Любители Джека-потрошителя этот сериал наверняка не пропустят. И хотя некоторые зрители ждут от этого шоу повторения нетривиальности первого сезона «Настоящего детектива», поскольку его создателем выступил Кэри Фукунага, у «Алиениста» практически нет ничего общего с поисками маньяка в болотах Луизианы. Разве что оба проекта исследуют детскую порнографию, садистские ритуальные убийства и психические и сексуальные патологии.
А вот с историей Джека-потрошителя общего более чем достаточно. Действие разворачивается в конце XIX века, только не в Лондоне, а в Нью-Йорке. Американские городские улицы мало чем отличаются от британских: те же грязь, вонь, порок, сифилис. Серийный маньяк зверским образом истребляет ночных бабочек, только не девушек-проституток, а мальчиков-проститутов, переодетых в девичьи платья, так что тут примешан еще и гомосексуальный аспект. Убийца точно так же перерезает жертвам горло одним резким движением, точно так же потрошит внутренности и вырезает органы, в том числе гениталии. Правда, здесь непременный пункт ритуала – удаление глазных яблок.
Полиция неохотно расследует дело, поскольку ей нет особого дела до «мелких выродков-педерастов», одним больше, одним меньше, кто их считает. Но новоиспеченный шеф нью-йоркской полиции Теодор Рузвельт (тот самый, который впоследствии займет президентский пост) намерен изменить подход и порядки, действующие в его департаменте и среди его подчиненных. И поэтому прибегает к помощи опального психиатра, одержимого психопатами и отклонениями в их головах, и газетного иллюстратора, регулярно посещающего бордель. А помогает этому не особо слаженному тандему юная секретарша Рузвельта, первая женщина на службе в полиции.
Вскоре выясняется, что услугами мальчиков-проститутов пользовались высокопоставленные чиновники, не заинтересованные, естественно, в том, чтобы их имена всплывали в деле и в газетах. И в этом смысле «Алиенист» таки созвучен с «Настоящим детективом», где убийства и насилие над детьми также вели в кабинеты «уважаемых» должностных лиц.
Словом «алиенист» раньше называли докторов, изучающих психические аномалии, то есть психиатров. Alien на английском означает «чужой», а слово «чужой» вызывает ассоциацию с монстром из одноименного фантастического хоррора Ридли Скотта. То есть алиенист – это тот, кто изучает природу монстра. И Кэри Фукунага представляет монстра буквально, то есть монстра не только морального, но и физического. В «Настоящем детективе» таким чудовищем был громила, лицо, подбородок которого были исполосованы шрамами. В «Алиенисте» это некто с «серебряной улыбкой», который скармливает черной кошке вырезанные у убитых мальчиков глаза.
Смотрите легально на MEGOGO
Также «Алиенист» созвучен с недавним «Охотником за разумом» Дэвида Финчера, который рассказывал о первых годах работы отдела профайлинга в ФБР. Фукунага же исследует самые-самые истоки этой профессии, когда за попытку составить психологический портрет преступника дикая, несведущая общественность могла сжечь профайлера на костре, как ведьму.
Каждый нюанс церемониального убийства постепенно ведет детективов к пониманию той или иной черты психопата. Например, удаление глаз, скорее всего, говорит о том, что он не хочет, чтобы жертва его видела и на него смотрела. То есть ему, должно быть, стыдно. Но не за совершенное преступление, а за свою противоестественную гомосексуальную природу.
Характеры трех ведущих героев раскрываются медленно, порционно. И в прошлом каждого из них есть какая-то боль, которую они пытаются преодолеть. Секретарша шефа полиции Сара Говард (Дакота Фаннинг) переживает смерть отца (и наверняка что-то еще, что пока не раскрыто сюжетом) и трансформирует свою боль в протест, бросая вызов мужскому обществу. Иллюстратор Джон Мур (Люк Эванс) никак не может справиться с тем, что жена его бросила ради другого, и снова и снова приходит в бордель, где проститутка надевает обручальное кольцо его супруги и исправно играет роль неверной жены. Доктор Ласло Крайцлер (Даниэль Брюль) скрывает физический изъян (у него каким-то образом травмирована рука) и опять же наверняка что-то еще, что-то более страшное, чем просто неприглядная часть тела.
Именно боль, по мнению Крайцлера, порождает внутри монстра. «Но я ведь не иду убивать детей!» – возмущается Мур. Что ж, каждый расслабляется в меру своих возможностей и своего внутреннего предохранителя, не позволяющего спустить условный курок.
Анастасия Лях
Алиенист (The Alienist)
2018 год, США
Продюсер: Кэри Фукунага
Режиссеры: Джейкоб Вербрюгген, Пако Кабесас, Джеймс Хоуз, Джейми Пэйн, Дэвид Петрарка
Сценарий: Хоссейн Амини, Кристина Лорен Андерсон, Кэлеб Карр, Кэри Фукунага
В ролях: Даниэль Брюль, Люк Эванс, Дакота Фаннинг, Роберт Уиздом, Дуглас Смит, Мэттью Шир, Мэтт Линз, Брайан Герати, К’Орианка Килчер, Мартин МакКриди
Операторы: Пи Джей Диллон, Крис Сигер, Гэвин Стразерс, Ларри Смит
Композитор: Руперт Грегсон-Уильямс