«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда», – писал Антуан де Сент-Экзюпери. Пассажирам научной фантастики Мортена Тильдума удалось пересесть с планеты Земля, но не удалось сойти с корабля. Так или иначе мы замкнуты и ничего не решаем: просто едем туда, куда нас везут, оставаясь до конца лишь пассажирами.
Будущее. Земля перенаселена. Колонизация других планет поставлена, что называется, на конвейер. Но никто не летит в новый дом по принуждению, исключительно по доброй воли и за большие деньги. Билеты есть эконом-класса, бизнес- и голд (он же люкс). Кто эмигрирует по причине любопытства, кто – по причине одиночества… На борту гигантского корабля «Авалон» находятся пять тысяч пассажиров, не считая членов экипажа. До планеты-колонии лететь сто двадцать лет, так что все погружены в гиперсон. И только капсула механика Джима Престона (Крис Пратт) дает сбой и открывается на девяносто лет раньше. Герой просыпается как ни в чем не бывало в полной уверенности, что «уже прилетели», пока не понимает, что все вокруг до сих пор спят, а его судьба – состариться и умереть на этом корабле в полнейшем одиночестве. Или же разбудить еще кого-то…
Украинские прокатчики переименовали «Пассажиров» в «Пробуждение». С одной стороны, из названия исчезла метафора о том, что все мы в жизни – транзитники, несущиеся к пункту назначения без права выбора («Я – твой транзитный пассажир, меня, увы, никто не ждал, ты был транзитный мой вокзал»). С другой – появился новый смысл, куда более оптимистичный: всю жизнь мы спим; ходим, едим, работаем, но в действительности спим, пока не встречаем того или ту единственную и наконец пробуждаемся. И это – самый важный момент, который никак нельзя пропустить, иначе все зря.
Перед просмотром «Пробуждения» настройтесь на то, что это вовсе не фантастический триллер в духе «Гравитации», где человек оказывается один на один с холодным, пустым, равнодушным космосом и борется за жизнь; это мелодрама, лав-стори с элементами комедии и драмы (и крошечным вкраплением экшена), разворачивающаяся на фоне космоса. Возможно, первая в истории кино мелодрама, в которую вложили более ста миллионов долларов (к слову, спецэффекты здесь выглядят на все двести). Впрочем, в обеих картинах главные героини покидают Землю несчастными и одинокими, практически «мертвыми»: героиня Сандры Буллок нуждается в стимуле и находит его в борьбе, а героиня Дженнифер Лоуренс нуждается в любви и находит ее в стечении обстоятельств.
Механик Джим Престон, персонаж Криса Пратта, отправившийся в полет в кредит с обязательством отработать билет на месте (мало ли что на новой планете поломается и потребует вмешательства умелых рабочих рук) менее интересен в том смысле, что с самого начала обречен не добраться до цели по чистой случайности. Ему просто не повезло. И вот он становится Робинзоном Крузо на «необитаемом» космическом корабле вместо острова. Подобно Тому Хэнксу в «Изгое» находит мнимого друга и собеседника: не волейбольный мяч, но улыбчивого бармена-андроида, который и пошутить может, и поддержать какой-нибудь красивой запрограммированной банальностью, и виски налить. Но не может заменить живого человека. Но в чем Престону повезло куда больше, чем Крузо, – перед ним 4999 Пятниц на выбор.
Смотрите легально на MEGOGO
И конечно же, богатая писательница Аврора Лэйн (Лоуренс), неслучайно названная в честь Спящей красавицы, оказывается полным его антиподом (противоположности ведь притягиваются). Проблема в том, что у Джима был выбор, кого разбудить, а у Авроры не было выбора, кого увидеть после пробуждения. Обязана ли Спящая красавица полюбить принца лишь за то, что именно его поцелуй (а вернее отвертка или гаечный ключ, или чем там он вывел из строя капсулу) прогнал многолетний сон?
Сценарий Джона Спэйтса, блестящий в плане задумки, хромает в нескольких местах, особенно в том, где появляется третий лишний (и это не робот Артур). Но вместе с тем задается таким количеством интересных вопросов, на которые нет однозначных ответов, что хочется простить и забыть все изъяны. Насколько настойчиво обстоятельства диктуют зарождение и угасание чувств? Есть ли что-либо ужаснее одиночества? Есть ли альтернатива у двух людей, мужчины и женщины, оказавшихся в замкнутом пространстве? Или любовь в такой ситуации неизбежна, как неизбежна близость между мужчиной и женщиной на необитаемом острове или близость между двумя последними особями мужского и женского пола на Земле? Или близость между Адамом и Евой, в конце концов?
Но самый главный вопрос: достаточно ли людям друг друга? Что бы вы выбрали, окажись перед дилеммой: тюрьму вместе с любимым человеком или свободу в потенциальном одиночестве? «Ты есть у меня, а я есть у тебя» – достаточно ли этого или подобное ограничение все неизбежно убьет?
Анастасия Лях
Пробуждение (Пассажиры, Passengers)
2016 год, США
Продюсеры: Грег Бассер, Грег Бакстер, Брюс Берман
Режиссер: Мортен Тильдум
Сценарий: Джон Спэйтс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Крис Пратт, Майкл Шин, Лоренс Фишбёрн, Энди Гарсиа
Оператор: Родриго Прието
Композитор: Томас Ньюман
Длительность: 116 минут/ 01:56