Монодрама с Томом Харди в главной и единственной роли, получившая очень высокие оценки критиков, за актерскую игру в первую очередь. Второй режиссерский опыт сценариста Стивена Найта, написавшего «Порок на экспорт» и «Грязные прелести».
Вечер. В кадре строительная площадка, на которой камера фокусируется считанные секунды и тут же ныряет в BMW следом за мужчиной в соответствующей строительной одежде и каске. В салоне авто мужчина разоблачается, включает зажигание и трогается. Это Иван Лок, застройщик, руководитель очень крупного чикагского проекта, предусматривающего самое масштабное европейское строительство в полутораста километрах от Лондона. С этой секунды и до самых финальных титров действие разворачивается в машине один на один с героем, которому необходимо добраться в Лондон за полтора часа и по дороге сделать несколько важных телефонных звонков.
И монофильмы, и герметичные камерные картины существовали до «Лока», так что форма, выбранная Стивеном Найтом, на новаторство никак не претендует, но определенно завораживает как минимум сложностью, с которой приходится столкнуться единоличному исполнителю роли и сценаристу, должному раскрыть характер и суть персонажа посредством одних только телефонных бесед.
До того как Лок садится за руль, зритель не имеет ни малейшего представления о его жизни. И автор, понимая, что владеет весьма ограниченными возможностями и инструментами что-либо о ней рассказать, выбирает имя и профессию неслучайно. Славянское Иван в сочетании с работой на стройке отсылает к тому, что, скорее всего, Лок – иммигрант, но переехавший в чужую страну уже давно, поскольку успел подняться до руководителя проекта. К тому же успел завести жену (имя у нее не славянское – Катрина) и двух сыновей, старший из которых – подросток. Понятно, это лишь догадки, но они указывают на то, что в прошлом герою пришлось нелегко и к благополучию (дом, карьера, семья, BMW) он шел долгими усилиями и самоотверженной трудоспособностью.
Лок едет в Лондон, чтобы присутствовать при родах женщины, с которой однажды переспал. Он ее не любит, из семьи уходить не собирается, секс был всего один раз и то после немалого количества выпитого вина, но герой чувствует себя обязанным и виноватым, что недалеко от истины. «Она немолодая, и ты вряд ли сочла бы ее красивой, но этот ребенок – последний шанс для нее быть счастливой», – оправдывается Лок перед женой, после чего та, естественно, бросает трубку. Как только зритель начинает негодовать, мол, никто в реальной жизни не сообщает такие вещи по телефону, только лично, только видя глаза и имея возможность все утрясти и загладить…, автор тут же отвечает и здраво аргументирует поступок героя.
Смотрите легально на MEGOGO
«Ты с ума сошел!? Наплевал на завтрашнее заложение (фундамента. – Авт.), рискнул десятилетней работой ради женщины, которую едва знаешь и с которой вообще не собираешься быть?! Тебя уволят, и я ничего не смогу сделать! Лучше бы сказал, что заболел!» – кричит в трубку начальник Лока. На что тот спокойно и взвешено отвечает: «Я принял решение». И это «Я принял решение» в устах Тома Харди звучит так, словно выбор героя – действительно единственно правильный, и никак иначе поступить было нельзя. На другом конце условного телефонного провода справедливо истерит обманутая жена, справедливо ждет помощи и заботы совсем одинокая женщина, которой страшно и больно, справедливо досадует начальник, у которого завтра все может полететь к чертям. А Иван Лок, рискнувший за короткие полтора часа потерять семью, дом и работу, едет по ночной автостраде, потому что «принял решение», и оно ему кажется верным. Звонки не прекращаются и донимает простуда.
Не желая мотивировать шаг героя пустым голословным благородством, Найт вводит в сюжетную линию воображаемый образ покойного отца, с которым в машине беседует Лок. Он представляет отца на заднем сидении и, глядя в зеркало, выпускает на него весь скопившийся пар. Из монолога становится ясно, что тот не растил сына и нарисовался лишь тогда, когда парень окончательно повзрослел и перестал в нем нуждаться. Ненависть к низменному поступку родителя оправдывает Лока в собственных глазах и помогает утвердиться в правильности сомнительного решения. Если бы не убедительность и чистосердечность исполнения Харди, разговор с несуществующим собеседником, не вполне соответствующий адекватному поведению «живого» человека, а не киношного персонажа, мог бы сфальшивить и резануть, выглядеть отчаянной попыткой сценариста за неимением более естественных и сообразных художественных приемов объяснить и продемонстрировать тот скрытый от зрительских глаз бэкграунд, из которого выросла личность Лока. Однако актер достойно несет даже эту уловку.
Теплые желтые огни автострады будто рифмуются с положительностью героя, которая выделяется еще четче на фоне отрицательных обстоятельств. Быть бескомпромиссно порядочным в непорядочном стечении фактов и случайностей – тот стержень, на котором держится персонаж и история в целом. Впрочем, рождение ребенка – едва ли отрицательное обстоятельство, к чему в итоге и ведет фильм.
Анастасия Лях
Лок (Locke)
2013 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Гай Хили, Пол Уэбстер, Чарльз Оти
Режиссер: Стивен Найт
Сценарий: Стивен Найт
В ролях: Том Харди
Оператор: Харис Замбарлукос
Композитор: Дикон Хинчлифф
Длительность: 85 минут / 01:25