Эта биографическая трагикомедия – поистине феерическое кино в наилучшем смысле этого слова. Ну, знаете, есть такое выражение из лексикона, подобного словарному запасу Эллочки-людоедки: «Это нечто». Так вот «Горе-творец» – это действительно нечто.
Фильм, увы, не попал в украинский прокат, но вошел в программу фестиваля некоммерческого американского кино «Независимость», где экспрессивное, эпатажное, густое, интенсивное перевоплощение Джеймса Франко, которого даже не всегда получается в кадре узнать, разглядеть за созданным насыщенным образом (вот уж действительно ушел в роль с головой и ногами), можно было не только увидеть, но и услышать, так как фильм демонстрировался на языке оригинала с субтитрами, что в данном случае не просто дополнительный оттеночный нюанс, но совершенная необходимость: в переводе наверняка теряется не только акцент и специфическая манера героя, но и его слегка пугающий и в то же время бездонный шарм.
В 2003 году некий Томми Вайсо, фигура предельно загадочная, бесконечно эксцентричная и никому не известная, выпустил на экраны американских кинотеатров (вернее, на экран одного-единственного американского кинотеатра) фильм под названием «Комната», полностью снятый за собственные средства, а именно за шесть миллионов долларов. Он купил для своего детища не только сеанс, но и помпезную премьеру с красной дорожкой, толпой киноманов и вспышками фотоаппаратов. Никто понятия не имел, откуда этот Вайсо взялся (утверждал, что из Нового Орлеана, но в говоре четко слышался восточноевропейский акцент), настоящее ли это имя, сколько ему лет и где он, собственно, раздобыл миллионы на фильм.
Критики нарекли «Комнату» худшим фильмом всех времен и народов за ее несообразность, неуклюжесть, нелепость, аматорство, не просто хромоту, но полнейшую корявость и даже абсурдность сюжетной линии и всех без исключения персонажей. Зрители же… словили кайф. Потому что это было настолько плохо, что даже хорошо. Правда, Вайсо снимал надрывную драму с трагичным финалом, а зрители хохотали во все горло, но это уже не имело никакого значения: публика полюбила «Комнату» и возвела ее в культовый статус. Ну и что, что со знаком минус.
Джеймса Франко потряс не только феномен «Комнаты», но и личность ее экстраординарного создателя, и он решил снять байопик о том, как все это было. Причем Франко не стал жестко глумиться над Вайсо, зло высмеивать его неадекватность, он попытался его понять и посочувствовать (не превращая, конечно же, ленту в слезливую мелодраму, а сохраняя тональность, в которой всегда работают Франко и Сет Роген). Возможно, он даже увидел в мечтателе Томми Вайсо себя: Джеймс Франко, человек с колоссальной трудоспособностью, тоже годами стремился покорить Голливуд, сперва как актер, затем в режиссерском качестве, критики и эксперты его ругали-ругали, ругали-ругали, а затем все же номинировали на «Оскар». И если по-честному, то в этом году у него тоже должна была быть номинация.
Смотрите легально на MEGOGO
Поскольку раскрыть подробности биографии Вайсо не представлялось возможным, Франко рассказал о своем герое глазами молодого актера Грега Сестеро, сыгравшего в «Комнате», образ которого воплотил младший брат Джеймса Дэйв Франко.
К слову, на волне успеха «Горе-творца», за роль в котором Джеймс Франко получил «Золотой глобус», Томми Вайсо заявил, что переконвертирует «Комнату» в 3D-формат и пустит в очередной повторный прокат.
В «Горе-творце» фрик и чудак Томми Вайсо предстает пусть нелепым, неадекватным, капризным, но каким-то наивным и чистым, будто ребенок, вбивший себе что-то в голову и следующий за этой идеей фикс напролом. Мечта о Голливуде для него – прекрасная, но абсолютно ничем необоснованная и неподкрепленная фантазия. И дело не только в полном отсутствии таланта. Вайсо даже не киноман, им не движет любовь к кино, и он откровенно плохо в нем разбирается. Он, конечно, цитирует песню «Be My Guest» из «Красавицы и чудовища», но называет Мэтта Дэймона Марком Дэймоном и не знает комедии «Один дома».
– Моя жизнь перевернулась после «Один дома», – говорит Грег Сестеро.
– Да, я тоже часто был один дома, и это меня изменило…, – вздыхает Вайсо.
С одной стороны, Вайсо свободен от комплексов, независим от публичного мнения и ему наплевать, кем его считают и что о нем думают. С другой, он – пленник своего одиночества. В «Горе-творце» Франко даже попытался объяснить, о чем фильм «Комната», хотя этого никто никогда не мог понять. Вайсо собирает в одном месте, в одном кадре, в одной комнате всех людей, которые когда-либо были ему дороги и которые причинили ему боль: разочаровали, бросили, предали. Здесь все: женщины, родные, друзья. И он – «злодей» с фальшивым злодейским смехом, Дракула с прищуренным глазом, чудовище Франкенштейна с ранимой душой. Или нет – принц на белом мерседесе, который тоскует в своем пустом замке, жаждет человеческого тепла и готов поделиться заветной мечтой.
– Ты тусуешься с малявками?
– Да нет, это я так, в футбол гонял… Ничего себе у тебя крутая тачка!
– Тачка как тачка.
– У моих друзей нет таких тачек.
– Может, потому что они – малявки?..
«Горе-творец» – кино о настоящей дружбе, которая пережила грандиозный провал и сомнительную славу.
Анастасия Лях
Горе-творец (The Disaster Artist)
2017 год, США
Продюсеры: Джеймс Франко, Ивэн Голдберг, Винс Джоливетт, Сет Роген, Джеймс Уивер
Режиссер: Джеймс Франко
Сценарий: Скотт Нойстадтер, Майкл Х. Уэбер, Грег Сестеро, Том Бисселл
В ролях: Джеймс Франко, Дэйв Франко, Сет Роген, Эри Грейнор, Элисон Бри, Зак Эфрон, Джеки Уивер, Джош Хатчерсон, Шэрон Стоун, Мелани Гриффит, Шарлин Йи, Боб Оденкерк, Брайан Крэнстон, Джадд Апатоу
Оператор: Брэндон Трост
Композитор: Дэйв Портер
Длительность: 103 минуты/ 01:43