В 2017 году были выпущены два байопика о женщинах, которые шли к пресловутой американской мечте, почти достигли успеха, упали, сломались (причем падали они и фигурально, и буквально) и которых в итоге возненавидела вся Америка. Это «Игра Молли» и «Я, Тоня». И оба фильма показали героинь не с той стороны, с которой их ожидал увидеть зритель, всецело готовый к отрицанию.
Режиссерский дебют оскароносного сценариста Аарона Соркина «Игра Молли» – история бывшей лыжницы Молли Блум, которая превратилась в покерную королеву Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. И самое любопытное в этом рассказе – мотивация этой загадочной женщины, которая шла к довольно сомнительной цели, изматывала и унижала себя совершенно непонятно ради чего. Видимо, исключительно из игромании, из чувства азарта. И столь же непостижимым образом защитила репутацию малоприятных и совершенно посторонних ей людей.
История начинается с лыж и детства. Маленькую Молли требовательный отец мучит тренировками. Та говорит, что устала, а отец в ответ: «Назови мне синоним усталости». «… Слабость?» – догадывается Молли, покорно берет под мышку лыжи и снова подымается в гору (фигуристку Тоню Хардинг в детстве тоже мучила тренировками мать, но только гораздо более брутально, так, что та однажды обмочилась прямо на катке).
В итоге Моли таки стала многообещающей лыжницей. Но по нелепой случайности (из-за торчащего из лыжни сучка) феерически грохнулась во время отборочных выступлений на Олимпийские игры, едва не сломав уже и без того прооперированный хребет. Когда же спортивная карьера накрылась медным тазом, Молли Блум, пройдя путь официантки и помощницы покерного дилера, собственноручно основала свой личный Лас-Вегас, куда приходили исключительно миллионеры и звезды. Пока в двери посреди ночи не постучались агенты ФБР.
Достоинство и одновременно горе (от ума) сценариста Аарона Соркина – скрупулезная, глубокая детализация, подчас чрезмерная, той сферы, в которую он вникает. Поэтому минут за десять он успевает посвятить зрителя в мельчайшие тонкости горнолыжного спорта, а затем почти что на два с половиной часа с головой уходит в покер: как в саму игру с демонстрацией и пояснением стратегий и ходов, так и в бизнес со всеми сопутствующими нюансами, вплоть до того, какие сигары и алкоголь стоят на столах и какие ароматы способствуют сорению деньгами.
Смотрите легально на MEGOGO
Соркин всегда аскетичен и интровертен в плане локаций, будь то комната с компьютером Марка Цукерберга в «Социальной сети», зал для презентации в «Стиве Джобсе» или же отельный номер/ покерная комната в «Игре Молли». Он будто помещает своих персонажей в условное и безусловное тюремное заключение, и вместе с ними в этом тесном и закрытом пространстве пребывает и зритель.
«Игра Молли» держит темп и манеру повествования «Игры на понижение», манеру втолковывать не самые доступные для восприятия вещи. Хотя если вы никогда не садились за покерный стол, то картина Соркина нисколько не просветит вас в особенностях этой карточной забавы (или не забавы, многие считают покер спортом), а лишь запутает, вдаваясь в подробности схем, проигрышных и выигрышных комбинаций.
В таком случае можно просто смотреть на красивую Джессику Честейн, которая за два с половиной часа меняет несколько десятков нарядов, при этом каждый последующий становится еще более роскошным, еще более блестящим, еще более сексуальным, еще более откровенным, еще более вызывающим.
Зачем она это делает? – вопрос, который не дает покоя на протяжении всего фильма. Ради денег? Она уже купила дом, крутую тачку, полный шкаф дизайнерских тряпок, что дальше? Зачем истощает себя недосыпаниями и кокаином? При этом на кучи денег, которые она заработала, не отдыхает и не развлекается. Кокс нюхает не ради кайфа, но ради бесперебойной работоспособности. А вызывающие шмотки надевает исключительно ради красивой, располагающей и презентабельной картинки, а не чтобы соблазнить и затянуть в постель какого-нибудь Тоби Магуайра (именно звезда «Человека-паука» является прототипом персонажа, сыгранного Майклом Сера). Ни мужа, ни детей, ни даже секса.
В одном из флэшбэков Молли-подросток, озлобленная на отца, говорит за ужином, что Фрейд и весь его психоанализ – чушь собачья (отец Молли в исполнении Кевина Костнера является доктором психологических наук и, конечно же, сторонником Зигмунда Фрейда). Говорит, чтобы задеть родителя. И в финале, естественно, все сводится именно к Фрейду, сводится довольно банально. Чего хотела, к чему стремилась Молли Блум? Быть чемпионом, быть номером один, и неважно, на какой стезе? Быть лучшей, быть победительницей для сурового папы? Иметь власть и контроль над слабостью сильных мужчин, потому что этих контроля и власти не было у ее униженной и оскорбленной матери? Или же быть игроком, который во что бы то ни стало дойдет до финиша и не замарает свое реноме?
Игра Молли – игра во всех возможных подтекстах и смыслах. В том числе с доверчивым зрителем. «Мне не нравится эта обложка. У вас здесь взгляд кошки, которая съела канарейку», – говорит высоких моральных принципов адвокат, персонаж Идриса Эльбы (который тоже мучит свою школьницу-дочку, только не тренировками, а штудированием истории и литературы). Поймете вы героиню или нет, поверите ей или нет – дело, понятно, ваше. Одно стоит помнить: зависимость игромана, как и любая другая зависимость, в девяти случаях из десяти неизлечима.
Анастасия Лях
Игра Молли (Molly’s Game)
2017 год, США
Продюсеры: Марк Гордон, Мэтт Джексон, Эми Паскаль
Режиссер: Аарон Соркин
Сценарий: Молли Блум, Аарон Соркин
В ролях: Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер, Майкл Сера, Крис О’Дауд, Джереми Стронг, Билл Кэмп, Брайан Д’Арси Джеймс, Анджела Готс
Оператор: Шарлотт Кристенсен
Композитор: Дэниэл Пембертон
Длительность: 140 минут/ 02:20