Снятый еще в 2014-м (в тот же год погиб Виталий Линецкий, исполнивший одну из центральных ролей) и удостоившийся на фестивале в Одессе звания лучшей украинской картины. «Гнездо горлицы» – надрывная и вместе с тем правдивая история о наших людях и наших семьях, которые рушатся из-за экономической ситуации в стране, из-за собственной ментальности, из-за отсутствия культуры отношений, из-за нелепого распределения сил между слабым и сильным полом и по множеству других причин, но каким-то чудом способны склеиваться обратно и воскресать.
История о том, как скромная и несчастная украинская женщина едет в Италию на заработки, моет там унитазы и терпит придирки и унижения со стороны высокомерных итальянских сеньор, но затем очаровывает симпатичного нанимателя и получает шанс круто изменить жизнь, вполне могла бы лечь в основу долгоиграющего сериала для домохозяек с пышной свадьбой в финале. Если бы не убедительные характеры; честная, нескованная актерская игра; естественные, невымученные диалоги; тонкие, выразительные детали и точное попадание в образы, в ситуацию и в проблему. И неугодная концовка, которая едва ли пришлась бы по вкусу наивным бабушкам в махровых тапочках, требующим от телевизора исключительно сказки и позитива.
До середины лента действительно напоминает очередную версию «Золушки», которая после многолетней возни в грязи встречает итальянского принца. Но то небыль. В реальной же жизни Золушка встает перед выбором: остаться там, где все красиво, но чуждо и неуютно, или вернуться в свое родное, любимо и дорого сердцу болото. Да и не факт, что принц ее так уж хочет.
«Гнездо горлицы» – экранизация сценария черновицкого писателя Василя Мельника, победившего с ним на «Коронации слова» несколько лет назад (Мельник скончался весной прошлого года, так и не дождавшись выхода фильма). Странно немного, что историю написал мужчина. Но совсем не странно, что житель Западной Украины, откуда поток так называемых «заробитчан» колоссален. Причем валом валят на заработки именно женщины, любого возраста, которые легко и быстро трудоустраиваются (их парафия – уборка и уход за стариками), живо схватывают язык и так же бойко находят местного воздыхателя, не переставая при этом слать на родину евро. Мужья обо всем догадываются, но денежка чудодейственно заживляет уязвленное самолюбие, так что благоверные молчат в тряпочку и «будуються». В некоторых семьях пахать за кордон уезжают мужчины, но такие можно перечесть по пальцам.
Смотрите легально на MEGOGO
У этих многолетних мытарств есть три возможных финала: женщина окончательно устраивается в загранице, забирает детей и, естественно, перестает снабжать украинского мужа (который, впрочем, к тому времени успел отгрохать на евро нехилый домишко и стал завидным женихом для местных свободных и глупых девиц); или она понимает, что ностальгия ее убивает, что ленивый, криворукий и пьющий украинский супруг роднее и милее итальянского принца, а родимые убожество и ущербность ближе чуждого и непостижимого забугорья; или же принц оказывается не тем, за кого себя выдавал, и вернуться приходится.
Мельник настаивает на том, что правильная украинская женщина – горлица, которая свила гнездо и ни за что его не бросит, какие бы теплые края ее не манили. К слову, горлица считается предвестницей весны и счастья, символом любви и верности.
Работа режиссера Тараса Ткаченко и всей творческой команды, безусловно, в разы превосходит гламурный, изломанный, липовый проект Дарьи Онищенко «Истальгия», дебютантки, которая много лет прожила в Германии и вернулась по зову сердца на родину, будучи в действительности совершенно далекой от ее истинных проблем. Более того, Ткаченко оказался куда ближе к своей целевой аудитории и к реальности, чем признанный итальянский мастер Джузеппе Торнаторе, некогда снявший интригующую и остросюжетную, но надуманную и подчас невразумительную «Незнакомку», в которой вряд ли хоть одна украинская иммигрантка узнала себя.
Анастасия Лях
Гніздо горлиці
2016, Украина
Продюсеры: Андрей Суярко, Алла Овсянникова
Режиссер: Тарас Ткаченко
Сценарий: Ольга Литовченко, Василь Мельник
В ролях: Римма Зюбина, Виталий Линецкий, Мауро Чиприани, Лина Бернарди, Наталия Васько, Сильвия Рубино
Оператор: Александр Земляной
Композитор: Стефано Лентини
Длительность: 110 минут/ 01:50