В детективных сериалах не всегда важно само преступление. И даже не всегда ход расследования. Куда важнее харизма либо сыщика («Шерлок»), либо маньяка («Ганнибал»), либо того и другого разом («Декстер»). Маньяки в «Лютере» преимущественно скучны и стереотипны (за исключением скользкой, но искренне влюбленной преступницы Элис); убийства едва ли хитро сплетены; расследование продвигается как-то бочком, стороной, уступая передний план личным проблемам героя. Зато харизма у сыщика через край, и в принципе все решает продуманный до мелочей, убедительный и суровый до дрожи в коленках, широкоплечий, небритый и противоречивый образ.
На первый взгляд «Лютер» кажется смесью «Шерлока» и «Настоящего детектива». У следователя лондонской полиции Джона Лютера незаурядный ум, скверный характер, своеобразные методы работы (эти методы частично перекочевали в российский сериал «Метод»), как и у частного сыщика с Бейкер-стрит; и в нем сидит шобла внутренних демонов сродни Расту Коулу из первого сезона «Настоящего детектива» или тому же Декстеру. Но на деле британский мини-сериал куда больше напоминает винтажного «Коломбо»: личность убийцы раскрывается зрителю с первых же кадров, а главный герой неизменно носит один и тот же макинтош.
Вот только шерстяное пальто Джона Лютера гораздо импозантнее мятого засаленного плаща лейтенанта Коломбо. И вообще Идрис Эльба, конечно, не Питер Фальк.
Он даже похож на супергероя. Вернее антигероя. Ну то есть не злодея, а якобы положительного героя, обладающего плохими привычками и дрянным нравом. В числе этих привычек – страсть перекидывать людей с крыш и балконов с целью выудить информацию и упрямое нежелание следовать букве закона. В числе дурных черт характера – необузданный гнев, который, увы, распространяется не только на нарушителей, но и на любимых и близких.
Смотрите легально на MEGOGO
Примечательно, что для украинского зрителя фамилия персонажа самая что ни на есть говорящая: свирепый и вспыльчивый Лютер сходу ассоциируется со словом «лють», то есть «ярость» (эпитет «лютый» намеренно игнорируем, дабы не связывать британский проект с дешевым солдафонским российским ремейком).
У Лютера – свой собственный закон, согласно которому неисправимого душегуба можно прикончить, не дожидаясь суда, а отцу, отомстившему интернет-троллю за измывательство над мертвым ребенком, можно подсобить в обход правил и правопорядка. Да что там, можно даже влюбиться или как минимум симпатизировать девушке, прикончившей собственных родителей и избежавшей наказания.
Преступница Элис в эффектном исполнении Рут Уилсон, любовный или дружеский интерес Джона Лютера, орудует не ножом и не пушкой, а… шпилькой (эта деталь также была позаимствована авторами российского «Метода»), что превращает ее образ в некий гибрид маньячки и опять же антигероини несуществующего комикса. Рыжая и ловкая, с одной стороны, она напоминает марвеловскую Черную вдову. С другой, благодаря своей шпильке вызывает жутковатые ассоциации с «Дьявольскими куклами мадам Мэндилип».
Она для Лютера – его темная сторона, он для Элис – ее светлое «я».
Шероховатость характера фактурного детектива с красноречивой фамилией рифмуется с рябью на его стильном теплом пальто, всегда расстегнутом нараспашку, и с попеременной сединой в брутальной запущенной щетине. А тускло-коралловый галстук – броское и одновременно сдержанное пятно, та самая капля гнева, легкая зыбь на безмятежной глади.
Анастасия Лях
Лютер (Luther)
2010-2015, Великобритания
Продюсеры: Идрис Эльба, Филиппа Джиллз, Лейла Киркпатрик
Режиссеры: Сэм Миллер, Брайан Кирк, Стефан Шварц
Сценарий: Нил Кросс
В ролях: Идрис Эльба, Рут Уилсон, Уоррен Браун, Дермот Краули, Майкл Смайли, Никки Амука-Бёрд, Сиенна Гиллори, Стивен Макинтош, Индира Варма
Операторы: Джулиан Корт, Джулио Биккари, Джон Сонрой
Композитор: Пол Инглишбай