На постере этой семейной драмы красуются благородные лица седовласых Дайан Лейн и Кевина Костнера. Красивая пара голливудских ветеранов (которые, к слову, уже играли супругов, когда были родителями Супермена в серии дисишных фильмов от «Человека из стали» до «Лиги справедливости Зака Снайдера») производит впечатление элегантности, породы, классики и исконно американского духа свободы. Не той свободы, которой двулично размахивает звездно-полосатый флаг, но свободы прерий Великих равнин, распростертых от американского Среднего Запада до Канады. Есть опасение, что за постером скрывается занудная и ретроградная пенсионная история, полная стариковских сантиментов и сюжетного вакуума. Но на деле фильм оказывается живым, остросюжетным неовестерном, в котором олдскульное достоинство сочетается с мощным нервным напряжением.
Действие разворачивается в 70-80-х сперва в Монтане, затем в Северной Дакоте. Сложно сказать о годах точно, поскольку американские ковбои со времен Дикого Запада почти не изменились, но именно к этим десятилетиям можно отнести появляющиеся в кадре пикапы и универсалы. На ферме живет семейство Блэкледж: отставной шериф, его жена (известная во всей округе объездчица лошадей, способная приручить любого, даже самого строптивого скакуна), их сын, невестка и маленький внук. И в первой же сцене происходит трагедия: сын падает с коня и ломает шею… По прошествии времени невестка-вдова снова выходит замуж, у внука пожилых героев, который после гибели сына остался их единственной кровинкой, появляется отчим. И когда дедушка с бабушкой понимают, что новый «папа» совсем не тот человек, с которым ребенок будет счастлив и в безопасности, и что родня его – кубло живодеров и выродков во главе с деспотичной мамашей-наседкой, то решают любыми способами вывезти внука из ада.
Когда начальная сцена обрывается крупным планом мертвого сына и за ней следует полная угрюмого молчания сцена приготовления к некоему мероприятию, в которой одетая в черное героиня Дайан Лейн безрадостно подкрашивает губы у холодного отражения в зеркале, кажется, что речь идет о логичных похоронах или панихиде. Но в действительности мероприятие оказывается свадьбой. Свадьбой бывшей невестки (сироты, оставшейся после гибели мужа в доме свекрови и свекра) и ее нового избранника. И этот день (день, когда маленький внук покидает дом любящих деда и бабушки) становится для героев не менее траурным, чем оставшийся за кадром день похорон.
Восхищает не только то, как Костнер и Лейн подходят друг другу, как органично смотрятся вместе, как оба красиво и благородно постарели, как естественны и изысканны их легкие морщины и пробивающаяся седина. Не только то, как обоим к лицу этот ковбойский среднезападный антураж, этот антигламурный натуральный фермерско-деревенский, но не плебейский, а провинциально-аристократический стиль (в отличие от сериала «Йеллоустон», действие которого также происходит в Монтане в ковбойской среде, здесь Костнер играет вовсе не богача и вовсе не властного главу-родителя, потомка осваивателей-основателей, да и ковбойскую шляпу носит не он, а жена, но маскулинность и мужество все так же при нем, абсолютны и непоколебимы). Но и то, с какими не слащавыми, а искренними нежностью и уважением их персонажи, богатые мудростью, смирением и тактом, относятся и говорят друг с другом. И нет ни малейшего сомнения, что они всю жизнь вместе, бок о бок, в горе и радости, многое-многое-многое прошли и преодолели, и всегда были опорой, поддержкой друг другу.
«Позволь ему уйти», основанный на романе Ларри Уотсона, вполне мог бы написать и снять Тейлор Шеридан, главный идеолог и популяризатор современного американского неовестерна, воспевающий грозные, суровые, просторные красоты Горного и Среднего Запада и сердитый, шершавый реализм. Однако картину снял и адаптировал Томас Безуча, ранее снимавший вовсе не вестерны и не триллеры, а драмеди и романтику («Большой рай», «Привет семье!», «Монте-Карло»). И как и в работах Шеридана, почти что с порога здесь в воздухе висит наэлектризованное напряжение, которое копится, копится, копится… и в конце концов разряжается эпичной кровавой развязкой.
Смотрите легально на MEGOGO
Структурно картину можно назвать роуд-муви. Бóльшая часть основного действия – путешествие главных героев в другой штат за горячо любимым, бесценным, незаменимым, несправедливо отнятым внуком. И поначалу они толком не представляют, куда именно и на встречу к каким именно людям едут. И их дорога окрашена во вполне положительный, мирный, семейный и даже чуть романтический тон. Они ночуют в мотелях и посещают придорожные закусочные, где герой Костнера заказывает тушеную говядину и так мило говорит жене, что ее домашняя тушеная говядина куда вкуснее. Они приветливо улыбаются, расспрашивая встречных незнакомцев о семействе Уибой, и, казалось бы, ничего откровенно пугающего им в ответ не рассказывают, но тревожность сдавливает, пощипывает, натягивает нервы как струны с самого безобидного начала.
Это плохое предчувствие обволакивает путь героев темным ореолом, который с каждым новым шагом становится темнее и темнее, пока и вовсе не окрашивается в черный. И когда пункт назначения наконец достигнут, и «радушная» хозяйка дома Бланш настойчиво приглашает отведать ее свиные отбивные, беспокойно и страшно становится так, будто на тарелках лежат отбивные из человечины, а семейка Уибой – это замаскированные симпатичными и гостеприимными лицами братья-мутанты-людоеды Пилозубый, Одноглазый и Трехпалый из слэшера «Поворот не туда».
Но нет. Конечно, нет. Никакого хоррора и тем более гротескного хоррора в вестерне Томаса Безучи нет. И нельзя не отметить, насколько война кланов, произрастающая корнями из классических хорс-опер и гангстерских саг, меняет здесь саму природу «яблока раздора». Борьба идет не за земли, не за золото и даже не за скот, как в «Йеллоустоне». Борьба идет за маленького мальчика. Причем одной из сторон он, по сути, вовсе не нужен. Но даже за ненужную собственность они охотно, без раздумий, пустят кровь. Много крови. И чужой, и своей. Потому что, как сказала Бланш Уибой, «таковы эти суровые места».
Анастасия Лях
Позволь ему уйти (Кровные узы, Let Him Go)
2020 год, США
Продюсеры: Томас Безуча, Кевин Костнер, Митчелл Каплан, Джеффри Ламперт, Пола Мазур, Кими Армстронг Стайн, Джош МакЛахлан
Режиссер: Томас Безуча
Сценарий: Томас Безуча, Ларри Уотсон
В ролях: Дайан Лэйн, Кевин Костнер, Лесли Мэнвилл, Джеффри Донован, БуБу Стюарт, Уилл Бриттейн, Кэйли Картер, Райан Брюс, Адам Стэффорд, Коннор Маккей
Оператор: Гай Годфри
Композитор: Майкл Джаккино
Длительность: 114 минут/ 01:54