Очередной вроде бы симпатичный позитифффильм от Нэнси Майерс, создательницы культового ромкома «Чего хотят женщины» и некультовых, но милых «Простых сложностей», «Отпуска по обмену», «Любви по правилам и без», «Ловушки для родителей». Главной конкуренткой Майерс в Голливуде всегда была Нора Эфрон («Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэтле», «Вам письмо», «Джули и Джулия»), скончавшаяся от лейкемии три года назад. Кинематографистки пребывали примерно в одной возрастной категории, трудились в одном тематическом и стилистическом направлении, в почерке обеих сходу узнавалась женская рука, обе избегали ультрасовременности и придерживались старомодной береточной романтики.
Несомненно, фэнтезийно-поучительная история о вечном недопонимании между полами с Мелом Гибсоном, волей провидения слышащим мысли всех женщин на свете, обосновалась в коробке с любимыми видеокассетами едва ли не каждой кинозрительницы. Но внимание киноакадемиков Майерс привлекла лишь единожды: когда выступила соавтором сценария армейской комедии «Рядовой Бенджамин» далекого 1980 года.
После выхода «Простых сложностей» постановщица не снимала и не писала шесть лет. Пока наконец не анонсировала проект под названием «Интерн» (он же «Стажер») – историю дружбы между пенсионером-вдовцом, решившим на старости лет ворваться в интернет-торговлю и фэшн-индустрию, и молодой бизнесвумен, создавшей с нуля мегапопулярный онлайн-магазин и ставшей для возрастного практиканта сперва суровым боссом, затем чуткой наставницей, а после и вовсе вместо дочери. Изначально дуэт должны были составить Джек Николсон и Риз Уизерспун, уже игравшие в паре в картине аналогичного жанра «Как знать». Но позже из-за официального ухода на пенсию первого и чрезмерной занятости второй кастинг пересмотрелся.
Занятно, что Энн Хэтэуэй, некогда близко соприкоснувшаяся с миром моды в «Дьявол носит Prada» и попавшая под своенравное, нет, стервозное руководство героини Мэрил Стрип, имитирующей главреда американского Vogue Анну Винтур, теперь сама оказалась на месте своей экранной начальницы. Ну почти. Как если бы Анна Винтур выпила пилюлю доброты, полтаблеточки. То же самое можно сказать о персонаже Де Ниро. Гримасничает он точно так, как его адский тесть из «Знакомства с родителями», только опять же на пилюлях (две таблетки). Словом, кино на транквилизаторах, усыпляющих агрессию и всякое движение вместе с ней.
«Стажер» вроде как задается интересными вопросами не самой последней важности. Что делать на пенсии? В нашей стране этот вопрос трансформируется в куда более приземленный и злободневный: «На что жить на пенсии?», однако среднестатистический американский пенсионер, судя по всему, может позволить себе не мелочиться. Главный герой, овдовев и исколесив весь мир, впадает в уныние из-за собственной бездеятельности и бесполезности. Он стремится найти себе хоть какое-нибудь применение, вернуться в колею общественной жизни: готовить с вечера костюм на завтра, заводить будильник, вставать ни свет ни заря, варить кофе и идти на работу. И до лампочки, что с тех пор, как Бен вышел на заслуженный отдых, режим трудоголика несколько изменился: с вечера отрываться, ночью ставить сигнал на айфоне, утром не реагировать на мелодию, на ходу вливать в себя пол-литра кофе и нестись как угорелый на работу, все равно безнадежно опаздывая.
Смотрите легально на MEGOGO
Второй вопрос: что делать на пенсии с личной жизнью, если овдовел/ овдовела? Опять же в нашей стране подобная дилемма вообще не возникает: овдовел – значит овдовел, то есть живи до конца дней с котами, телевизором, сканвордом и фотографией в черной рамке. Американский же вдовец (еще и с харизмой Де Ниро) легко позволяет себе флирт, романтические свидания и, прости господи, секс.
Третий вопрос: пропасть между поколениями и куда пропали джентльмены? Джентльмены не пропали, джентльмены постарели, а молодых почему-то не воспитали. И загвоздка не в том, есть ли у мужчины платок в верхнем кармане пиджака (и есть ли у него вообще пиджак), или же его единственный платок – арафатка поверх рваной футболки с Микки Маусом. А в том, что именно (или кто) сделало его таким женственным? Женщина? Примечательно, что в «Стажере» все персонажи мужского пола, кроме денировского Бена, напрочь лишены мужественности, причем как в характере, так и во внешнем облике.
Четвертый вопрос вытекает из третьего: нормально ли, когда жена и муж меняются местами? То есть когда жена строит карьеру, зарабатывает деньги, задерживается в офисе допоздна, хочет секса от супруга, который давно повернулся зубами к стенке и сопит, потому что нахлопотался и умаялся смертельно, весь день играя с дочкой в русалочку Ариэль. При этом (внимание!) роман на стороне все равно заводит он, а не она.
Казалось бы, темы основательные, но раскрывает их Нэнси Майерс так, будто это покупка бритвенного станка: на три лезвия взять или на пять, голубенький или розовенький? Две трети фильма проходят для героев настолько беспроблемно, что невольно пробуждают в зрителе нехорошее, но сильное желание бросить кого-нибудь под машину, чтоб хоть как-то взбудоражить присыпанную маршмеллоу драматургию.
Сделав героем истории пенсионера и подняв некоторые возрастные вопросы, Майерс и себя перекинула в группу «кому за 60» (впрочем, ей действительно за шестьдесят). «Стажер» выглядит так, словно на пенсии не только непосредственно центральный персонаж, но и вся съемочная группа, включая техников и статистов. Да и Де Ниро сродни экранному образу чувствует себя не в своей тарелке, не в своем кино. Ему бы засвирепствовать, как бешеный бык, а приходится покорно держать волосы блюющей Энн Хэтэуэй.
Анастасия Лях
Стажер (The Intern)
2015 год, США
Продюсеры: Сюзанн МакНейлл Фаруелл, Нэнси Майерс, Селия Д. Костас
Режиссер: Нэнси Майерс
Сценарий: Нэнси Майерс
В ролях: Роберт Де Ниро, Энн Хэтэуэй, Рене Руссо, Андерс Холм, ДжоДжо Кушнер, Эндрю Рэннеллс, Адам Дивайн
Оператор: Стивен Голдблатт
Композитор: Теодор Шапиро
Длительность: 121 минута / 02:01