Эдгар Райт – не Тарантино, конечно. Но этот британец родом из прибрежного города Пул давно заработал репутацию сценариста и режиссера, на фильмы которого зритель идет исключительно ради самого фильма и специфического почерка мувимейкера, его отличительного юмора, новаторского подхода к форме и жанру и т. п. И совершенно неважно, о чем кино и кто в нем играет.
Выпустив «Зомби по имени Шон», «Типа крутых легавых» и «Скотта Пилигрима против всех», Эдгар Райт обзавелся небольшой, но стабильной аудиторией ценителей, которые строго знают, чего ждать и за что любить. Но «На драйве» скорее понравится случайному зрителю, а поклонника разочарует. Видимо, после неудачи с «Человеком-муравьем» (постановщика попросили из проекта по причине творческих разногласий со студией) Райт захотел доказать Голливуду свою профпригодность, то есть способность снимать простой и доступный экшн, не лишенный при этом, как говорится, изюминки.
В «На драйве» вроде бы и изюм есть, и новаторство жанра, и драйв, и стиль, и шутки, и колоритные персонажи… Но чего-то катастрофически не хватает. Во-первых, не хватает самого Эдгара Райта. Во-вторых, недостает что ли искренней симпатии автора к своему творению и своим героям. Он не любит Бэби так, как любил Шона, Энджела и Скотта Пилигрима. А следовательно, его не может полюбить и зритель.
Бэби сходу выглядит не отсылкой, а калькой с персонажа Райана Гослинга в «Драйве». Он тоже работает водилой на криминальные структуры, но сам при этом старается не пачкаться и вообще человек положительный, благородный, девушкам обездоленным помогает. Он тоже преимущественно молчит, хотя и не немой. И тоже носит некий знаковый аксессуар или элемент одежды (у Гослинга это была серебристая куртка со скорпионом на спине, у Энсела Элгорта – хипстерские солнцезащитные очки). И тоже имеет некую дурацкую, но неотъемлемую привычку (герой Гослинга все время жевал зубочистку, а герой Элгорта не вынимает из ушей наушники айпода). Вот только Бэби не так крут, он, как ни крути, еще ребенок.
Любовный интерес героя – опять же официантка. А водительские перчатки, которые носит безымянный персонаж Гослинга, получают отклик в виде перчаток, которые дарит герою Элгорта его босс в лице Кевина Спейси. Естественно, все эти совпадения и параллели с «Драйвом» случайными быть никак не могут. Райт рифмует два фильма целенаправленно. Но почему-то столь навязчивое созвучие не выглядит ни оммажем, ни аллюзией, ни цитированием, а представляется именно калькой, перепечаткой.
Смотрите легально на MEGOGO
В «Драйве» важную роль исполняли песни. В «На драйве» они создают форму и задают темп. Собственно, Эдгар Райт упаковывает свою историю в очень своеобразный жанр криминального экшна-мюзикла. Причем помимо Queen и The Champs здесь есть и оригинальный диджейский микс под названием «Разве он медленный?» (Бэби записывает реплики окружающих на диктофон, а затем дома миксует и пополняет свою музыкальную коллекцию).
Эдгар Райт будто насмехается над титулованной картиной Николаса Виндинга Рефна и выдает собственную версию событий. Но не пародию, а именно альтернативу. Вопрос: зачем? При этом чересчур броских и эксцентричных второплановых персонажей режиссер заимствует из вселенной выше названного старины Квентина.
Казалось бы, чисто технически придраться совершенно не к чему: стильно, модно, молодежно. Но, как справедливо написал один из англоязычных ресурсов, «это крутое кино, но без души». Энселу Элгорту не хватает харизмы (должно быть, Райт отдал ему главную партию потому, что тот внешне похож на Рефна). Кевин Спейси практически повторяет роль, исполненную в «Двадцать одно» (а под конец его персонаж нелепо и неправдоподобно совершает поступок, абсолютно не вписывающийся в череду предыдущих действий).
«На драйве» (который по-хорошему стоило перевести как «Бэби драйвер» по аналогии с «Бэби босс») – тот редкий случай в кино, когда почти что безупречный фильм не вызывает ни единой эмоции (даже когда Бэби записывает на диктофон трогательную инструкцию про намазанное до краев арахисовое масло от имени своего немого приемного родителя, которого вынужден инкогнито оставить на пороге дома для престарелых). Как холодная электронная обработка старой горячо любимой песни.
Анастасия Лях
На драйве (Baby Driver)
2017 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Тим Беван, Эрик Феллнер, Найра Пак
Режиссер: Эдгар Райт
Сценарий: Эдгар Райт
В ролях: Энсел Элгорт, Кевин Спейси, Лили Джеймс, Джон Хэмм, Джейми Фокс, Эйза Гонсалес, Джон Бернтал, Мика Ховард, С. Дж. Джонс
Оператор: Билл Поуп
Композитор: Стивен Прайс
Длительность: 112 минут/ 01:52