Скажем так: «Фатум» гораздо лучше, чем третий, четвертый и пятый «Терминаторы», но гораздо хуже, чем первый и второй. И это уже большое достижение. Фильму Тима Миллера удалось сократить пропасть, отделяющую культовую дилогию Кэмерона от воспоследовавших феерически нелепых и совершенно непотребных сиквелов, апофеозом которых стала комедия «Генезис». Сократить, но не преодолеть.
Единственный крутой поворот нового «Терминатора» (шестого по счету, но третьего по смыслу и хронологии событий, отметающего существование «Восстания машин», «Да придет спаситель» и упомянутого «Генезиса») происходит в первые десять минут. А затем происходит все то, что мы уже видели в 1984 и 1991 годах, с незначительными модификациями и апгрейдом.
Как написали недоброжелательно настроенные западные критики, разгромившие картину Миллера, «Фатум» умудрился не просто повториться, но «повторить повторы». Имеется в виду, что предыдущий «Генезис» делал ставку на сцены, имитирующие едва ли не покадрово самые сочные фрагменты «Судного дня». А «Фатум» повторил идею «Генезиса» повторить эти ностальгические эпизоды (да-да, и ту головокружительную погоню с плохим жидким парнем на фуре в том числе). Но только сделал более качественный дублет.
«Фатум» учел ошибки предшественников, которые излишне мудровали с временными скачками («Генезис»), или же целиком сосредотачивались на будущем, игнорируя прошлое и настоящее («Да придет спаситель»), и поместил события в один-два дня (как и в оригинальной дилогии), сконцентрировавшись на одной неразрывной погони из точки А (момент обнаружения терминатором-ликвидатором цели) в точку Б (момент кульминационной схватки, которая, как водится, разворачивается на заводе, где непременно есть пресс и чан с расплавленным металлом).
Сценарий, попеременно уподобляясь сюжету то первого фильма, то второго, пытается удивить зрителя выбором той или иной ретрансляции. Мол, попробуйте-ка угадать, чем обернется интрига: копией «Терминатора» или копией «Терминатора 2». Однако в обоих случаях финальное «откровение» – лишь томительная и разочаровывающая тавтология.
Смотрите легально на MEGOGO
В одном из интервью Тим Миллер (постановщик первого «Дэдпула», не сумевший обойтись без хохм и здесь) заверил прессу и фанатов, что каждый раз плачет, когда пересматривает концовку «Фатума» или показывает ее кому-нибудь из причастных. Быть может, он плачет от того, что очередная попытка возродить эпохальную франшизу в очередной раз профукана? Потому что плакать от нахлынувших эмоций в «Фатуме» можно лишь в том случае, если закрыть глаза и представить плачущего Джона, глядящего вслед погружающемуся в лаву другу-киборгу, оптимистично поднявшему напоследок большой палец.
Впрочем, не стоит винить Миллера. Проблема «Фатума» не в режиссуре, а в сценарии, над которым трудились Дэвид С. Гойер (сценарист дисишных экранизаций и глупейшего «Бэтмена против Супермена» в том числе) и Билли Рэй (на его счету в числе прочего прекрасный «Капитан Филлипс», но начиналась сценаристская карьера с пошловатого и надуманного эротического триллера «Цвет ночи»).
Создатели «Фатума» столкнулись с чередой невозможностей. Невозможно превзойти «Судный день» и едва ли возможно приблизиться к его революционному воздействию на публику и столь же революционному влиянию на дальнейшее развитие кинофантастики о роботах и искусственном интеллекте. Невозможно придумать терминатора, который по техническим характеристикам был бы круче ртутного Т-1000 (поэтому антагонист «Фатума» делает все то же самое, что делал Роберт Патрик, а козырем его мнимой различности является раздвоение на «плоть» (жидкая масса) и «скелет» (твердый каркас), но вау-эффекта эта хитрость не производит). Невозможно столько раз эксплуатировать постаревшего Арнольда Шварценеггера.
Впрочем, для всех этих повторов есть одно оправдание: ход истории имеет круговую траекторию. Все из уже случившегося повторяется, снова и снова, снова и снова. А технический прогресс остановить невозможно, сколько чипы не уничтожай. Машины уже сегодня довлеют над нами, мы уже сегодня у них в подчинении. Заберите у нас смартфон – и мы растеряемся, оторопеем, впадем в кататонический ступор подобно рабу, что лишился хозяина и не знает, как жить дальше.
Анастасия Лях
Терминатор: Фатум (Terminator: Dark Fate)
2019 год, США
Продюсеры: Джеймс Кэмерон, Дэвид Эллисон
Режиссер: Тим Миллер
Сценарий: Дэвид С. Гойер, Джастин Родс, Билли Рэй
В ролях: Линда Хэмилтон, Маккензи Дэвис, Арнольд Шварценеггер, Наталия Рейес, Гэбриел Луна, Диего Бонета
Оператор: Кен Сенг
Композитор: Junkie XL
Длительность: 128 минут/ 02:08