Пожалуй, это один из самых смешных фильмов Marvel. И один из тех, что разительно выделяются на фоне прочих. Как «Черная пантера», что привнесла в MCU новый самобытный мир, новую культуру, новую политику… да что уж там, новую вселенную внутри вселенной. Конечно, «Шан-Чи и легенда десяти колец» – тоже часть новой политики. Вслед за черным супергероем и африканской эстетикой появился супергерой-азиат с соответствующей азиатской эстетикой. Но Marvel ничего и никогда не делает формально, де-юре, для галочки. Студия всегда работает по совести и с душой, пусть и коммерциализированной.
Наименьшая доля действия разворачивается в современной Америке. Чуть больше – в современном Китае, среди небоскребов, огней, казино бурлящего, как кипящая радужная похлебка, Макао, прозванного азиатским Лас-Вегасом. Но основные события, включая величественно-сказочную кульминацию, происходят в альтернативном внечеловеческом измерении вроде Асгарда или дисишного острова Фемискира, на котором выросла амазонка Диана. В «Легенде десяти колец» такое место – древняя китайская деревушка, спрятанная за непроходимым лабиринтом из движущегося леса, где обитает старинная, недоступная простым смертным магия.
Здесь господствуют не технологии, не суперсилы, не космические хитрости, а классические чары из мифов и сказок. Так что новый марвеловский проект с его чудо-фауной в духе «Аватара» и «Фантастических зверей» – в большей степени не фантастика, а фэнтези. И не западное фэнтези, а конечно же, традиционная китайская уся с грацией восточных единоборств, где мастера не просто бьются, но исполняют церемониальный танец и плывут по воздуху, где поклоняются дракону, змéю-лýну, символизирующему доброе начало ян, и виртуозно, изящно и пластично управляют элегантной и женственной водной стихией. И присутствие в актерском составе Мишель Йео определенно заставляет вспомнить «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», один из лучших (если не лучший) фильмов в жанре уся.
К слову, кольца как главный макгаффин тоже возникли в голливудском блокбастере вовсе не с потолка. В древнекитайской культуре и мифологии существуют магические артефакты под названием «би» – нефритовые кольца, относящиеся к 4-3 тысячелетию до нашей эры. Эти кольца символизировали бесконечность неба и даруемую небом бесконечную власть императоров и династий (из нефрита же сделаны и мистические кулоны-амулеты, которые носят на шее Шан-Чи и его вамп-сестра, устроительница подпольных гладиаторских спаррингов между заскучавшими от безработицы обладателями сверхсилы).
Режиссером и сценаристом «Шан-Чи» выступил Дестин Дэниел Креттон, постановщик независимых драм и любитель актрисы Бри Ларсон, наиболее известный по социальной инди-драме «Короткий срок 12», в которой Ларсон сыграла соцработницу, занимающуюся трудными подростками (так что угадайте, кто из супергероев-«старичков» появляется в сцене после титров). Креттон, в руках которого впервые оказался многомиллионный блокбастер (впрочем, это уже устоявшаяся марвеловская стратегия: ставить у руля проектов-сольников новичков, что никогда до этого экшны не снимали, но заявили о себе на ниве некоммерческого кино, заточенного под «Сандэнс»), разрулил ситуацию как истинный маг и волшебник.
Смотрите легально на MEGOGO
Невозможно не восхититься тем контрастирующим ассонансом, с которым режиссер рифмует две самые яркие и ключевые боевые сцены. Одна разворачивается в Макао, на верхотуре бамбуковых строительных лесов (которые вполне можно назвать строительными джунглями), где протагонистов настигают посланные «злодеем» лучшие бойцы «армии десяти колец». На шаткой, хрупкой каркасной конструкции высотою с небоскреб, будто бы готовой рухнуть в любой момент, разыгрываются головокружительные (причем буквально) погоня и рукопашная схватка. Вторая имеет место уже в магической деревне, скрытой бамбуковым лесом-лабиринтом, и это уже горизонтальный, а не вертикальный бой, окруженный натуральными джунглями. И точно так же, как бамбуковые строительные леса согласовываются с подлинным бамбуковым лесом, так называемые «кинетические» бои в духе Джеки Чана, резкие и хлесткие, гармонично взаимодействуют с изящным и невесомым стилем ушу.
В марвеловской киновселенной появился новый тип супергероя – распиздяй (только актер Симу Лю какой-то уж слишком прилежный и причесанный для этого амплуа). А точнее пара распиздяев. Шан-Чи и его близкая подруга Кэти (не герлфренд, а просто друг-собутыльник), которую сыграла Аквафина, в начале фильма предстают эдакими типичными лузерами и разгильдяями, которым друзья и родственники талдычат, что нужно к чему-то стремиться, куда-то расти, но тех вполне устраивает непыльная работенка парковать чужие тачки, в особенности когда после не самого напряженного трудового дня можно завалиться в караоке-бар… Аквафина в очередной раз доказывает, что на все сто соответствует своему сценическому псевдониму (Аквафина – от английского awkward «неуклюжий, неловкий» и fine «классный, отличный»), так как отлично справляется с ролями комичных, неуклюжих барышень.
Еще одно ноу-хау Креттона – отсутствие злодея (собственно, поэтому двумя абзацами ранее я взяла это слово в кавычки). Нет, антагонист здесь, конечно же, есть. Но то, что с душераздирающим отчаянием и болезненной одержимостью играет известный гонконгец Тони Люн, любимый актер Вонга Карвая, едва ли можно назвать злом и тем паче суперзлом. Его персонаж – уставший тысячелетний властолюбец, выдохшийся от собственной любви к власти, сменивший эту тщеславную любовь на чистую и благородную любовь к женщине. Но утрата целиком опустошила его едва наполнившуюся душу. И тут вспоминается диалог из «Иронии судьбы»: «Я не проходимец, неужели вы этого не видите? Я несчастный человек. — Как будто несчастный человек не может быть проходимцем». Несчастный человек вполне может быть и злодеем. Но, пожалуй, не в этом кино.
Осознавая эстетический отрыв «Шан-Чи и легенды десяти колец» от традиций Marvel, создатели насыщают фильм условными привязками и многочисленными пасхалками. Чтобы вагончик пристал к общему составу, в той или иной форме упоминаются «Война бесконечности» и «Финал», «Черная вдова», «Доктор Стрэндж», третий «Железный человек» и даже «Невероятный Халк»… Пока неясно, как Шан-Чи впишется в команду в будущем, не растеряет ли созданную Креттоном культуру персонажа и поэтику, но очевидно, что сам по себе этот новый марвеловский эксперимент удался. Так что теперь можно выдохнуть… и в караоке.
Анастасия Лях
Шан-Чи и легенда десяти колец (Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings)
2021 год, США
Продюсеры: Кевин Файги, Джонатан Шварц
Режиссер: Дестин Дэниел Креттон
Сценарий: Дестин Дэниел Креттон, Дэйв Каллахэм, Эндрю Лэнэм
В ролях: Симу Лю, Аквафина, Тони Люн, Мэнъэр Чжан, Мишель Йео, Фала Чэнь, Флориан Мунтяну, Бенедикт Вонг
Оператор: Билл Поуп
Композитор: Джоэл П. Уэст
Длительность: 120 минут/ 02:00