Авантюрная трагикомедия с Джесси Айзенбергом, Александром Скарсгардом и Сальмой Хайек.
Что примечательно, «Операция «Колибри» – не голливудский фильм. И даже не американский. Хотя таковым умело притворяется. Это работа независимого канадского режиссера и сценариста с вьетнамскими корнями Кима Нгуйена, известного по африканской драме 2012 года выпуска «Ведьма войны», которая номинировалась на «Оскар» в иностранной категории. «Операция «Колибри» (или «Проект «Колибри», если переводить точно) – умная, дерзкая, смешная, грустная история одной американской мечты, двух находчивых кузенов русского происхождения, одной фатальной антагонистки и непрошибаемой суровой реальности, согласно которой мечты баснословно разбогатеть сбываются у тех, кто и так богат, а всем остальным приходится ценить жизнь за другие качества.
Действие разворачивается в 2011 году на Уолл-стрит. Два рядовых сотрудника, работающих на крупного биржевого трейдера и связанных между собой двоюродным братским родством, в один прекрасный день решают уволиться и провернуть собственное дело. А именно протянуть прямой-прямёхонький оптоволоконный кабель между биржей в Канзасе и биржей в Нью-Йорке, буквально сквозь горы и реки (ни в коем случае не в обход), чтобы первее всех остальных, а именно за шестнадцать миллисекунд, получать информацию о предложениях на рынке. Но их бывший работодатель (вернее, работодательница) вовсе не намерена проигрывать двум энтузиастам-любителям.
В тандеме Айзенберга и Скарсгарда герой первого – чуточку лощеный, франтоватый бизнесмен, организатор, устроитель и руководитель рискованного предприятия, который знает, где взять деньги, сколько денег (кабель через всю страну – затея недешевая), кого нанять, с кем и как договориться (к примеру, как объяснить обычному фермеру, что продажа тридцати сантиметров его участка не является аферой и никому не доставит никакого неудобства). Герой второго – классический математический гений, чуточку смахивающий на аутиста, сутулый, неуклюжий, зацикленный, непонимающий шуток, добрый и совершенно безобидный, не имеющий и близко зубов бизнес-акулы, скорее комичные кроличьи верхние резцы.
Так, к примеру, касательно невосприятия персонажем Скарсгарда юмора, когда спонсор их сумасшедшего, но в то же время вполне рационального и многообещающего начинания решает пошутить с отсылкой на «Волшебника страны Оз», разворачивается такой вот нелепый и одновременно забавнейший диалог:
Смотрите легально на MEGOGO
– Ну что, Дороти, вперед в Канзас!
– Я – Антон.
Если в знаменитой комедии 80-х «Trading Places» (известной в русском переводе как «Их поменяли местами») герои Эдди Мерфи и Дэна Эйкройда перехватывали информацию о предложении на рынке, написанную на бумажке, и эта информация ехала к адресату долгими часами, а то и днями на поезде, то в нулевых развернулась борьба за передачу электрических сигналов по волоконно-оптическим кабелям: у кого провод прямее и короче – тот и на коне.
Тональностью, ритмикой «Операция «Колибри» (не путать с «Эффектом Колибри» и не искать в титрах Джейсона Стэйтема) рифмуется с авантюристскими экшнами про нахальные и виртуозные ограбления в духе «Друзей Оушена». Но к этому созвучию стоит добавить остроумное толкование загадочных финансовых операций на фондовых биржах в духе «Игры на понижение», а также трагикомичность напутствия про ценность каждого мгновения жизни, которая может оборваться в любую миллисекунду, из культового «Достучаться до небес».
И если в фильмах про ограбление обычно важен материальный результат, то для героев Кима Нгуйена важнее результат моральный, то есть моральный вывод, сделанный из произошедшего. И в этом смысле ключевой является сцена столкновения с поселением амишей, которые упрямо и ни за какие деньги не хотят продавать тридцать сантиметров своей земли под проложение под ней оптоволоконного кабеля, по которому фотоны движутся быстрее скорости света. Их аргумент – нежелание быть частью глобального ускорения жизни, которое происходит в мире, нежелание «осквернять» свою землю, свой дом этим форсирующим движением, которое разрушит их размеренное, мирное существование в гармонии и синхронности с природой.
Если Александр Скарсгард, в карьере которого уже были комедийные партии (главная роль в чернокомедийном полицейском бадди-муви «Война против всех», а также короткое, но яркое появление в недавнем сатирическом мини-сериале «Как стать богом в центральной Флориде»), выдает здесь лучшее исполнение «низкого» жанра (чего стоит один только танец-пародия на Тома Круза из «Грома в тропиках», которому очень способствует аналогичная фальшивая залысина), то Джесси Айзенберг выдает лучшего драматического персонажа со времен «Социальной сети» (чего стоит одна только сцена яростного и одержимого восхождения с бензопилой в руке и потоками болезненного пота по бледному, почти что белому лицу).
Наступить брендовыми туфлями на верхушки сосен в фантасмагорической галлюцинации (в действительности – просто на мох) – это как взобраться на Олимп, ухватить американскую мечту за яйца и наконец «возвыситься» над всем, что осталось там, у подножия, внизу, где прозябают лузеры. Или же это аллегория восхождения иного рода: осознания подлинного смысла жизни в миллисекунду максимальной близости потенциального конца.
Анастасия Лях
Операция «Колибри» (The Hummingbird Project)
2018 год, Канада/ Бельгия
Продюсеры: Фред Бергер, Пьер Ивен, Ким Нгуйен
Режиссер: Ким Нгуйен
Сценарий: Ким Нгуйен
В ролях: Джесси Айзенберг, Александр Скарсгард, Сальма Хайек, Майкл Мэндо, Йохан Хелденберг, Сара Голдберг, Фрэнк Скорпион
Оператор: Николя Больдюк
Композитор: Ив Гурме
Длительность: 111 минут/ 01:51