Мир кино – это сама жизнь. Есть фильмы – “однодневки”, есть суперпопулярные “халифы на час”, а есть те, которые как хорошее вино, – с каждым годом их интереснее смотреть, потому что каждый раз ты поражаешься, насколько они современны, а в ряде случаев и злободневны. Таков, безусловно, и фильм “Кабаре”.
И, наверное, дело не в том, что фильму уже сорок лет, что он в свое время получил целых восемь Оскаров, а в том, что и сегодня он остается лучшим образцом мюзикла,что он за свою долгую кинематографическую жизнь не утратил свежести, а главное – не потерял актуальности. Он вечен, как вечны добро и зло, любовь и ненависть, вечен, как сама жизнь. И в этом я убедилась, посмотрев «Кабаре» уже раз двадцать, и не переставая им восхищаться. Бобу Фоссу удалось сделать «шампунь плюс кондиционер», «велосипед-тандем», «Шерочку с Машерочкой». Мы фактически смотрим две жизни, два фильма в одном и оба вызывают искренний интерес, дополняя и исключая возможность существовать друг без друга.
Первый страшен своей неотвратимостью и безысходностью. Его действие развивается в Германии начала тридцатых годов прошлого века. Еще совсем чуть-чуть и к власти придут Гитлер и нацисты, откроется самая страшная страница в истории человечества, самая огромная мировая трагедия, которая унесет пятьдесят миллионов жизней. Уже униженные поражением в Первой Мировой войне и озлобленные своей нищетой германские бюргеры собираются вокруг «наци», уже начались первые еврейские погромы, уже в воздухе запахло новой войной. Уже совсем скоро всех оденут в военные сапоги, которые начнут топтать Европу, уже совсем скоро заработают газовые камеры и повалит трупный дым из труб Освенцима и Бухенвальда…
Но открой дверь берлинского «Кит Кэт Клаб», и ты попадаешь в другой мир: мир-сказку, мир-феерию. Это мир «Кабаре»! Здесь нет ни тревог, ни забот, ни зла. Здесь праздник жизни, веселье, смех, блеск софитов и костюмов, здесь «Money makes the world go round» (на мой взгляд это один из самых лучших музыкальных номеров в истории кино: прекрасная постановка, изумительный голос Миннелли, виртуозная актерская игра и даже огромные огромные глаза-«блюдца» Лайзы и «виртуальная музыкальная монетка», которая «перелетает» из декольте певицы в трусы Конферансье – it’s great!.
И на стыке этих двух миров живет приехавшая в Германию в надежде стать «звездой» американка Салли Боулз, роль которой исполнила несравненная Лайза Миннелли. Пытаясь «сесть сразу на два стула», вынести праздник из стен кабаре и сделать свою жизнь праздником вне его, она окончательно запутывается в своих отношениях с мужчинами, становится одной из фигур в «любовном треугольнике», где она любит двоих мужчин, двое мужчин любят ее и одновременно друг друга, так и не поняв от кого беременна и решив, что ребенок будет для нее помехой, в конце концов заводит свою жизнь в тупик. Аборт, развал «воздушного замка» любви, невозможность стать богатой, потому что ее первый мужчина, немец-миллионер, не может в реалиях времени иметь жену-американку,и к тому же певичку, отъезд из Германии ее второго мужчины, нищего писателя-англичанина, и, наконец, закрытие кабаре, где последней публикой становятся не веселые прожигатели жизни, а мрачные дяди в черной военной форме, у которых на руках красные повязки с нацистской свастикой – таков печальный итог. Дальше – страх, пустота и хаос. Так через крушение «маленького индивидуального мирка» Салли Боулз режиссер Боб Фосс показывает нам приближающееся с каждой минутой крушение всего мира, стоящего на пороге Второй Мировой войны (как это напоминает то, перед чем мы стоим сегодня, не дай бог).
Смотрите легально на MEGOGO
Но…жизнь не может исчезнуть! Рано или поздно луч солнца обязательно засияет среди мрака, зеленый росток обязательно пробьет скалу, а капли дождя обязательно наполнят пересохшую реку. Жизнь продолжается, она прекрасна и удивительна, потому что «Life is a Cabaret»!
Автор рецензии Элеонора Назарян
Кабаре (Cabaret)
1972 год, США
Продюсер: Сай Фойер
Режиссер: Боб Фосс
Авторы сценария: Джей Аллен, Джо Мастерофф (пьеса)
В ролях: Лайза Миннелли, Майкл Йорк,Хельмут Грим, Джоэл Грей, Фриц Веппер, Мариса Беренсон, Элизабет Нойманн-Фиртель, Хелен Вита, Зигрид фон Рихтхофен, Герд Весперманн, Ральф Вольтер, Георг Хартманн, Рики Рени, Эстронго Начама, Оливер Коллиньон,Пьер Франк
Оператор: Джеффри Ансуорт
Композиторы:
Песни:
Джон Кандер
Фред Эбб (текст)
Саундтрек:
Ральф Бёрнс
Длительность: 128 минут