Западные критики уже признали новую интерпретацию сказки о невзрослеющем мальчике неудачей. Остается лишь согласиться, увы. Режиссер Джо Райт, искусно справляющийся с английской и даже русской классикой, оказался беспомощным у руля многомилионного развлекательного аттракциона. Впрочем, дети на показе радовались и довольно громко, а вот родители искали недостающее развлечение в смартфонах.
«Пэн: Путешествие в Нетландию» (она же Неверленд, она же остров Нетинебудет, она же Небувалія) – не совсем очередная экранизация известной сказки Дж. М. Барри о летающих детях и феях с волшебной пыльцой. Это приквел, попытка объяснить, с чего и как все началось, как именно Питер Пэн понял, что умеет летать, и каким образом капитан Крюк стал его злейшим врагом. В картине Джо Райта Питер и Джеймс Крюк (пока еще никакой не капитан и обладатель двух целехоньких рук) знакомятся и становятся друзьями. И зритель, ясное дело, ждет, что же такое произойдет, что навеки рассорит товарищей и превратит в заклятых противников, при каких таких обстоятельствах Крюк лишится руки и как же дерзкий мальчишка скормит конечность соперника крокодилу… Однако ничего этого в фильме нет, зато полно намеков: мол, вот вам крокодил, который в будущем (сиквеле?), возможно, откусит Джеймсу кисть; вот вам пиратский корабль «Веселый Роджер»; вот вам под занавес наводящая реплика Питера: «Мы же всегда с тобой будем друзьями?..».
А на любые вопросы касательно несостыковок с литературным первоисточником Джо Райт отвечает: «Это не экранизация, а мое авторское видение». Ну окей.
Действие, разворачивающееся в реальном мире и предшествующее путешествию в Нетландию, перенесено на несколько десятилетий вперед. Если герои произведений Барри жили до Первой мировой войны, то персонажи Джо Райта функционируют под пушечные залпы и бомбардировку немецких истребителей Второй. Ход сценариста в принципе ясен: герой сбегает в мир иллюзий не только от своего горемычного сиротства и безбожных бездушных монахинь, заправляющих детским приютом, но и от ужасов войны. Но тут сразу вспоминается «Лабиринт Фавна» с его виртуозными параллелями между фантазийным миром Офелии и мрачной действительностью франкистской Испании, и старания сценариста Джейсона Фукса кажутся беглой репродукцией или чего хуже эпигонством.
«Пэн» вообще выглядит винегретом, накрошенным из многочисленных блеклых подражаний ярким фрагментам известных фэнтези и не только фэнтези. Сцена с гарпиями-монашками напоминает претерпевания маленького Гарри Поттера в семье зловредных дядюшки и тетушки. Затем в кадре появляются блондинки-телеграфистки с «холодной волной» и невольно отсылают к ретро-фантастике «Небесный капитан и мир будущего». После чего Питер впервые взлетает, да так космически далеко, что трогает руками Сатурн… Далее следует масштабная сцена с шахтой, в которой украденные пиратами детишки добывают для Черной бороды фейскую пыльцу, и внезапно вся толпа, включая Хью Джекмана в гротескном гриме, начинает запевать «Smells Like Teen Spirit» Nirvana, и тогда путаются мысли: мюзикл… Джекман… подневольный каторжный труд… «Отверженные»? (кстати, и Аманда Сейфрид имеется).
Смотрите легально на MEGOGO
Сам же Черный борода с процедурой колдовского омолаживания перед зеркалом смахивает на Монику Беллуччи в «Братьях Гримм», не говоря уже о том, что пират-антагонист с аналогичным прозвищем фигурировал в «Пиратах Карибского моря». К слову, в четвертой серии последних были русалки, которых сыграли супермодели, так вот в «Пэне» есть точно такой же эпизод с хвостатыми рыбообразными девицами, которых изобразила модель Кара Делевинь. Туземцы и диковинная флора и фауна, светящаяся в ночи, – вырезка из «Аватара». А циничный и одновременно романтичный авантюрист Джеймс Крюк в винтажной шляпе – вылитый молодой Индиана Джонс.
В «Пэне» можно увидеть тьму-тьмущую других фильмов, но только не самого «Пэна», ничего, что бы сделало его действительно авторским видением.
Так что Джо Райту хорошо бы возвратиться к костюмированным мелодрамам. А гримерам не стоит злоупотреблять красными тенями вокруг глаз: в случае Хью Джекмана они уместны и демонстрируют старение, но Руни Мара зачем-то постоянно выглядит заплаканной…
Анастасия Лях
Пэн: Путешествие в Нетландию (Pan)
2015 год, США/ Великобритания/ Австралия
Продюсеры: Грег Берланти, Сара Шечтер, Пол Уэбстер
Режиссер: Джо Райт
Сценарий: Джейсон Фукс, Дж. М. Барри
В ролях: Хью Джекман, Леви Миллер, Гаррет Хедлунд, Руни Мара, Аманда Сейфрид, Кара Делевинь
Операторы: Джон Мэтисон, Шеймас МакГарви
Композитор: Джон Пауэлл
Длительность: 111 минут/ 01:51