькают в пророческом спиче Гриндельвальда, который намеревается доказать, что истинное зло – не он, истинное зло – человек. И злодей, как ни крути, прав.
На экране по-прежнему, как и в первой картине, царит исключительный винтажный фэшн. Только с еще большим акцентом, ведь действие происходит в Париже. Мужчины здесь ходят в стильных пальто с непременно поднятым воротом, а женщины тонут изящными босоножками в дождевых лужах, тщетно пытаясь сохранить свои игривые завитки стрижки боб-каре под однотонными плащевыми зонтами.
Мир кажется вполне обычным, вполне реальным, вполне повседневным. Но стоит подойти к нужной живой статуи где-нибудь на центральной площади, и она впустит вас в параллельную сказочную действительность, как секретная платформа под номером девять и три четверти. И тут уже красивые девушки превращаются в анаконд, бродячие шапито в мгновение ока складываются в небольшой чемоданчик, а на волю вырываются диковинные твари вроде летающего льва с хвостом китайского дракона, существа на первый взгляд свирепого, но охотно перенимающего нрав игривого котенка при виде погремушки.
И сколько бы недовольных разговоров в фан-группах ни велось вокруг назначения Джонни Деппа на роль Гриндельвальда, стоит признать: актер хорош в этом образе. Это стопроцентно его персонаж. Не устрашающий Волдеморт, имя которого и произносить-то нельзя, а харизматичный, обаятельный, метросексуальный и брутальный в одночасье Гриндельвальд, который бархатно, сладко щебечет и больно, смертельно жалит.
Эдди Редмэйн – идеальный Ньют Скамандер, но об этом мы, кажется, уже писали в рецензии на первых «Фантастических зверей».
Это продолжение оказалось мозаикой из нескольких историй любви. Именно любовь движет всеми без исключения персонажами. Или та испепеляющая горечь, что от любви осталась. «Ты любого монстра способен любить», – говорит Лета Лестрандж Ньюту. И в этом, собственно, и заключается его сила – в любви ко всему живому, пока оно действительно живо. Но случается так, что плоть еще дышит, а душа уже умерла. Тогда даже необъятное сердце Скамандера ничем не поможет.
Анастасия Лях
Фантастические звери: Преступления Гриндельвальда (Fantastic Beasts: The Crimes of Grindelwald)
2018 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Дж. К. Роулинг, Дэвид Хейман, Стив Кловз, Лайонел Уигрэм
Режиссер: Дэвид Йейтс
Сценарий: Дж. К. Роулинг
В ролях: Эдди Редмэйн, Кэтрин Уотерстон, Дэн Фоглер, Элисон Судол, Эзра Миллер, Джонни Депп, Джуд Лоу, Зои Кравиц, Каллум Тёрнер, Клаудия Ким
Оператор: Филипп Русло
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард
Длительность: 134 минуты/ 02:14