Если бы у этой рецензии было название, оно звучало бы так: «Постоянный, переменный и кошачий ток» (к слову, несколькими годами ранее Бенедикт Камбербэтч сыграл Томаса Эдисона в исторической драме «Война токов»).
Всем кошатникам must see. В этом причудливом, импрессионистском, трогательном до слез байопике о любви и одиночестве Камбербэтч исполнил роль эксцентричного английского художника Луиса Уэйна. Впрочем, нет, он не был одинок. Так что это история о любви и о позитивной энергии, которой наэлектризованы кошки, и о скрытом в их мягкой шерстке и умиротворяющем урчании океане тепла… И да, это действительно первый игровой фильм о котах (о котах, раскрывших человека, и о человеке, раскрывшем котов). Не о таких котах, как «Гарфилд», «Том и Джерри», «Кошки против собак»…, «Кладбище домашних животных» или дурацкий мюзикл «Кошки». А о настоящих кошках. И это рассказ не про какого-то одного кота, как «Уличный кот по кличке Боб», но про всех кошек сразу. И благо, они здесь не нарисованные, не компьютеризированные, не разговаривающие. Они здесь – самые обычные, самые реальные кошки.
Викторианская Англия, конец девятнадцатого века. Закадровый голос безымянной рассказчицы (в оригинале Оливии Колман) поведывает печальную историю Луиса Уэйна, маленького человека, типичного чудилы, затейливый и цветистый мозг которого без малого перевернул планету. И вся наша сегодняшняя кототерапия, все эти бесчисленные фото котиков, которыми усеян интернет, – все это его заслуга.
В 1880-х годах небогатый аристократ Луис Уэйн (совершенно неприспособленный к жизни и тем более к тому, чтобы быть кормильцем) становится единственным мужчиной в семье и должен обеспечивать мать и пятерых сестер, ни одна из которых в силу юного возраста или же тяжелого характера, или отвернувшейся фортуны пока что не вышла замуж. Оторванный от реальности энтузиаст-куролесник Уэйн пытается писать оперу, делать открытия, патентовать изобретения. Но единственное, что у него действительно получается, – рисовать. И Луис Уэйн, чтобы прокормить сестер и нанять для младших гувернантку (Клэр Фой), устраивается в газету иллюстратором. Позже, когда герой случайно приютит бездомного котенка, потеряет любимого человека и лишится работы из-за появления фотографии, он прославится изображениями антропоморфных котов, которые произведут настоящую революцию в поп-культуре и отношении человека к кошкам.
Невозможно не вспомнить в связи с «Кошачьими мирами Луиса Уэйна» байопик Тима Бертона «Большие глаза», в котором Эми Адамс сыграла американскую художницу Маргарет Кин, прославившуюся изображениями трогательных детей с ирреально, гипертрофированно огромными глазами. И Уэйн, и Кин – не великие маэстро, не живописцы на все времена вроде да Винчи или Ван Гога, но знаковые фигуры поп-арта, создавшие нечто откровенно низкохудожественное, но уникальное и заразительное, породившее массовое движение и волну, докатившуюся до наших дней.
Смотрите легально на MEGOGO
И примечательно, что вопреки киношной традиции изображать викторианство как можно грязнее и отвратительнее «Кошачьи миры» рисуют чистый, аккуратный и радужный мир, в который лишь изредка проникают ночные кошмары и густые черные страхи Луиса Уэйна.
Главный герой – классический эксцентрик комической литературы, не от мира сего, пребывающий в перманентном состоянии отчуждения от общества и действительности или же наоборот, ныряющий в этот ровный и скучный социум для того, чтобы его взволновать, нагнать волны, устроить брызги и большой всплеск подобно мальчику, который прыгнул в бассейн с чинно плавающими людьми «бомбочкой». Но подобно тому, как под усами он скрывает заячью губу, под его радужными картинками скрывается нечто темное и пугающее (правда, создатели ленты предпочли в это темное не углубляться, ограничившись намеком, что оно просто есть и не дремлет, и однажды поглотит Луиса Уэйна).
Не считая вступительного флэшфорварда из сумасшедшего дома, история начинается как костюмная романтическая комедия, и персонажи Камбербэтча и Клэр Фой (которая очень похожа на молодую Алису Фрейндлих) разыгрывают неловкие диалоги и мизансцены в духе «Служебного романа», эпизода, где Новосельцев пришел к Людмиле Прокофьевне в гости на первое романтическое свидание с коробкой конфет. Но флер ромкома быстро рассеивается, обнажая подлинную трагедию чудака-иллюстратора (который никогда не рисует людей, даже за деньги, но животных охотно рисует бесплатно). К слову, помимо Камбербэтча и Фой в фильме снялись Тоби Джонс в роли редактора газеты, Тайка Вайтити в мимолетном эпизоде без слов, Ник Кейв в камео одного известнейшего писателя-фантаста, а сестер главного героя изобразили Андреа Райсборо, Стэйси Мартин из «Нимфоманки», Эйми Лу Вуд из сериала «Половое воспитание» и Хейли Сквайрс из социальной драмы Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк».
В оригинале байопик называется «Электрическая жизнь Луиса Уэйна». Он был одержим электричеством и, должно быть, мог бы погладить кота и изобрести переменный ток, опередив Николу Теслу. Но Уэйн не был изобретателем. И едва ли был художником в полноценном смысле этого слова. Но он умел смотреть и рисовать. И создавать положительную энергию. Она и была его «электричеством». Уэйну казалось, что положительная энергия кошек способна побороть отрицательную энергию человечества: отрицательную энергию войн, болезней и ненависти. Способна побороть его собственную внутреннюю тьму… Так в общем-то и произошло. И этим «электричеством» мы пользуемся и утешаемся до сих пор.
Анастасия Лях
Кошачьи миры Луиса Уэйна (The Electrical Life of Louis Wain)
2021 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Адам Акланд, Эд Кларк, Лия Кларк, Гай Хили
Режиссер: Уилл Шарп
Сценарий: Уилл Шарп, Саймон Стивенсон
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Клэр Фой, Андреа Райсборо, Тоби Джонс, Шерон Руни, Стэйси Мартин, Эйми Лу Вуд
Оператор: Эрик Уилсон
Композитор: Артур Шарп
Длительность: 111 минут/ 01:51