Украинское кино не то чтобы часто, но с преуспевающей регулярностью бывает очень хорошим. Как, например, вот эта дебютная полнометражная работа молодой сценаристки и постановщицы Тони Ноябревой – трагикомедия о современном украинском герое, переиначившая название лермонтовского романа. На кинофестивале в Одессе создательница картины удостоилась приза за лучшую режиссуру в рамках национального конкурса.
Действие фильма разворачивается в современном Киеве, который, как и любая другая столица, каждый день пополняется приезжими мечтателями, прибывшими в большой город в поисках лучшей жизни. Главный герой истории – молодой парень Жорик, который временно проживает в киевской квартире своей тетки и планирует активно использовать эти два месяца, пока тетка в отъезде, чтобы зацепиться в манящей столице, открывающей, как думает Жорик, море возможностей.
Сложно сказать, кто здесь более центральный, более заглавный герой – Жорик или сам Киев. Тоня Ноябрева показывает украинскую столицу такой, какой изо дня в день видим ее мы, обычные жители, а не той картинной шаблонной, сошедшей с серии подарочных открыток, какой принято изображать ее на экране. И Тоня более чем справедливо получила награду за режиссуру: у нее очень честный, очень точный, очень острый и ироничный взгляд на самые обыденные, самые повседневные вещи, с которыми мы свыклись и сроднились, и оттого перестали обращать внимание на их исключительный колорит и феерическую абсурдность.
Жорик – начинающий идеалист, который искренне верит, что Украина идет в Европу (и со всей серьезностью вчитывается в брошюру «Построй Европу своими руками»), и типичный наивный и ментально ленивый провинциал, уверенный, что в мегаполисе можно на раз-два открыть собственный бизнес, не вкладывая особых усилий. Но как тут пойдешь в Европу, если в подъезде забит мусоропровод, лифт не работает, жильцы загромождают грудами отходов и хлама лестничные площадки, а начальник жэка складывает в стол тонны заявок и жует бублики. Это типичный Киев, детка.
Да и сам Жорик, щелкающий семечки и потягивающий на улице пиво из литровой пластиковой бутылки, пока что от Европы так же далек, как от двери кабинета главы киевской администрации, к которому выстроилась безнадежная очередь без конца и без края.
Смотрите легально на MEGOGO
Наметанный глаз Ноябревой выхватывает из обыденности самые красноречивые фрагменты. Например, рекламные вывески, сулящие квартиры в Дубае и одежду из Англии (потому что слово «секонд-хенд» больше не в тренде, оно диссонирует с нашим «грациозным аллюром» в Европу). А рядом соседствует лозунг «Україна – це Європа!». И не поспоришь: втородежду нам ведь оттуда везут. На рынке две продавщицы возмущаются, обсуждая огромные европейские штрафы и невозможность отделаться взяткой: благо, у нас с этим все окей, все нормально, все по-человечески. А камера тем временем фиксирует ларек с китайской одеждой и ряд манекенов в крикливых цветных париках, у которых отсутствует середина туловища: прям как наша родненькая Украина, у которой вроде бы есть голова, но сидит она почему-то не на плечах, а на жопе.
У Ноябревой Киев буквально предстает городом контрастов. Работу реализатором на базаре Жорик меняет на работу охранником в арт-центре, где претенциозность зашкаливает, а абсурдность и нелепость столь же сильны, как и в случае с «голова на жопе»-манекенами, которые здесь вполне могли бы стать арт-объектом, преисполненным глубочайшего подтекста. И пока другие охранники в обеденный перерыв наворачивают мивину из пол-литровых банок, энтузиаст Жорик пытается вникнуть в новый незнакомый мир, впитать и обогатиться его сверхмудреными посылами. Но в итоге понимает, что здесь еще больше фальши, чем в нарощенных ногтях и ресницах базарных хабалок.
Когда же Жорик переживает неравную и безответную любовь к элегантной женщине из бизнес-центра, которая далека от него так же, как космос (из-за чего отталкивает ухаживания одной бесцеремонной особы, куда более подходящей ему по статусу), жанр временно переключается на трагикомичную лирическую лав-стори. И тогда мечтающий зажить по-столичному Жорик своей романтично-меланхоличной печалью и обреченностью действительно роднится с противоречивым Печориным.
Жорик – поистине герой нашего контрастного времени. Герой не менее трагичный, чем комичный. Он из тех, кто уже перешагнул нижнюю ступень, но еще не достиг верхней (и вряд ли когда-нибудь достигнет). Чужой среди своих и чужой среди чужих. Именно таким живется сложнее всех. Те, кто укрепился внизу, вполне довольны своей средой и счастливы в ней. Кто твердо стоит наверху – тоже, понятно, чувствует себя хорошо и комфортно. А кто оказался посередине, вынужден вечно мучиться от нежелания спускаться обратно и невозможности подняться на неприступную высоту.
В прокате с 20 сентября.
Анастасия Лях
Герой мого часу
2018, Украина
Продюсеры: Анна Паленчук, Николай Конопелько
Режиссер: Тоня Ноябрева
Сценарий: Тоня Ноябрева
В ролях: Евгений Бушмакин, Олег Шевцов, Василиса Фролова, Наталка Якимович, Елена Курта, Соня Забуга, Марина Шевченко
Оператор: Тато Котетишвили
Длительность: 80 минут/ 01:20
Коментарі закрито.