«Нарко» – один из самых громких и титулованных проектов канала Netflix, получивший две номинации на «Золотой глобус»: за лучший драматический сериал и главную мужскую роль для бразильского актера Вагнера Моура, сыгравшего колумбийского наркобарона Пабло Эскобара. Это эдакая смесь «Кокаина» с Джонни Деппом и сериала «Во все тяжкие», только без сочувствия и симпатии к главному герою.
Действие начинается в конце 70-х и уже к концу первой серии первого сезона колумбийский контрабандист Пабло Эскобар, поначалу скромно промышляющий контрабандой травки, кофе и алкоголя, превращается в самого крупного поставщика кокаина. Трафик беспрепятственно идет из Боготы в Майами. Все таможенники куплены, все таблетки подъедены, конкуренты задвинуты, партнеры обмануты, копы – до лампочки. До поры до времени…
Сюжет выстраивается на параллелях, которые вопреки математическим законам в какой-то момент не просто пересекутся, но сольются в единое целое. Рассказ ведется от имени правильного американского копа Стива Мерфи, сотрудника УБН (Управления по борьбе с наркотиками), приятный закадровый голос которого размеренно, но уверенно погружает зрителя в атмосферу кровопролитной нарковойны (интересно, что режиссер и шоураннер сериала Жозе Падилья также является постановщиком перезапущенного «Робокопа», в котором главный герой, опять же правильный американский коп, тоже носит фамилию Мерфи).
Смотрите легально на MEGOGO
Пока Эскобар в Боготе нелегально экспортирует безвредный кофе, Мерфи в Майами гоняется за почти безвредными хипстерами в шлепанцах. Как только Эскобар берется за белый порошок, на улицах Майами появляется колумбийская мафия, члены которой носят кроссовки, а не шлепки, так что догнать их куда сложнее… «С первых же слов я конкретно запал на эту девчонку, – говорит Мерфи, презентуя зрителю свою будущую жену. – А Пабло с первого же взгляда конкретно запал на кокс».
На вступительных титрах авторы сериала разъясняют зрителю, что такое «магический реализм», пытаясь заверить, что многое в фильме додумано и приукрашено с целью добиться пущего драматического эффекта. И даже утверждают, будто бы все совпадения с реальными людьми случайны… Тем не менее «Нарко», периодически прибегающий к реальной исторической хронике, местами выполнен в едва ли не документальном ключе; у самого третьестепенного подельника Эскобара имеется реальный прототип, как и у самого третьестепенного копа, участвующего в операции; а имена и фамилии персонажей слишком часто «случайно» совпадают с паспортными данными реальных людей.
Как бы играючи, создатели «Нарко» погружают аудиторию в наркобизнес по самые помидоры, в мельчайших подробностях раскрывая секреты и самого приготовления кокаина, и непосредственно трафика. Наркота в покрышках, наркота в подкладке пиджака, наркота в желудке беременной дуры, наркота в кока-коле… наркота везде. В определенный момент проблему транспортировки перекрывает проблема переизбытка денег в прямом смысле слова. Видимо, выражение «деньги текут рекой» пошло именно от Эскобара. Отмывать бабло уже не получается, приходиться закапывать, распихивать и даже раздавать… или набивать долларами любимый мамин диван:
– Сынок, почему бы тебе просто не положить деньги в банк?
– Неееет, мам. В банках одни бандиты.
Кстати, выражение «дурью маяться» тоже пошло от Эскобара. Взявшись за кокаин, будущий наркобарон навсегда перестал «маяться дурью», то есть марихуаной, то есть размениваться по мелочам.
Казалось бы, дико поверить, что этот мешковатый, усатый увалень; кудрявый, пузатенький, щекастенький Винни Пух, по сути лишенный всякой харизмы, подмял под себя кокаиновую промышленность, не на шутку разозлил Штаты, став для них врагом государства номер один (бен Ладен случился потом), и сделался олицетворением инфернального зла планетарных масштабов. Но Вагнер Моура чертовски убедителен. Во второй серии есть сцена, где Эскобар стоит с фотоаппаратом и увлеченно что-то снимает. На первый взгляд он похож на туриста, завороженного неким пейзажем. На эту же мысль наталкивают безобидная улыбка и слова «Поправь вон там, чтобы в кадр попала маленькая ветка». Но когда камера разворачивается на сто восемьдесят градусов, перед зрителем возникает дерево, увешанное трупами. И тогда в лице Эскобара моментально включается дьявол.
Впрочем, сериал «Нарко» о разных типах зла. «Зашкаливающая смертность в Майами их мало интересовала. Но утечка капитала из страны взволновала по-настоящему. Чиновники мигом собрались у Рейгана. Видимо, больше всего они были возмущены тем, что с ними не поделились…», – говорит закадровый голос. И в то время, как жена президента со всех телеэкранов наставляет американских детишек на праведный путь («Скажите наркотикам «нет!»), один из подельников Эскобара, неосмотрительно предавший хозяина, кричит «нет, нет, нет!», глядя в дуло револьвера.
В Колумбии слово narcos относится к представителям наркокартеля, в Америке же им обозначают полицейских из отдела по борьбе с наркотиками. Казалось бы, полярные профессии, а слово одно…
Анастасия Лях
Нарко (Narcos)
2015 год, США
Продюсеры: Кэти О’Коннелл, Элиза Рот, Андрес Кальдерон
Режиссеры: Жозе Падилья, Андрес Байс, Фернандо Коимбра, Гильермо Наварро
Сценарий: Карло Бернард, Эндрю Блэк, Крис Бренкето
В ролях: Вагнер Моура, Бойд Холбрук, Педро Паскаль, Джоанна Кристи, Морис Комт, Паулина Гайтан, Даниэль Кеннеди
Операторы: Маурисио Видаль, Лула Карвальо, Адриан Тейдзидо
Композитор: Педро Бромфман