Этот образовательный подростковый сериал от Netflix, начисто отрицающий чопорную британскую традицию и бодро противостоящий той самой «стене», школьной несвободе и прессингу, о которых пели Pink Floyd в альбоме «The Wall», произвел настоящую революцию в мире тинейджерского кино. Пожалуй, даже бóльшую революцию, чем американская «Эйфория» от HBO.
Если «Эйфория» беспощадно погружает шокированного юного зрителя (и еще более шокированных его родителей) в пучину жести и чернухи, где наркотики, насилие и извращенцы-педофилы обитают не где-то там в выдуманных киносюжетах, а в непосредственной обескураживающе честной близости, но эта пучина – все же не обычная подростковая среда, а микросреда избранных, которым в жизни, на самых ранних ее этапах, не повезло столкнуться со злом, то «Половое воспитание» охватывает куда более широкий подростковый сегмент, максимально широкий, а именно всех-всех отроков во вселенной, всех-всех прыщавых пубертатных мальчиков и девочек и их типичные и иногда атипичные пубертатные проблемы. И это действительно уникальное шоу совершенно открыто, без обиняков говорит на темы, про которые и кинематограф, и телевидение всегда упорно молчали. Причем делает это преимущественно в комедийном, но в то же время максимально правдивом и основательном ключе.
В центре сюжета – шестнадцатилетний Отис (Эйса Баттерфилд), живущий вместе с матерью в небольшом английском городке Мурдэйл и являющийся учеником местной школы. Отис – нескладный, долговязый, закомплексованный интроверт и очевидный девственник. В то время как его однокашники либо уже познали «радости» секса (которые в этом возрасте далеко не всегда по-настоящему радостны, скорее полны вопросов и неловкостей), либо напропалую мастурбируют с утра до ночи и с ночи до утра, Отис даже онанизмом не может нормально заняться, испытывая некий психологический барьер перед эякуляцией. Он из тех ребят, что незаметными сидят в дальнем углу и так же незаметно выпускаются из школы, настолько незаметно, что большинство потом даже не помнит, что в их классе был такой вот ученик. Дружит Отис с одним только Эриком, жизнерадостным открытым геем из верующей многодетной семьи, который любит пестро, ярко одеваться и очень хочет найти себе пару.
Разведенная мать Отиса Джин (Джиллиан Андерсон) работает сексологом (причем имеет в данной области докторскую степень) и консультирует пары, испытывающие любого рода незадачи в постели, причем делает это на дому, так что Отис волей-неволей оказывается вовлечен в премудрости секс-терапии. К тому же Джин регулярно проверяет знания на сыне. В ее доме повсюду «разбросаны» (то есть аккуратно разложены, но на самых видных местах) Камасутры и прочие секс-пособия, а полки и столики заставлены статуэтками-фаллосами самых различных форм и размеров. Джин не заводит отношений, но для здоровья и удовольствия регулярно занимается сексом с так называемыми одноразовыми визитерами ее спальни, которые регулярно путают туалет с комнатой Отиса и одинаково нелепо выглядят в желтом банном гостевом халате. Парень к этому вполне привык и, несмотря на собственную закомплексованность, абсолютно раскрепощенно приветствует маминых посетителей и мамин образ жизни. Но в то же время в школе дико стесняется ее профессии.
Волею случая однажды Отис выказывает в школьных стенах свои небольшие познания в секс-терапии, краем уха услышанные от матери или вычитанные из ее бесчисленных учебников, свидетельницей чему становится известная на всю школу Мэйв (умная девушка, гуляющая сама по себе, эрудированная и обожающая писательниц-феминисток вроде Вирджинии Вулф, противопоставленная лагерю популярных гламурных девиц с длинными коготками и под линеечку выщипанными бровями и умеренно агрессивная, которую в школе и дразнят, и побаиваются одновременно). И тогда Мэйв (которой очень нужны деньги, так как, брошенная матерью-наркоманкой, она вынуждена сама себя обеспечивать и регулярно платить аренду за трейлер в трейлерном парке, в котором живет совершенно одна) предлагает устроить в нерабочем школьном туалете подпольную секс-клинику, то есть консультации подростков за деньги от желторотого секс-гуру Отиса.
Смотрите легально на MEGOGO
Каждая серия «Полового воспитания» начинается сценой секса (или подобия секса, или того, что можно назвать прелюдией) между второстепенными или даже третьестепенными персонажами, испытывающими ту или иную сексуальную проблему. Сериал по-взрослому и вполне компетентно поднимает все возможное многообразие тем подростковой сексуальности, гиперсексуальности, недосексуальности, подросткового гей-секса, лесби-секса и гетеро само собой, сексуальной идентичности, восприятия себя и своего либидо, пубертатно-гормональных вспышек, комплексов и фобий, мастурбации, поллюций, воздержания, фетиша, незащищенного секса, беременности, абортов, хламидиоза и даже генитального педикулеза…, и даже секса с фруктами…, и даже клизмы перед анальным сексом. И все это максимально откровенно. Настолько, что у зрителя и впрямь возникает ощущение пребывания на сеансе у секс-терапевта (термин «сексопатолог» в сериале умышленно не используется, так как авторы настаивают на том, что в столь нежном возрасте еще нет патологий, есть лишь нормальные, свойственные пубертату вопросы и шаги к постижению сексуального удовольствия и сексуального взаимодействия с партнером), где нет никаких табу и секретов, и слишком завуалированных намеков, потому что между врачом и пациентом все должно быть предельно ясно.
