В 2019-м Netflix выпустил два довольно остроумных и во многом созвучных комедийных мини-сериала: «Жизни матрешки» с Наташей Лионн и «Жизнь с самим собой» с Полом Раддом.
Оба шоу состоят из восьми коротких эпизодов, по 20-30 минут каждый. И там, и там очень много главного героя/ героини. Героини Наташи очень много потому, что она раз за разом переживает одни и те же события и собственную смерть. Героя Пола очень много потому, что он представлен в двойном экземпляре: потасканный оригинал и свежая улучшенная копия (и кстати, он тоже пережил собственную смерть и неожиданно для самого себя, а также для парочки ушлых китайцев, восстал из мертвых). Оба сюжета находят изобретательный подход к давно избитой теме: в случае проекта с Лионн это день сурка, в случае проекта с Раддом это доппельгангерство, то есть появление двойника, альтер эго (и не особо важно, каким путем: научным клонированием, психологическим раздвоением личности, мистическим пришествием из зазеркалья). Обе истории рассказывают о попытках персонажа изменить жизнь к лучшему с помощью «проигрывания заново», реплея.
Сериал со звездой «Человека-муравья» начинается с кадра, на котором актер рьяно разгребает землю изнутри и жадно выпутывается на свет из обильных и тугих мотков полиэтилена. Это можно счесть за метафору нового рождения, отсылающую к новорожденному малышу, пытающемуся выпутаться из мотков пуповины и тугой плаценты, вырваться из темноты на свет. Хотя в действительности по сюжету герой вырывается из собственной могилы. Впрочем, для него это впоследствии оказывается и воскрешением, и перерождением разом.
А в гробу он оказался после того, как по совету коллеги с работы отправился в чудотворный СПА-салон, чтобы «освежиться», почувствовать давно утраченную бодрость и прилив сил. Он, конечно, думал, что свежим его сделают чудесные масла и кремы. И как-то не рассчитывал, что хитрые китайцы (ну конечно же, китайцы, кто ж еще впереди планеты всей по части впаривания товаров и услуг с подвохом и по части скоростной штамповки реплик) создадут свеженького, чистенького, неискушенного и неиспорченного тяготами жизни клона, а потрепанный, износившийся оригинал закопают в землю. Собственно, китайцы тоже не рассчитывали, что подлинник раскопается…
Героиня Наташи Леонн была саркастичной, циничной, эгоистичной немолодой одиночкой, живущей вдвоем с котом, обожающей пить, курить и заниматься ни к чему не обязывающим сексом с незнакомцами на вечеринках. Ее застревание во временной петле было ярким и изобретательным в плане визуального ряда, комментарии происходящего были бескомпромиссно колкими, но смысл таки свелся к избитому изменению дрянного характера, как и в случае с каноническим героем Билла Мюррея. И это отсутствие изобретательности в плане авторского посыла чуть подпортило впечатление под занавес.
Смотрите легально на MEGOGO
Герой Пола Радда тоже любит выпить, но в целом вредными привычками не страдает. Он ходит на работу в офис (он – рекламщик), после работы приходит домой к жене, ни на что левое не отвлекается, пытается в качестве хобби дописать пьесу, которую пишет уже много лет и всякий раз обещает самому себе закончить. В нем, что называется, выключилась лампочка. Ну, знаете, как это бывает, когда «погас огонь», «иссяк запал». И на работе не ладится: ноль идей, ноль креатива. И с женой разлад: ни секса, ни вовлеченности друг в друга, ни желания заводить ребенка (а из центра планирования семьи все названивают и названивают, а он запись все переносит и переносит). Словом, та ситуация, когда единственное комфортное состояние – валяться и ничего не делать, максимум иногда дрочить.
Казалось бы, конкуренция с двойником, который только-только родился на свет (и фигурально, и буквально), и лампочка в котором горит (прям обжигает) на двадцать тысяч ватт, должна опять же предсказуемо изменить потухшего героя, заново зажечь в нем тягу к жизни, по новой научить радоваться простым вещам и бла-бла-бла.
Но, благо, ничего подобного не происходит. То есть происходит, но не в таком пошло-заурядном формате. Создатели мини-сериала (которые, к слову, много лет тому назад сняли чудесную «Маленькую мисс Счастье») подводят к выводу, что быть уставшим от жизни, быть изношенным, быть несвежим, быть если и огурцом, то чуть пожухлым и скукоженным, – это нормально. И иметь кучу недостатков – это нормально. Собственно, это и есть быть самим собой. И пить любимую вредную колу, поглощать любимые вредные бургеры, а не притворяться, заказывая полезный зеленый чай и тарелку с фруктами.
Анастасия Лях
Жизнь с самим собой (Living with Yourself)
2019 год, США
Продюсеры: Тимоти Гринберг, Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, Майкл Амодио, Энтони Брегман, Лилли Бернс
Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис
Сценарий: Тимоти Гринберг
В ролях: Пол Радд, Эйслинг Беа, Десмин Боргес, Карен Питтман
Оператор: Даррен Лью
Композитор: Анна Мередит