После успеха «Тьмы» Netflix выпустил еще один немецкий фантастический сериал. Нет, не о путешествиях во времени, но опять же о будущем после апокалипсиса. В «Племенах Европы» действие разворачивается в 2074 году, спустя десятилетия после того, как в один злосчастный день по неизвестной причине пропало все электричество. И не вернулось обратно. Европа погрузилась во тьму, которую назвали «черным декабрем». Вскоре рухнула и вся государственная система. Старый свет регрессировал, одичал, обратился вспять, назад к первобытным законам. Европа распалась на тьмы воюющих между собой племен.
Самое оригинальное в этом сериале – то, что события имеют место в Европе, а не в Америке, так как кинематографический конец света, будь то зомби-апокалипсис или падение гигантского метеорита, или второй ледниковый период…, в большинстве случаев накрывает именно Штаты. Можно, конечно, вспомнить постапокалиптические «Смертные машины» («Хроники хищных городов»), где фигурировал Лондон. Но в «Племенах Европы» речь о самой что ни на есть Европе. О самой европейской Европе. О Германии (разговаривают персонажи на немецком), Чехии (в сюжете фигурирует место под названием Маленькая Прага), Италии (эксцентричный починщик старой техники, являющейся эхом из цивилизации, слушает в машине итало-диско).
В отличие от «Тьмы» этот сериал не пытается ни быть, ни казаться сверхумным или даже просто умным. И компенсирует отсутствие интеллекта присутствием обильной кровожадности (что в общем-то вполне соответствует модели первобытного общества, заменяющего мыслительный процесс актами насилия). «Племена Европы» напоминают американскую «Сотню». Действие аналогично происходит несколько десятилетий спустя после конца света, виноваты в котором технологии. На Землю, где живут дикие племена, тоже приземляется высокотехнологичный корабль. Не скатившиеся в дикарство остатки цивилизованного мира живут в месте под названием «Ковчег».
Правда, если «Сотня» была рассчитана на молодежную аудиторию и не показывала ничего жестче, чем воинственный макияж коммандера Лексы, то «Племена Европы» несмотря на то, что главные герои – подростки, по-взрослому рубят головы, перерезают глотки, отчекрыживают яйца и тому подобное. А воинственность лорда Варвары (конечно же, получившей свое имя от слова «варвар») не ограничивается одним лишь smoky eyes мейк-апом. «Кончишь раньше меня – зарежу!» – ее главный девиз. И она вполне могла бы быть эдакой дарк-версией Чудо-женщины с замашками госпожи из садомазо-моделей про женское доминирование, если бы ее амазонство и матриархальность не соседствовали с карьеризмом, а тот в свою очередь не вынуждал прогибаться под пенис-содержащее начальство.
Примечательно, что даже самое отрицательное, свирепое, безжалостное «племя воронов» имеет свой моральный кодекс или, правильнее будет сказать, пиратский кодекс. Да, оно похоже одновременно на головорезов майя, что вырывают сердца голыми руками и обмазываются кровью побежденного противника, и гитлеровских нацистов, что держат пленных в концлагерях и заставляют работать в зондеркомандах («вороны» отправляют рабов на архивредное производство, от которого те умирают в муках в течение пары месяцев). Но в то же время «вороны всегда держат слово».
Смотрите легально на MEGOGO
Если пытаться найти в «Племенах Европы» глубинную глубину, можно сказать, что авторы сериала показывают переход человеческой истории от дикости пещерных людей и первобытнообщинного строя к высокоразвитой и высококультурной эпохе Античности, ознаменовавшейся возникновением первых государственных образований, письменности, первой эстетики и первого понимания прекрасного. То есть если история идет по спирали, то человечество, достигшее научно-технологического пика, закономерно вновь погрузилось во тьму, антигуманизм и невежество подобно тому, как следом за Античностью наступили мрачные, бесчеловечные, кровожадные Средние века. Но рано или поздно Средневековье, как известно, сменил Ренессанс, эпоха Возрождения мысли, культуры, искусства, гуманизма…
Неслучайно племя лорда Варвары («варвар» с древнегреческого означает «чужак», «чужеземец») противостоит племени «атлантов», обладающих секретными передовыми знаниями (в работах древнегреческих историков и мифографов атланты упоминались как жители мифической Атлантиды, самого мощного, высокоразвитого, передового государства на карте).
Анастасия Лях
Племена Европы (Tribes of Europa)
2021 год, Германия
Продюсеры: Квирин Берг, Макс Видеманн, Филип Кох, Максимилиан Веттер, Удо Хаппель, Марио Жван
Режиссеры: Филип Кох, Флориан Баксмейер
Сценарий: Филип Кох, Яна Бурбах, Бенджамин Сейлер
В ролях: Генриетта Конфуриус, Эмилио Сакрайя, Давид Али Рашед, Мелика Форутан, Оливер Мазуччи, Беньямин Задлер, Ана Улару, Роберт Финстер, Джеймс Фолкнер, Алан Блажевич, Жанетте Хайн
Оператор: Кристиан Рейн
Композитор: Клинтон Шотер