Детективный монотриллер с Джейком Джилленхолом исправно держит в напряжении, потрясает чередой твистов, притягивает отменным актерским исполнением… Но только в том случае, если вы незнакомы с одноименным датским оригиналом.
Ремейк «Виновного» снял режиссер «Уравнителя» и «Тренировочного дня» Антуан Фукуа. Адаптированный сценарий написал автор «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто. Действие из Зеландии (остров и административная область Дании) перенеслось в Калифорнию, а именно непосредственно в сам Лос-Анджелес, охваченный большим лесным пожаром на Голливудских холмах.
Главный герой в исполнении Джилленхола – бывший патрульный коп, который временно отстранен и переведен в колл-центр службы спасения, пока ожидает судебного решения по некоему делу. Он приступает к ночной смене в центре обработки звонков 911. Уже утром состоится судебное заседание, результатом которого, как рассчитывает герой, станет его полная реабилитация и долгожданное возвращение в патрульные. Но ночь (последняя ночь на телефоне) вырисовывается сумасшедшая. Мало того, что из-за пожара звонков немерено и в операторском зале аврал, так еще и на личный мобильный герою названивает журналистка из Los Angeles Times по поводу завтрашнего суда и готовящейся к публикации статьи по его «делу» (что именно это за «дело» станет понятно лишь в самом финале). «Статья все равно выйдет. С вашим комментарием или без него», – угрожающе говорит холодный женский голос на другой стороне телефонного «провода», на что персонаж Джилленхола посылает репортершу нахер и бросает трубку.
Сквозь череду звонков о пожаре, звонок трусливого женатика, у которого проститутка стащила из машины кошелек и ноутбук; звонок хамоватого пьяного из ночного клуба… на линию оператора по имени Джо прорывается неровный, напуганный, едва ли не плачущий женский голос…
Если вы смотрели датскую картину, смотреть американский ремейк не имеет ни малейшего смысла. Даже если вы – фанат Джейка Джилленхола. Версия Пиццолатто и Фукуа повторяет не только все сюжетные твисты (а их у «Виновного» три), но и такие незначительные повествовательные детали, как, например, мимолетный и совершенно не к месту ворвавшийся в телефонное пространство во время кульминации звонок велосипедиста, «расцарапавшего коленку».
Смотрите легально на MEGOGO
Джилленхол играет не хуже Якоба Седергрена, но играет, что называется, по-голливудски, тогда как Седергрен демонстрировал образцово скандинавское исполнение. Оператор зеландского колл-центра Асгер Хольм был максимально сдержанным, невозмутимым, вышколенным, официальным, полным самообладания и будто бы спрятанной глубоко-глубоко темной тайны. Камера брала лицо Седергрена очень крупным планом, и зритель пристально вглядывался в поры на его коже, пребывая в перманентном саспенсе ожидания не только развязки, но и первой капельки холодного пота. Джилленхол же, вернее его Джо Бейлор, практически сразу выходит из себя. Его игра куда более громкая, резкая, возбужденная… (и опять же чисто по-голливудски под самый занавес авторы ремейка привносят в развязку существенный хэппиэндный нюанс).
Правда, нельзя сказать, что перемена актерской тональности является неоправданной. Наоборот. Ведь Джилленхол играет не датчанина, а американца. К тому же американца с определенными нравом и моделью поведения. С самого начала мы видим, что Джо Бейлор груб, самодоволен, с удовольствием принижает и коллег, и дозвонившихся бедолаг, оказавшихся в беде или скользком положении (последних принижает если не напрямую в телефонную трубку, то за глаза, корча насмешливые гримасы (как в случае с тем женатиком, пострадавшим от проститутки-воровки, который в глазах Джо оказался менее заслуживающим помощи из-за того, что воспользовался услугами уличной девушки). Джо орет буквально на всех и часто использует приказной тон в обращении. То есть протагонист вырисовывается не вполне такой, что вызывает симпатии и желание проявить в его адрес эмпатию. Местами он даже истеричен. Но это тоже оправданно. Ведь он весь на нервах: завтра суд, насела надоедливая журналистка, бывшая жена не дает поговорить по телефону с дочерью… еще и эти лесные пожары как назло в последнюю смену на этой гребаной работе в колл-центре.
Более того, Джилленхол играет не просто американца, а американского полицейского. Белого американского полицейского. И тут вот Пиццолатто и Фукуа очень грамотно подводят к тому, что этот ремейк – не просто ремейк ради ремейка, не просто очередная «кража» хорошего европейского сюжета, которую украсило звездное голливудское лицо с целью привлечь бóльшую аудиторию. Этот ремейк оправдан намерением вписать отличный датский сценарий в актуальные американские политико-социальные реалии и нарисовать сложный, неоднозначный, противоречивый портрет человека, вернее типа, ставшего, возможно, самым ненавистным и порицаемым, клеймимым архетипическим образом современных Штатов. Портрет белого американского копа, совершившего… (в этот коллективный портрет вошли и Дерек Шовин, и Майкл Слагер, и Даррен Уилсон, и Джейсон ван Дайк, и Тимоти Лохманн…, и все-все белые американские полицейские, совершившие непоправимое по той единственной причине, что просто могли «это» сделать, «это» было в их власти).
И виновный должен понести наказание. Но в то же время американский «Виновный» дает этому очерненному архетипу (который еще вчера был в голливудском кино образом героическим, наделенным чертами мужественного защитника) шанс на искупление. Звонок плачущей женщины (которая оказалась в действительно серьезной, не подлежащей насмешкам беде и нуждается в руке «супермена») становится для Джо спасательным кругом и спасительным рассветом. И он хватается за этот звонок, как за последнюю шлюпку на тонущем «Титанике».
Однако не все оказывается на деле тем, чем кажется. Этот постулат, послуживший основой для финала-перевертыша (twist ending), раскрывает стереотипы, заложниками которых мы все являемся. «Мы» в смысле и Джо Бейлор, который услышал в телефоне испуганный женский голос и злой мужской за рулем авто и принял женщину за жертву, а мужчину за похитителя и абьюзера, и потенциального убийцу, потому что таков стереотип; и белые копы, которые опять же стереотипно рассматривают всех черных как несущих угрозу; и черные, которые априори ненавидят всех белых копов и считают тех предвзятыми ублюдками… Стереотипы всегда оказываются быстрее и громче стоящих за ними живых людей. И слепое следование этим клише снова и снова приводит к плачевным последствиям.
Анастасия Лях
Виновный (The Guilty)
2021 год, США
Продюсеры: Джейк Джилленхол, Рива Маркер, Антуан Фукуа, Скотт Гринберг, Майкл Литвак, Гэри Майкл Уолтерс, Дэвид Литвак, Светлана Меткина, Дэвид Харинг
Режиссер: Антуан Фукуа
Сценарий: Ник Пиццолатто
В ролях: Джейк Джилленхол
Оператор: Маз Махани
Композитор: Марчелло Зарвос
Длительность: 90 минут/ 01:30