«Будто я египтянин, и со мною и солнце, и зной…». Цитата, если что, не из фильма, а из песни группы «Пикник». У новых «Людей Икс» есть существенный минус. Это сам Апокалипсис. Но в остальном они все так же харизматичны, динамичны, драматичны, ироничны, «магнетичны». Да, Магнето вновь перетягивает эмоциональное одеяло, и его маленькая личная история оказывается куда живее и волнительнее, нежели злопыхательства скоморошного египетского бога с неразборчивыми целями и невнятной предвыборной программой.
На эффектных вступительных титрах мелькают распятие, свастика, серп и молот… то есть известные политические и религиозные культы, олицетворяющие ту или иную веху истории и объект массового поклонения. Все символы имеют форму креста, то есть являют собой перекрещение двух линий или элементов, как и знак Людей Х. В отличие от комиксов DC, марвеловские истории зачастую неотделимы от реальных исторических событий и связаны с геополитической действительностью теснейшим образом. Как и «Мстители», «Люди Икс» деликатно вмешиваются в исторические факты и перевинчивают их на свой лад. Так Джон Кеннеди становится мутантом, а исход Карибского кризиса зависит от того, какая сторона, темная или светлая, возьмет верх в характере Магнето.
Собственно, от этого же зависит и финал «Апокалипсиса». Авторы третьего фильма из перезапущенной серии приквелов бессовестно повторяются, но исключительно в лучших моментах. В «Первом классе» зрителей покорило камео Росомахи? Нате пожалуйста. В «Днях минувшего будущего» самой фееричной оказалась сцена с участием Ртути? Нате пожалуйста (Эван Питерс, конечно, фантастичен; немудрено, что Marvel поспешила скоропостижно избавиться от альтернативного Питера Максимоффа в лице Аарона Джонсона, понимая, что тот не выдержит конкуренции). Критики напишут «вторично», «ничего нового», ну да черт с ними, зато публика скушает с аппетитом и расплывется в сытой улыбке.
Египетский бог солнца Ра, творец всего сущего (под ним же стоит понимать иудейского и христианского Господа и исламского Аллаха), тоже был мутантом. То есть землю, небо и людей создал человек Икс, затем волею случая он несколько тысячелетий проспал, после чего пришел в себя, оценил произошедшие в мире изменения, нашел их скверными и призвал четырех всадников Апокалипсиса, чтобы те, что называется, посеяли хаос и разрушение и покарали человечество за грехи. В живых же останутся только сильнейшие и только, ясное дело, мутанты. Эдакая кара господня роду людскому за ксенофобию. Вот только непонятно: если Апокалипсис – бог, создавший мутантов по своему подобию и наделивший их силой, то почему он годами переселял свое сознание в новых и новых мутантов, тем самым отнимая их сверхспособности? Так давал или отбирал? Так отец он или паразит?
Комично-футуристичный внешний вид Апокалипсиса наталкивает на мысль, что куда органичнее он смотрелся бы рядом с Дивой Плавалагуной из «Пятого элемента» (в этом смысле противник Мстителей Альтрон был адекватнее и больше соответствовал оригинальному рисунку из комикса).
Смотрите легально на MEGOGO
Дженнифер Лоуренс, лихо поговорившая в «Днях минувшего будущего» на вьетнамском, на сей раз упражняется в немецком (причем в немецком из классического немецкого порно). И надо сказать, поблескивающее мини и начес из 80-х идут ей не меньше, чем шляпа и вырез из 70-х. А Майкл Фассбендер много и совершенно прекрасно говорит по-польски.
Из новоприбывших мутантов определенно хороши Циклоп (Тай Шеридан) и Шторм (Александра Шипп). «Фестивальный мальчик» Тай, заслуженно получивший в Венеции приз лучшему молодому актеру, впервые после специфического авторского кино («Древо жизни», «Мад», «Джо») попал в крупный универсальный проект. И не растерялся. Дерзкая Александра Шипп из сериала «Рэй Донован» и обласканного критиками байопика «Голос улиц» так понравилась боссам, что сходу автоматом перекочевала в спин-офф «Новые мутанты».
Софи Тернер в образе юной Джин Грей уныло-страдальчески меланхолична, как и ее Санса Старк из «Игры престолов», но есть надежда, что персонаж раскачается к следующей серии. А вот Коди Смит-МакФи, напрочь лишенный жизненной и актерской энергии, – точно не самый удачный выбор на роль Попрыгуна; субтильному, инертному парню куда больше идут бледные романтические герои, вроде того, которого он сыграл в лирическом вестерне «Медленный запад».
В «Апокалипсисе», как и в двух предыдущих частях перезапуска, мутанты обильно льют слезы, просто-таки плачут и плачут. С одной стороны – душещипательно, с другой – слегка выходит за рамки жанра, никак не предназначенного для носовых платков (если в ситуации с Магнето эта боль оправдана, то в случае Чарльза, превратившегося в мученика, бесконечные терзания отчасти надуманы).
В одной из сцен юные ученики школы Ксавьера идут в кино на «Возвращение джедая», шестой (третий по счету) эпизод «Звездных войн» (на дворе как раз 1983 год), и после сеанса спорят, превзошел или нет сиквел «Империя наносит ответный удар» оригинальную «Новую надежду». Спор так и не достигает консенсуса, но Джин Грей бросает недвусмысленную фразу: «Зато все согласны, что третья часть самая слабая». И этой репликой самоироничный Брайан Сингер, заблаговременно подготовившийся к негативным отзывам, рубит на корню всю дальнейшую высоколобую и оттого потешную, необязательную критику.
Анастасия Лях
Люди Икс: Апокалипсис (X-Men: Apocalypse)
2016 год, США
Продюсеры: Саймон Кинберг, Лорен Шулер Доннер, Брайан Сингер
Режиссер: Брайан Сингер
Сценарий: Саймон Кинберг, Брайан Сингер, Майкл Догерти
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Оскар Айзек, Роуз Бирн, Эван Питерс, Софи Тернер, Тай Шеридан, Коди Смит-МакФи, Александра Шипп, Оливия Манн
Оператор: Ньютон Томас Сигел
Композитор: Джон Оттмен
Длительность: 143 минуты/ 02:23