Право на хранение и ношение оружия в США гарантируется второй поправкой к Конституции, вступившей в силу в конце 1791 года. Этой поправкой, действующей по сегодняшний день, отцы-основатели американской государственности и независимости обеспечили народу право на вооруженное восстание. То есть в том случае, если правительство нарушит свободы американцев и те в ответ организуют мятеж, силы у обеих сторон будут равны: против вооруженной армии сможет выступить не менее вооруженная нация.
Едва ли отцы-основатели предполагали, сколько убийств в итоге будет совершено в домах и на улице благодаря этой поправке, сколько мелких правонарушителей будет застрелено «храбрыми» народными героями, сколько домашнего насилия будет чиниться с применением огнестрела, сколько произойдет беспричинной стрельбы в школах и школьных автобусах…
В 2016-м, в последний год своего президентства, Обама ужесточил контроль над продажей и покупкой огнестрельного оружия, вспоминая, в частности, трагедию в начальной школе Ньютауна, где были убиты двадцать детей. Новые меры предосторожности, введенные личным президентским указом в обход конгресса, предусматривали детальную проверку каждого покупателя: истории его психических заболеваний, антисоциального поведения, склонности к любому виду насилия. Ранее же оружие мог свободно приобрести любой совершеннолетний, предъявивший паспорт.
Казалось бы, палка о двух концах. Ведь если бы, к примеру, у одного из учителей школы в Ньютауне оказался при себе пистолет, возможно, удалось бы предотвратить гибель стольких детей. Но все же было б значительно лучше, если бы двадцатилетнему Адаму Лэнзе не удалось беспроблемно купить в магазине полуавтоматический карабин Bushmaster, два пистолета и дробовик.
«Оружейное лобби больше не может держать страну в заложниках», – сказал Обама. На что конгресс, большинство в котором составляют республиканцы, обвинил президента в превышении полномочий.
Смотрите легально на MEGOGO
Сейчас, когда в кресле главного человека страны вопреки всем прогнозам и ожиданиям оказался представитель республиканцев Трамп, старания и инициативы Обамы наверняка пойдут прахом. Новоизбранный глава государства уже заявил, что разрешение на ношение оружия останется неизменным: «Поддержка правоохранительной сферы означает поддержку возможности наших граждан защищать самих себя. Мы будем придерживаться второй поправки на каждом уровне нашей юридической системы».
Столь длинное вступление, конечно же, не является рецензией на политическую драму «Мисс Слоун», но необходимо для понимания сути сюжетного конфликта и оснований для создания такого кино в целом. К слову, персонаж, переживший массовую стрельбу в школе, здесь тоже имеется.
Фильм начинается с того, как главная героиня, известный лоббист Элизабет Слоун, сидит на скамье подсудимых перед конгрессом, обвиняемая в нарушении этики, незаконной прослушке и лжесвидетельстве. Затем события переносятся немного назад, и зрителя с головой окунают в путанную политическую игру, приведшую в результате к судебному разбирательству над мисс Слоун.
Героиня Джессики Честейн поначалу кажется холодной, расчетливой, амбициозной, беспринципной акулой продуманного кулуарного воздействия на власть, для которой нет ничего важнее победы. Она работает лоббистом много лет, имеет репутацию гениального «толкателя» любой моральной и аморальной идеи и не терпит поражений, сантиментов и пустой траты времени. Естественно, у нее нет семьи и даже периодических отношений, только технический секс за деньги. Но когда в контору, где работает мисс Слоун, обращается шишка оружейного бизнеса с предложением дисквалифицировать закон, ограничивающий право на ношение оружия, героиня демонстративно увольняется, забирает часть преданных ей сотрудников и переходит к конкурентам, лоббирующим этот вот самый неугодный некоторым очень большим и влиятельным людям закон.
