Изабель Юппер слишком уж хороша, чтобы отнести этот, казалось бы, шаблонный триллер об одержимости к категории «бэ». Да и в целом не такая уж и стереотипная эта картина. Обычно кто-то кого-то преследует на почве секса, как в «Роковом влечении». Здесь же – на почве очень цепкого и патологически настойчивого материнского чувства. Настолько цепкого, что куда проще вытянуть из волос жеваную жвачку, чем отодрать этот инстинкт.
По сюжету, который разворачивается в Нью-Йорке, хорошая девушка Фрэнсис (Хлоя Грейс Морец) видит в вагоне метро забытую кем-то сумочку и решает, поскольку в сумочке есть документы владельца и адрес, лично отнести пропажу (а надо было сдать в бюро находок). Так Фрэнсис знакомится с милой женщиной по имени Грета (Изабель Юппер), элегантной француженкой, которая чувствует себя в большом чужом Нью-Йорке очень одиноко.
Кажется, они обе благодарны судьбе за то, что свела их. Фрэнсис, скромная официантка из фешенебельного ресторана, переживает смерть матери, которую, естественно, не могут заменить ни отец, от которого девушка отдалилась, ни лучшая подруга, которую интересуют одни лишь вечеринки. Грета рассказывает, что безумно скучает за дочерью, которая учится в парижской консерватории, и что остро нуждается в близком друге. Словом, встретились два одиночества в шумном большом городе, где никому нет особого дела до забытых в метро чужих сумок, если только в сумке не лежит бомба.
В этой сумочке из элегантной зеленой кожи бомбы нет. Буквальной бомбы. Но есть бомба иносказательная, метафоричная. Однажды Фрэнсис, подружившаяся с Гретой, приходит к ней в гости на ужин и, отправившись в комнату за свечками для праздничного стола, случайно заглядывает не в тот шкафчик и обнаруживает с десяток одинаковых зеленых сумок… эдакий парад приманок для ловли золотой рыбки.
Почтенного возраста и опыта ирландский режиссер Нил Джордан, обладатель «Оскара», венецианского «Золотого льва» и берлинского «Серебряного медведя», снимал очень разное кино, от чувственных мелодрам и маскарадных комедий до исторических байопиков об ирландских революционерах и эксцентричных драмеди о трудностях жизни трансвестита. Но прославился Джордан в первую очередь добротными криминально-любовными триллерами, снятыми на рубеже 80-х и 90-х («Мона Лиза», «Жестокая игра»), а также, безусловно, вампирской тематикой, начатой в культовом «Интервью с вампиром» и продолженной в куда более поздней «Византии».
Смотрите легально на MEGOGO
Оригинальное название фильма с Юппер и Морец – «Грета». Но локализаторы почему-то не любят лаконичные однословные заглавия на афишах и прибегают к фразам-клише подстать бульварным романам вроде «В плену страстей», «В объятиях лжи», «Во власти стихии». Хотя именно «Грета» идеально характеризует это кино, которое целиком держится на гении Изабель Юппер.
Актриса далеко не впервые изображает на экране извращенную страсть к чему-то или кому-то, искаженное восприятие отношений, нездоровую манию или некую душевную аномалию. Но, кажется, впервые Юппер играет столь откровенного маньяка. И в этом образе она феерична. Причем ей вовсе не нужно прилагать какие-то особые усилия и продуцировать бесноватую экспрессию, достаточно просто улыбаться и сделать несколько танцевальных па в колготках без обуви в антураже ветхого, затхлого дома, заставленного предметами, пропахшими нафталином, про которые говорят «остались от бабушки, пылятся на чердаке» (керамические фигурки, расписные шкатулки, тяжелые дубовые сундуки…).
Забавно, что Юппер, являющаяся парижанкой до мозга костей, играет здесь француженку совершенно фальшивую: Грета оказывается полоумной венгеркой и даже произносит несколько реплик на труднопроизносимом мадьярском. Как забавно и то, что звезда «Пианистки», некогда сыгравшая одинокую и одержимую мазохистку у Ханеке, в фильме Джордана изобразила одинокую и одержимую садистку, поглощенную игрой на пианино.
«Грета» – кино, не предлагающее шокирующих твистов (хотя один неожиданный момент, способный хорошенько встряхнуть и огорошить, в нем все же есть). Но предлагающее сатиру на удушающую материнскую любовь, которая порой перекрывает кислород так плотно, что ощущаешь себя в запертом и очень тесном ящике. Подлинная же материнская забота обязана давать свободу, пространство, свежий воздух. А желание матери защитить свое чадо от зла и пороков не должно иметь ничего общего с желанием оградить от внешнего мира и посадить на короткий поводок.
Как истинная, а не поддельная французскость не должна иметь ничего общего с сувенирными фигурками Эйфелевой башни.
Анастасия Лях
В объятиях лжи (Greta)
2018 год, США/ Ирландия
Продюсеры: Лоуренс Бендер, Джеймс Флинн, Сидни Киммел
Режиссер: Нил Джордан
Сценарий: Рэй Райт, Нил Джордан
В ролях: Изабель Юппер, Хлоя Грейс Морец, Майка Монро, Колм Фиор, Зави Эштон, Стивен Ри
Оператор: Шеймас МакГарви
Композитор: Хавьер Наваррете
Длительность: 98 минут/ 01:38