Начало этого фильма сулит либо хоррор, либо триллер. Ближе к середине он оказывается научной фантастикой. А под занавес – и вовсе сатирой на наивные девичьи ожидания и мечты, которые закаляются от боли разочарования и трансформируются в эмансипацию.
Молодая хрупкая красавица Элизабет мечтает выйти замуж за идеального мужчину, который стал бы для нее опорой и защитой, крепким и надежным плечом, и увез бы в свой идеальный дом, в свой особенный изолированный мир, подальше от скверны и боли этого сурового мира. И она такого находит. Генри немолод, но умен и богат, самодостаточен, харизматичен, уверен в себе, и он способен оградить от всего плохого, за ним – как за стеной. Вот только Элизабет не догадывается, что стена окажется буквальной, а не фигуральной.
Гигантский особняк Генри, расположенный в оторванной от городской суеты глуши, похож на замок, только не готический, а в стиле хай-тек. И кроме хозяина и его новоиспеченной молодой жены там проживают лишь гувернантка и сын Генри от первого брака, слепой юноша Оливер. В доме полно еды, красивой одежды, и все это – в распоряжении новоприбывшей красавицы, молодой госпожи. Все двери во все комнаты хитроумного особняка тоже перед ней открыты, она может бродить где хочет и сколько хочет. Все комнаты, кроме одной, куда Генри строго-настрого запретил заходить… И вот в разгар медового месяца супруг говорит, что вынужден уехать ненадолго по делам, и что она может убить время, осматривая дом. Естественно, Элизабет, терзаемая любопытством, заходит в запретную комнату…
Американский сценарист и режиссер венесуэльского происхождения Себастьян Гутьеррес практически никогда не получал положительных отзывов ни от критиков, ни от зрителей. В каком бы жанре он ни пробовал снимать: криминал, триллер, хоррор, комедия. И сколько бы звезд в свои проекты ни приглашал. «Медовый месяц» – первая научная фантастика в карьере постановщика и, возможно, лучшая его картина.
Во всех без исключения фильмах Гутьеррес снимал свою гражданскую жену, спутницу жизни на протяжении многих лет актрису Карлу Гуджино. Запечатлелась она и в «Медовом месяце», но не в главной роли. Партию Элизабет исполнила австралийская топ-модель Эбби Ли, которую ранее можно было видеть в постапокалиптическом боевике «Безумный Макс: Дорога ярости» и фэшн-хорроре «Неоновый демон». Однако центральную героиню манекенщица сыграла впервые. И вполне справилась с задачей.
Смотрите легально на MEGOGO
В оригинале лента называется «Elizabeth Harvest». Российские локализаторы перевели заглавие как «Элизабет Харвест», и звучит это, естественно, как имя и фамилия, что совсем не соответствует действительности и авторской задумке. «Harvest» в данном случае означает «урожай». То есть «Урожай Элизабет». На первый взгляд звучит нелепо и непонятно. Но при просмотре все становится очевидным, и загадочное слово «урожай» обретает твердую логику и вполне прозрачный однозначный смысл. Украинские дистрибьюторы пошли более легким и более удачным в коммерческом плане путем, выпустив картину в прокат под названием «Медовый месяц», что соответствует и дате релиза (14 февраля, День всех влюбленных), и авторскому посылу.
«Убей главную героиню в первые тридцать минут», – посоветовала мудрая жена Альфреду Хичкоку, когда тот снимал «Психо». Себастьян Гутьеррес поступил еще радикальнее: главная героиня «Медового месяца» умирает в первые минут пятнадцать.
Кстати, вы ведь забыли про Оливера, сына Генри, не так ли? Не забывайте. Он – темная лошадка этой истории.
Дом Генри, напичканный вкусными яствами и красивой одеждой, – будто замок чудовища из сказки «Красавица и чудовище». Но еще ближе фильм Гутьерреса к другой сказке того же Шарля Перро – «Синяя борода». Ну, помните, где суровый богатый аристократ с густой синевласой бородой, наводящий ужас на юных красавиц, взял в жены молодую кроткую девицу, будучи до нее женатым целых семь раз, и увез ее жить в свой огромный замок. Вскоре после свадьбы ему пришлось уехать по делам, и он отдал молодой жене ключи от всех комнат. И даже от той, в которую запретил входить под страхом смерти. Девица, естественно, не выдержала и отворила дверцу, за которой обнаружила трупы всех семи предыдущих жен.
Знаете, что самое смешное? Если ввести в гугле «синяя борода сказка», то справа появится столбик с ссылкой на википедию и краткой информацией, где в строке «жанр» будет через запятую указано «сказка, научная фантастика». Да-да, научная фантастика.
Если в прекрасной картине Алекса Гарленда «Из машины» научная фантастика об искусственной форме человеческой жизни в итоге делала неожиданный кивок сказке про Синюю бороду, то в «Медовом месяце» наоборот, сказка про Синюю бороду делает неожиданный кивок научной фантастике об искусственной форме человеческой жизни.
Оказавшись в аду и пребывая в шоковой истерике, Элизабет скажет: «Господи, я не хочу всего этого, я хочу обратно свой медовый месяц!». Это кино, взирая на первые кадры, могло оказаться мистической историей о жутком доме, хранящем страшную тайну. Или кровавым триллером о муже-серийном маньяке. Но оказалось научной фантастикой о злом и несчастном гении и самых продвинутых технологиях и открытиях, подвигнутых чувством любви и утраты. А под фантастикой режиссер припрятал сатиру, изобличающую размноженное одно на всех будто под копирку стремление девушек выйти замуж за идеал и проживать медовый месяц снова и снова, и снова… В финале же Гутьеррес эмансипирует свою зацикленную на замужестве и свадьбе героиню, щедро даруя ей полную свободу от этой провиденциальной, запрограммированной одержимости.
Анастасия Лях
Медовый месяц (Элизабет Харвест, Elizabeth Harvest)
2018 год, США
Продюсеры: Фред Бергер, Леон Клэранс, Себастьян Гутьеррес
Режиссер: Себастьян Гутьеррес
Сценарий: Себастьян Гутьеррес
В ролях: Эбби Ли, Киран Хайндс, Карла Гуджино, Мэттью Бирд, Дилан Бейкер
Оператор: Кале Фино
Композиторы: Фэрис Бэдван, Рейчел Зеффира
Длительность: 105 минут/ 01:45