И конечно же, никакой закон создатели шоу не нарушают, поскольку шестнадцатилетних изображают исключительно совершеннолетние актеры. Так, например, Эйсе Баттерфилду на момент съемок первого сезона был 21, а исполнительнице роли Мэйв Эмме Макки (которая ну очень похожа на юную версию Марго Робби) – 22. И Баттерфилд, тот самый мальчик из «Мальчика в полосатой пижаме» и Хьюго Кабре из «Хранителя времени», здесь воспринимается совсем по-другому. Да, он снова играет ребенка, а не мужчину, но играет уже по-взрослому, как трезвый актер, который идеально изображает пьяного. Возможно, Отис как персонаж очень близок актеру и напоминает о его собственном шестнадцатилетии, но так или иначе каждым нескладным движением тела Баттерфилд попадает в самую точку, и эти его постоянно неловко блуждающие в воздухе руки, которые будто не знают, что именно им нужно делать… Да у меня самой во время учебы был точно такой друг-девственник, умный и в теории вроде как знающий, что куда, но на практике напрочь растерянный. Отис поразительно на него похож.
«Половое воспитание» воспитывает не только подростков, но и взрослых, пусть и в меньшей степени. И героиня Джиллиан Андерсон, которая одевается в стиле 70-х (эра сексуальной и феминистской революций), выступает эдаким всеобщим ментором, маэстро этой дисциплины («сексуальной ведьмой», как назвал ее сын директора школы Мурдэйла), хотя сама тоже порой нуждается в воспитании: о сексе она, конечно, знает все, но в понимании человеческих взаимоотношений даже у нее имеются пробелы. Так что под сексуальное (и по совместительству жизненное, что неотъемлемо связано) просвещение здесь попадают не только дети, но и их родители, и их учителя, и даже суровый (и тоже явно закомплексованный, несмотря на почтенную проплешину) школьный директор. И авторы иронично подчеркивают (например, тем забавным сюжетным фактом, что в половой жизни мамы Отиса внезапно появляется харизматичный сантехник, да еще и скандинав), что с порно их сериал не имеет ничего общего. Потому что порно далеко от реальной жизни, а «Половое воспитание» максимально, вплотную к ней приближено. Пусть эта жизнь и не сегодняшнего, а скорее завтрашнего дня, более раскрепощенного, свободного и просвещенного.
И отношения между детьми и родителями, тоже определенно нуждающиеся в воспитании, здесь занимают не менее важную позицию, чем секс. И те, и другие периодически совершают ошибки, а поведение некоторых – и вовсе сплошная ошибка. Так, мама Отиса порой душит сына чрезмерной опекой и поучениями из учебников, а эгоистичный отец, возрастной донжуан и неисправимый нарцисс, вообще не вникает в жизнь отпрыска, потому что слишком занят собой. Мать Мэйв – безнадежная врунья и наркоманка. А отец несчастного Адама Гроффа, школьный директор, настолько зажат и закрыт, что отдалился (и вероятно, необратимо) и от жены, и от сына на расстояние пропасти. И тут самыми трогательными и самыми доверительными оказываются отношения гея Эрика с отцом, который на вид кажется строгим, консервативным, фанатично набожным, что, как часы, ходит в церковь и самозабвенно поет про Иисуса и вроде как неспособен понять и принять альтернативную природу «свернувшего с праведного пути» чада, но в действительности из всех родителей, представленных в сериале, больше всего своему ребенку помогает именно этот мужиковатый и непросвещенный богомольный здоровяк, который учит Эрика стоять за себя и свои убеждения и одновременно нежно прикрывает хрупкого, уязвимого сына леопардовым пальто и широкой родительской спиной.
Возвращаясь к теме завтрашнего дня: неслучайно Мурдэйл – город не настоящий, а вымышленный. Он как бы находится на границе прогрессивного завтра, условно олицетворяемого героиней Джиллиан Андерсон, которая несет в недоразвитые тинейджерские умы просвещение, дозволенность и необходимость быть совершенно открытыми в своих потребностях получать толковые и полные ответы на все интересующие вопросы (и призывает всех родителей навсегда забыть о феерических глупостях про аиста, капусту и тому подобную чушь, из которой рождается вопиющая подростковая сексуальная неграмотность), и ретроградного вчера, условно олицетворяемого школьным директором мистером Гроффом, который пытается «выбить из сына дурь» не откровенным разговором и психологической поддержкой, а армейской муштрой.
Но конечно, в этой схватке «вчера» заслуженно и неизбежно проигрывает. И все темные тайны фигурально и буквально (когда рабочая записная книжка матери Отиса становится достоянием общественности) выходят на свет. И под занавес второго сезона противостояние невежественности и просвещения, зашоренности и свободы буквально выходит на сцену под софиты, когда креативными и свободомыслящими усилиями детей, которые уже не дети, классический Шекспир превращается в современный мюзикл, техно-оперу про пенисы и вагины. И, почти как у Воланда в театре Варьете, наступает всеобщее разоблачение.
Анастасия Лях
Половое воспитание (Sex Education)
2019 год, Великобритания
Продюсеры: Джэйми Кэмпбелл, Джон Дженнингс, Симон Моррис
Режиссеры: Бен Тейлор, Кейт Херрон, Софи Гудхарт, Алиса Сибрайт
Сценарий: Лори Нунн, Софи Гудхарт, Лора Нил, Лора Хантер, Фредди Сиборн, Маван Ризван, Рози Джонс, Ричард Гадд
В ролях: Эйса Баттерфилд, Джиллиан Андерсон, Шути Гатва, Эмма Макки, Коннор Суинделлс, Эйми Лу Вуд, Кедар Уильямс-Стирлинг, Патриша Эллисон, Алистер Петри, Мими Кин, Чанейл Кулар, Симон Эшли, Таня Рейнольдс, Микаэль Персбрандт, Энн-Мари Дафф, Джеймс Пьюрфой
Операторы: Джеми Кэрни, Оли Расселл
Композитор: Оли Джулиан