Казалось бы, боксерские драмы поднадоели, слишком их много, и все они однотипны, причем неважно, выдуманные или биографические. Но «За кровь до победы» подкупает с первых же кадров, на которых Майлз Теллер, туго обернутый пищевой пленкой, пыхтит и потеет на тренажере, чтобы вписаться в нужную весовую категорию, а затем мчит на пресс-конференцию, скидывает халат и радостно демонстрирует леопардовые стринги.
Надо полагать, все началось с «Рокки», вознесшего Сильвестра Сталлоне на пьедестал. Сейчас, когда Рокки Бальбоа стал легендой, эпохой и культом, может показаться, что то было претенциозное, амбициозное, монументальное и патетичное кино. Хотя в действительности это был очень маленький, очень личный и очень лирический фильм. Затем Голливуд стал снимать про бокс по-другому, с размахом, как в фильмах «Али» и «Нокдаун». А в 2010 году Дэвид О. Расселл своим «Бойцом» вернул моду на скромность, низкобюджетность, едва заметную ироничность этого жанра, где важен не столько ринг, сколько семейные узы, будничный быт, романтические привязанности, дружба, ссоры, работа и прочая всем понятная рутинная дребедень, от которой никуда не деться.
Путем последнего пытался пойти «Левша» с Джейком Джилленхолом, но переусердствовал с драмой. А вот проект Бена Янгера о Пазманском дьяволе оказался идеальным учеником и преемником «Бойца», предложив вместо сурового пафоса камерный, шероховатый, склочный домашний уют, задушевную одержимость, провинциальную простоту, маленькое несчастье и большой триумф. И здоровую самоиронию. Ну представьте, вот он, герой, самоуверенно, самозабвенно, практически победоносно шагает по коридору в компании тренера и красотки-подружки, цокающей высоченными каблучищами и трепетно несущей тонкими ручками его реквизит, спешит, чтобы ворваться под вспышки фото- и телекамер, и тут у красотки подворачивается каблук, и она распластывается по плитке со всем своим парадным начесом-каскадом.
Действие разворачивается в конце 80-х – начале 90-х. Майлз Теллер играет американского боксера итальянского происхождения Винченцо Пазиензу (он же Винченцо Пациенца в ином варианте произношения). Он же сокращенно Винни Паз по прозвищу Пазманский дьявол (от соединения первых трех букв фамилии и английского man, то бишь мужик). Молодой Пазиенза отличался дерзким, сумасшедшим, рисковым, азартным нравом, из-за чего многие считали его непригодным для профессионального бокса; тренировался у Кевина Руни, некогда выучившего самого Майка Тайсона, но с тех пор крепко приложившегося к бутылке и, опять же по мнению многих экспертов, давно вышедшего в тираж; и несколько раз за карьеру менял весовую категорию, начав с легкой, а закончив второй средней. Но в историю бокса Винни из Провиденса вошел как неутомимый борец, совершивший невозможное, а именно вернувшийся на ринг после перелома шеи и неутешительного прогноза врачей.
Оригинальное название Bleed for This можно перевести как «Истекая кровью ради этого». Украинские прокатчики пошли находчивым, креативным путем и использовали игру созвучных слов, которая, правда, теряется в переводе на русский: «За кров до перемоги» вместо привычного выражения «за крок до перемоги». Крови в прямом смысле слова в кадре практически нет (летящими в замедленной съемке пунцовыми слюнями уже никого не впечатлишь; скорее, отвернешь от экрана приемом дурного тона). Но под ней подразумевается боль, дикая боль, подчас ненужная, но осознанная и в данном конкретном случае буквально животворящая.
Смотрите легально на MEGOGO
Аарон Экхарт в образе нажившего плешь и пивное брюшко Кевина Руни, кажется, сыграл свою лучшую роль. Но, конечно же, главная достопримечательность фильма – Майлз Теллер. Без пяти минут тридцатилетний актер, не обладающий эффектной внешностью и в отличие от многих молодых коллег замеченный относительно поздно, тоже перешел в следующую весовую категорию, подобно своему персонажу. Хорошо, но тихо и малоприметно дебютировав на втором плане в «Кроличьей норе» (это он был тем подростком, что сбил насмерть ребенка героини Николь Кидман), Майлз перешагнул через несколько не самых интеллектуальных комедий и зажег свою звезду в «Одержимости». Но и там он все еще был мальчишкой, многообещающим, но все же молокососом. А в картине про Пазиензу он вне всяких сомнений сыграл свою первую взрослую роль. И он вновь одержим. Только на этот раз охвачен не той нездоровой, пагубной, маниакальной одержимостью, что в фильме Дэмьена Шазелла, а страстью жизнеутверждающей. И не полюбить этого безумца в исполнении Теллера невозможно.
«Все не так просто». Эта фраза – самая большая ложь, которую мне приходилось слышать. На самом деле все просто», – говорит Пазиенза в финале и имеет на это полное право. Сложность лишь в том, чтобы заставить себя признать простоту псевдосложных, надуманно-неосуществимых вещей.
Анастасия Лях
За кровь до победы (Bleed for This, Пазманский дьявол)
2016, США
Продюсеры: Мартин Скорсезе, Бен Янгер, Брюс Коэн, Бен Мэттью Эмпи, Ной Крафт
Режиссер: Бен Янгер
Сценарий: Бен Янгер, Пиппа Бьянко, Анджело Пиццо
В ролях: Майлз Теллер, Аарон Экхарт, Кэти Сагал, Киран Хайндс, Тед Левайн, Джордан Гелбер, Аманда Клэйтон, Дэниэл Саули, Кристин Евангелиста, Тина Каскиани
Оператор: Ларкин Сайпл
Композитор: Джулия Холтер
Длительность: 117 минут/ 01:57