Конец прекрасной эпохи. Нет, не так. Прекрасный конец прекрасной эпохи. Marvel делает невероятные вещи. Но что еще важнее: умеет невероятным образом с этими вещами прощаться, отпускать, вырывать с корнями, не цепляясь отчаянно за то, без чего, казалось бы, невозможно дальнейшее существование. Это конец прекрасной эпохи и это начало чего-то нового, наверняка не менее замечательного.
О многом из того, что показал «Финал», мы догадывались и ожидали увидеть. Многое из того, что показал «Финал», оказалось сюрпризом. Предсказуемость и неожиданность сошлись здесь в такой же гармонии, как эпичность, масштаб и уют, одомашненность; величие, размах и скромность, задушевность; запутанность, мудреность, витиеватость, сложность, разветвленность и простота, бесхитростность, естественность; пафос и приземленность; смех и слезы; комедия и драма; жизнь и смерть; победа и поражение; супергероизм и обыкновенность; подвиг и слабость; идеалы и несовершенства; глобальное и личное; большое и маленькое; фантастическое и обыденное; передовое и старомодное; сверхчеловеческое и человеческое.
Собрать всех-всех-всех-всех и выстроить из этого разношерстного многообразия ладную и целостную конструкцию, работающую как единый и безотказный механизм, или не так, как единый и безотказный живой организм, где у каждой шестеренки, у каждой клеточки свое место, своя партия, свое предназначение, свой яркий выход, пусть даже на долю секунды, своя незаменимая жизнедеятельность в рамках до предела насыщенной, но не перенасыщенной истории, которая условно заканчивается там же, где началась в далеком 2008 году, когда на экраны вышел первый «Железный человек», первый фантастический блокбастер студии Marvel… так вот собрать всех-всех-всех-всех и, подобно виртуозному дирижеру, каждому указать путь таким образом, чтобы все отдельные звуки слились в единую и бесподобную мелодию, – для этого нужно быть гением. Братья Руссо – гении.
Когда стало известно, каким будет подзаголовок последних «Мстителей» (последних в том виде и в том составе, в котором мы их знаем), это натолкнуло на мысли о том, что, во-первых, эта заключительная часть долгоиграющей многолетней франшизы будет очень и очень особенной, непохожей ни на один из предыдущих блокбастеров Marvel; во-вторых, она будет очень и очень простой. Просто «Финал». Без всякой излишней патетики и лишних слов. Речь не о сюжетной и не о композиционной простоте, конечно же, но о простоте настроенческой.
Так и вышло. Фильм получился настолько особенным, что один из братьев Руссо, а именно младший Джо, сам появился в кадре и произнес несколько реплик, скромно и почти незаметно (в действительности Джо Руссо и раньше исполнял камео психотерапевта: лечил Ника Фьюри в «Другой войне», допрашивал Баки Барнса в «Противостоянии», но об этих нюансах знают и помнят лишь одержимые фанаты; здесь же его приземленная психотерапевтическая помощь ничем не отличается от помощи в клубе анонимных алкоголиков, к примеру, – так вот запросто, по-домашнему, без церемоний).
Смотрите легально на MEGOGO
Настолько особенным, что смог подарить покойному гению Стэну Ли вторую молодость, бурную, яркую, несущуюся в длинном винтажном авто по автостраде навстречу новым лихим авантюрам и неизгладимым впечатлениям, о которых можно и нужно вспоминать в тихой, уютной старости. Настолько особенным, что магия машины времени, аргументированная, между прочим, с научной точки зрения, смогла не только исправить ошибки (не все, но почти), но и вернуть утраченную любовь и даже утраченную возможность прожить жизнь заново, совсем по-другому.
И настолько простым в наилучшем смысле этого слова, что ностальгичность здесь переиграла экшн. Лучшими сценами «Финала» стали не грандиозная финальная схватка, похожая на планетарных масштабов торнадо, что поднял в воздух и закрутил в своем сумасшедшем танце-вихре все живое и неживое (хотя эта сцена, ее ритм, массовость, хореография, скроены потрясающе), а сцены-возвращения в наши любимые моменты вселенной MC. Например, в лифт из фильма «Первый мститель: Другая война», где несколько лет назад развернулась умопомрачительная драка. Или в первое знакомство с Питером Квиллом на заброшенной планете Мораг, где он слушал «Come And Get Your Love» группы Redbone через кассетный аудиоплеер и хулигански пританцовывал, раскидывая ногами мелких инопланетных грызунов и нагло используя одного из них в качестве микрофона.
Любимые моменты. Любимые герои. Сильно изменившиеся любимые герои. В «Финале» едва ли не каждый из супергероев меняется, меняет свой облик, как внешний, так и внутренний. Кто-то ожесточается. Кто-то обретает заветный баланс. У кого-то смещаются ценности. А кто-то просто подсел на пиво и снеки с сырным соусом… Но едва ли не каждый (едва ли не каждый, на ком в финале/ «Финале» сделан акцент) становится чуть дальше от супергероя, чуть ближе к обычному человеку.
От «Назад в будущее» до «Большого Лебовски» – остроумных, находчивых, изобретательных и порой до слез уморительных отсылок, конечно же, море, как и всегда в фильмах Marvel. «Финал» делает все возможное и невозможное, чтобы нам было смешно и весело до мокроты в глазах; чтобы нам было памятно и грустно до приятной, но чуточку горьковатой улыбки.
Анастасия Лях
Мстители: Финал (Avengers: Endgame)
2019 год, США
Продюсер: Кевин Файги
Режиссеры: Энтони Руссо, Джо Руссо
Сценарий: Джек Кирби, Стэн Ли, Кристофер Маркус, Стивен МакФили
В ролях: Роберт Дауни мл., Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Дон Чидл, Пол Радд, Бри Ларсон, Карен Гиллан, Данай Гурира, Брэдли Купер, Джош Бролин, Зои Салдана, Гвинет Пэлтроу, Тесса Томпсон, Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Роберт Редфорд, Рене Руссо, Натали Портман, Линда Карделлини, Хейли Этвелл, Джон Слэттери, Тайка Вайтити, Джеймс Д’Арси, Хироюки Санада, Кен Жонг, Том Холланд, Чедвик Боузман, Элизабет Олсен, Энтони Маки, Себастиан Стэн, Том Хиддлстон, Дэйв Батиста, Крис Пратт, Летишиа Райт, Майкл Дуглас, Мишель Пфайффер, Эванджелин Лилли, Анджела Бассетт, Джон Фавро, Бенедикт Вонг, Фрэнк Грилло, Вин Дизель, Сэмюэл Л. Джексон, Стэн Ли
Оператор: Трент Опалок
Композитор: Алан Сильвестри
Длительность: 181 минута/ 03:01