И практически до самого финала зрителя терзает сомнение. Это такой хитроумный пиар-ход? Что в действительности движет загадочной и в некотором смысле парадоксальной мисс Слоун? Чувство противоречия? Скрытая личная выгода? Желание доказать исключительный, непревзойденный талант? Или и впрямь искреннее стремление отстоять идеи и принципы, которые она считает правильными?
«Сейчас я вам кое-что расскажу. Как-то раз священник подвозил молодую монашку из церкви. Всю дорогу он посматривал на монашку и наконец положил ей руку на колено. «Отче, – сказала монашка, – вспомните Евангелие от Луки, глава 14, стих 10». Священник смутился и убрал руку. Но на следующем светофоре снова тронул монашку за колено. И снова она сказала: «Вспомните Евангелие от Луки, глава 14, стих 10». Священник извинился и в оправдание своих действий заметил: «Плоть слаба». Затем, приехав домой, заглянул в Евангелие от Луки, нашел десятый стих четырнадцатой главы и обнаружил там следующие строки: «Ищи выше и обретешь ты победу». Так вот: знайте свое дело, иначе упустите решающую возможность».
И хотя прибаутка о «победе», которая находится «чуть выше», обыгрывалась в множестве анекдотов и поговорок, слушать эту поучительную историю из уст Джессики Честейн – непередаваемое удовольствие. Неудивительно, что постановщик Джон Мэдден видел в роли Элизабет Слоун только ее. Во-первых, актриса обладает редкого благородства и магнетизма внешностью: ее скульптурная красота дивным образом сочетает надменность и холод с пылкостью и огнем. Во-вторых, ей удается наделять своих героинь практически мужской силой и стойкостью. Когда мисс Слоун говорит, а говорит она очень много и все по делу, ее хочется слушать с открытым ртом и прибавленной громкостью.
«Мисс Слоун» – это «Карточный домик» в миниатюре. Сперва героиня Честейн напоминает Фрэнка Андервуда, затем отклоняется в сторону его колеблющейся жены Клэр, а после и вовсе занимает собственную, весьма неожиданную позицию. В одной из сцен она стоит в строгом черном пальто с рукавами и воротом из черной лаковой кожи и смахивает на садиста или чекиста, готового взять в руки либо револьвер, либо плетку. Но по одежке, как известно, только встречают.
Сценарий «Мисс Слоун», что называется, умен не по годам. В 2015-м текст никому не известного Джонатана Переры заслуженно оказался в первой пятерке знаменитого «черного списка» лучших нереализованных сценариев, после чего проект быстро нашел финансирование и довольно быстро добрался до зрителя. При этом текст Переры никто посторонний не переписывал, не дорабатывал и не полировал.
В репликах и действиях, прописанных писателем-дебютантом, столько толковых вещей, что их никак не мог выдумать человек, незнакомый с особенностями лоббизма и ситуацией вокруг оружейного законопроекта изнутри. А слоган «Если вы настолько отчаялись, что готовы взять в руки оружие, – значит, вам нельзя носить оружие» так хорош, что хочется распечатать и повесить на стены Белого дома.
Впрочем, «Мисс Слоун» – кино не только о политике, но и о женщине, которая по какой-то необъяснимой причине лишила себя всех женских качеств и радостей (супружества, материнства, заботы, любви, творчества, подруг, здорового сна, вкусной еды, удобной одежды) и выбрала одиночество.
Анастасия Лях
Мисс Слоун (Miss Sloane)
2016 год, США/ Великобритания/ Франция
Продюсеры: Бен Браунинг, Крис Тикье, Ариэль Зейтун
Режиссер: Джон Мэдден
Сценарий: Джонатан Перера
В ролях: Джессика Честейн, Гугу Эмбата-Ро, Марк Стронг, Джон Литгоу, Элисон Пилл, Майкл Стулбарг, Джейк Лэси, Сэм Уотерстон, Дуглас Смит, Дилан Бейкер
Оператор: Себастьян Бленков
Композитор: Макс Рихтер
Длительность: 126 минут/ 02:06