Фанаты «Отряда самоубийц» и в целом комиксов DC оказались обидчивыми и решительными. На днях они создали и подписали петицию с требованием закрыть сайт Rotten Tomatoes за то, что тот практически всегда ставит высокие рейтинги фильмам Marvel и почти никогда не жалует адаптации графических романов DC. Тот факт, что Rotten Tomatoes не пишет собственные рецензии, а лишь выкладывает отзывы известных англоязычных критиков и суммирует «за» и «против», активистов не остановил. Но обо всем по порядку.
«Отряд самоубийц» ждали все, даже поклонники Marvel, потому что у фильма был бесподобный, безбашенный, дерзкий, смешной, динамичный, харизматичный, драйвовый, хулиганский трейлер с обезоруживающей подборкой великих музыкальных хитов, толпой красочных, эксцентричных, эпатажных персонажей и стильной, душевной заставкой. Казалось, студия Warner наконец-то отказалась от мрачных, чересчур серьезных и пафосных экранизаций супергеройских полотен DC и привнесла долгожданные легкость и сумасшествие. Внезапно присвоенный фильму рейтинг PG-13 вместо ожидаемого взрослого R слегка подпортил картину надежд и упований (это означало, что кровь, насилие, секс и циничный, жесткий юмор без тормозов и цензуры будут представлены в лайт-лайт-лайт-версии, то есть никакого тебе «Дэдпула»).
Стартовали первые премьерные показы. На одной из красных дорожек режиссер Дэвид Эйр самоуверенно послал Marvel к черту, наблюдая дичайшие ажиотаж и истерию вокруг своего амбициозного, распиаренного творения, причем послал буквально и совсем неделикатно: «F**k Marvel». 2 августа было снято эмбарго на публикацию оценочных материалов по «Отряду» и в сеть посыпались негативные рецензии. Критики ругали картину за тяжеловесность, невнятный сюжет, вялый монтаж, нехватку шуток, провального антагониста и опять-таки неуместно серьезный, угрюмый тон. Джокера в исполнении Джареда Лето эксперты нашли куда менее выразительным и притягательным, нежели Джокеры Джека Николсона и Хита Леджера. Зато похвалили Уилла Смита, Марго Робби и Виолу Дэвис.
Словом, Дэвид Эйр со своим «F**k Marvel» явно поторопился.
На следующий день постановщик ответил злым рецензентам, заявив, что снимал кино не для критиков, а для фанатов, и что это был наилучший опыт в его карьере (ранее Эйр никогда не делал развлекательные блокбастеры).
Смотрите легально на MEGOGO
А еще через день негодующие фанаты DC опубликовали петицию, требующую закрыть авторитетный сайт Rotten Tomatoes, агрегатор профессиональных отзывов на фильмы, потому что тот «занижает» оценки экранизациям комиксов вышеупомянутого издательства («Отряд самоубийц» получил рейтинг 35% из ста возможных, а вышедший ранее «Бэтмен против Супермена» и вовсе 27%). Под петицией часть подписавшихся оставила комментарии, где обвиняла ресурс в нечестности, предвзятости и даже продажности (мол, сайт с потрохами купила Marvel). Также пользователи сетовали на то, что из-за отрицательных отзывов многие зрители отказываются от похода в кино, слепо доверяя чужому мнению, а это неправильно, поскольку на самом деле обруганные фильмы очень хороши. Ну, что тут скажешь.
Вообще понять яростных фанатов DC непросто: многие из них искренне удивляются, как можно смеяться над шутками Тони Старка, Человека-паука и Дэдпула…
А теперь о том, как «Отряд самоубийц» обзавелся шикарным трейлером и как так получилось, что само кино оказалось от этого ролика весьма далеким. Некогда студия Warner заявила, что их экранизации комиксов, в отличие от марвеловских, будут исключительно мрачными и реалистичными. Но когда на «Бэтмена против Супермена» посыпались упреки в излишней патетике и драматичности, боссы компании решили переиграть заданные концепцию и тональность, и сам Зак Снайдер пообещал, что у «Лиги справедливости» будет более легкое и бодрое настроение. Тем временем Дэвид Эйр уже снял свою мрачную и суровую версию «Отряда». Тогда студия прибегла к помощи компании Trailer Park, которая и склепала из готового, надо полагать довольно унылого, материала мажорно-агрессивный анонсирующий ролик, так понравившийся публике.
Однако, ясное дело, переснимать весь фильм никто не собирался. Это требовало новых финансовых вложений и срывало давно назначенную дату релиза. Так что, как говорится, смонтировали из того, что было.
