Этот гигантоманский эколого-фантастический экшн, являющийся продолжением «Годзиллы» 2014 года выпуска, не очень умен, но очень красив в тех сценах, где на авансцену выходят грандиозные, исполинские монстры-кайдзю. А таких сцен много. Так что фильму вполне можно простить отсутствие интересной истории и интересных персонажей-людей и просто насладиться масштабом и красотой проснувшихся и восставших из недр земли доисторических титанов во главе с поистине королевским светящимся от радиации ящером, чей синий неоновый свет подобен огням святого Эльма, молниям, электризующим воздух и будоражащим небо.
Концепция фильма созвучна с продолжением «Мира Юрского периода», который заканчивался тем, что динозавры, покинувшие остров, где был парк развлечений, отправлялись в большой мир, полностью освобожденные и независимые, в новый мир, где господство больше не принадлежало человеку, а возвращалось к истинным хозяевам планеты; человеку же предоставлялся шанс научиться жить в гармонии с господствующим видом.
В сиквеле «Годзиллы» альфа-хищники-великаны, дремавшие тысячи лет, тоже возвращают себе законное доминирование, подчиняя человеческую цивилизацию, слабость и мизерность которой очевидна на фоне мощи пробудившихся от анабиоза титанов. И разве не права героиня Веры Фармиги, называя человечество «инфекцией», заразившей и постепенно убивающей Землю? Разве не права, говоря о потребности в очищении и излечении от этой заразы? Другое дело, что, скорее всего, в реальности мы сами уничтожим себя ядерным взрывом. И даже если от этого взрыва и впрямь проснется что-то вроде Годзиллы (ну мало ли, кто его знает, что там находится на дне океана и под толщею ледников?..), мы этого уже не увидим.
К слову о титанах. Если в японской развлекательной вселенной жанра «токусацу» (то есть фантастического жанра с акцентом на спецэффектах) все упомянутые в картине кайдзю (Годзилла, Гидора, Мотра, Родан) – это действительно монстры, то в фильме Майкла Догерти они превращаются в языческих богов. И неслучайно возникает термин «титаны», отсылающий к древнегреческой мифологии, где титанами назывались дети земли и неба, вступившие в связь между собой (в фильме упоминается спаривание сверххищников) и породившие новое поколение богов-олимпийцев во главе с Зевсом. Дети земли и неба, эти монстры и впрямь олицетворяют саму природу, причем буквально состоят из земной коры, как, например, сотканный из вулканической лавы Родан, похожий на гигантскую птицу-феникс. И подобно древнегреческим богам, которые делились на противников и союзников-покровителей рода людского, кайдзю тоже полярны в своем отношении к человеку.
В преддверии выхода «Годзиллы против Конга», намеченного на 2020 год, в «Короле монстров» упоминается и Остров черепа, а гигантская горилла тоже преподносится как один из титанов. Хотя Кинг Конг, конечно же, не имеет никакого отношения к японским кайдзю и является творением исключительно голливудской фантазии.
Смотрите легально на MEGOGO
У нашего зрителя огнедышащий трехглавый дракон Гидора наверняка вызывает ассоциации со Змеем Горынычем, монстром-злодеем из славянского фольклора, фигурирующим в былинах и сказках о русских богатырях. И быть может, создатели этого кайдзю действительно вдохновлялись славянской мифологией. Но авторы фильма обращаются исключительно к кайдзю эйга, то есть к киновселенной оригинальных японских монстров. И согласно этой вселенной Гидора – действительно трехглавый дракон-инопланетянин, способный подобно гидре к полной репаративной регенерации и призванный уничтожить Землю. Так что не стоит пенять на американских сценаристов.
Публика, конечно, похохатывала, когда герой Кэна Ватанабэ то и дело использовал в речи обращение Годзилла-сан. Хотя ничего смешного здесь нет. Японцы относятся к Годзилле с большим уважением, не забывая трагедию Хиросимы и Нагасаки (неспроста их так оскорбил американский ремейк 1998 года выпуска, где Годзилла предстала тупо большой кровожадной ящерицей, что хаотично бегает по Нью-Йорку и пожирает его жителей). А именной суффикс -сан в японском языке означает обращение с глубоким почтением. Тогда как обращение без суффикса – признак фамильярности.
Схватки кайдзю в «Короле монстров» – зрелище абсолютно захватывающее и великолепное. А вот характеры персонажей-людей, их реплики и поступки выписаны прискорбно плоско, поверхностно и по большей части наивно и неказисто. У героини Веры Фармиги есть правильная, хорошая фраза: «Это их бой [то есть бой титанов]. Нам остается лишь отойти в сторону и наблюдать». Но почему-то сценаристы этого дельного совета, который сами же прописали, совсем не придерживаются, и люди весь фильм встревают в битву. Вот уж инфекция так инфекция, прилипчивая как насморк.
Анастасия Лях
Годзилла: Король монстров (Godzilla: King of the Monsters)
2019 год, США/ Япония
Продюсеры: Мэри Пэрент, Алекс Гарсиа, Брайан Роджерс, Томас Тулл
Режиссер: Майкл Догерти
Сценарий: Макс Боренштейн, Майкл Догерти, Зак Шилдс
В ролях: Вера Фармига, Кэн Ватанабэ, Салли Хокинс, Кайл Чандлер, Милли Бобби Браун, Брэдли Уитфорд, Томас Миддлдитч, Чарльз Дэнс, Чжан Цзыи
Оператор: Лоуренс Шер
Композитор: Беар Маккрири
Длительность: 132 минуты/ 02:12