В итоге мы получили действительно слабый результат, хотя потенциала у проекта было немерено; фильм с плохим сценарием, плохой режиссурой, но очень эффектными, яркими персонажами. История, рассказанная в «Отряде самоубийц», похожа на сказ о том, как школьные учительница и завуч (учительница в данном случае – Юэль Киннаман, а завуч – Виола Дэвис) повели двоечников-хулиганов из восьмого «бэ» в филармонию, чтобы те прикоснулись к прекрасному и перевоспитались. Сперва отчаянные пестуны изучили досье на своих подопечных: Иванов матерится, Петров плюется семечками, Сидоров стреляет из рогатки по воробьям, а Лена Синичкина непристойно одевается. После чего построили гуськом и повели. Поначалу архаровцы бесчинствовали и даже пульнули в концертный зал бумажный самолетик и грязно-розовый комок жевательной резинки, но после выяснилось, что безобразники глубоко в душе – натуры поголовно чувствительные и совсем небезнадежные, просто росли в непростых условиях или пережили детскую психологическую травму (а единственным бесчувственным и беспринципным сухарем в истории оказалась завуч).
Звучит вроде неплохо, если бы не множество «но». Завязка слишком долго раскачивается, поочередно презентуя зрителю каждого плохиша, пока наконец дело доходит до развития действия. При этом если бэкграунды Дэдшота (Уилла Смита), Харли Квинн (Марго Робби) и Эль Диабло (Джея Эрнандеса) прописаны относительно вразумительно, то линии Бумеранга и Крока проведены кое-как, с горем пополам (о первом известно лишь то, что он фетиширует по розовым единорогам, а о втором – что его, доброго и ранимого, всю жизнь считали уродом и монстром). Джокер же появляется на экране только для того, чтобы вызвать дружный и бурный восторг фанатов, как Брэд Питт в ситкоме «Друзья» (и кажется, Джареду Лето чертовски мешают металлические фиксы). А зачем в команду взяли Слипнота – непонятно вовсе.
При этом многие моменты, связанные с биографией героев, уловить из показанного в фильме крайне сложно. Так что если вы заблаговременно не ознакомились с комиксом, придется после просмотра копаться в гугле и выискивать, к примеру, информацию про чан с кислотой, в котором искупалась Харли.
То, что отъявленными злодеями движет большая и светлая любовь, – безусловно, прекрасно (Харли, как и любая нормальная, простите на слове, баба, мечтает выйти замуж за Джокера и нарожать пару-тройку джокернят; никогда не промахивающийся стрелок-наемник Дэдшот просто хочет быть хорошим отцом для дочери). Но зачем же превращать задорный летний блокбастер в семейную и любовную драму? Дэдпулом тоже руководила любовь, но бабочки в животе ничуть не мешали саркастичному балаболу юморить неутихающей пулеметной очередью. Не вопрос, очень смешно, когда персонаж Киннамана обращается к «самоубийцам» со словами «Прислушайтесь к гласу божьему!» и открывает на планшете видео-инструктаж Аманды Уоллер (Виола Дэвис весьма убедительна в шкуре плохой версии Ника Фьюри, которого ничем не прошибешь и которому никого не жалко). Но в проекте подобного пошиба хотелось бы не выжидать и лелеять каждую удачную шутку, а не успевать их ловить, как на прогрессивном уровне видеоигры Super Breakout.
Наконец самый большой промах «Отряда» – ведьма, вокруг которой сложилась примерно та же ситуация, что и вокруг Апокалипсиса в последних «Людях Икс», только еще плачевнее. Главный антагонист оказался нестрашным, нескладным, нелогичным и чужеродным, будто приклеенным из другого жанра и другого кино.
– Это я с виду такой нежный. А так я за нее – Гамлет. Нет, не Гамлет. Гамлет белый был, а этот черный. Ну, как его, этот, который после первой не закусывал?
– Что не закусывал?
– Стакан, в кино.
– В каком кино?
– В другом.
– В каком кино?
– В другом.
Анастасия Лях
Отряд самоубийц (Suicide Squad)
2016 год, США
Продюсеры: Брюс Франклин, Энди Хорвитц, Джефф Джонс
Режиссер: Дэвид Эйр
Сценарий: Дэвид Эйр, Джон Острандер
В ролях: Марго Робби, Уилл Смит, Джаред Лето, Джай Кортни, Кара Делевинь, Джей Эрнандес, Юэль Киннаман, Виола Дэвис, Адевале Акинойе-Агбаже, Скотт Иствуд
Оператор: Роман Васьянов
Композитор: Стивен Прайс
Длительность: 123 минуты/ 02:03