Этот сериал, одновременно являющийся и семейной драмой, и иллюстрацией закулисной жизнедеятельности крупных корпораций и их специфически скроенных владельцев, живущих в обособленном мирке личных самолетов, вертолетов, лобстеров на завтрак и многомиллиардных сделок на десерт, умудряется быть и монументальным, эпическим под стать древнегреческой трагедии или древнескандинавской саге, причем начиная с самих вступительных титров и музыкального сопровождения (неслучайно в одном из диалогов сыном главного героя-медиамагната упоминается трагедия Софокла «Царь Эдип»; впрочем, у древних греков вся мифология вращается вокруг детей, убивающих родителей и занимающих их трон, начиная с титана Кроноса, оскопившего своего отца Урана, первого верховного бога, после чего олимпийцы, следующее поколение богов, дети Кроноса и его братьев-сестер, свергли титанов и сами начали править, ну и так далее); и одновременно изящно сатирическим, а подчас даже шаржевым.
В истории вымышленной династии во главе с неизбежно стареющим, но до последнего не желающим выпускать власть из рук Логаном Роем (Брайан Кокс), который владеет новостями, кино, развлечениями и круизами, диктует свои условия американскому президенту и наводит страх и трепет и на чужих, и на своих, включая собственных детей, несложно разглядеть прообраз из реальной жизни, коим стал медиахолдинг Руперта Мердока 21st Century Fox. Собственно, в сериале имеются интерпретации всех громких событий, случившихся с Fox.
Так, например, весь второй сезон компания Логана Роя пытается избежать покупки своих активов и поглощения со стороны крупного конкурента, что, естественно, является отражением факта покупки и поглощения холдинга Fox компанией Disney. А в первом сезоне всплывает грязное белье из секции круизов. В частности, скандал об агрессивных сексуальных домогательствах и сексуальном шантаже, в чем, конечно же, прослеживается отсылка на секс-скандал вокруг гендиректора Fox News Роджера Айлза. При этом консервативные новости Логана Роя, откровенно рапортующие с телеэкранов не новости, а белый пиар о своем владельце и черное злословие о его соперниках и недоброжелателях, содержат очевидные намеки на прореспубликанские пропагандистские новости Fox News.
А в характере и мировоззрении тираннозавра Роя, не единожды называемого и расистом, и сексистом, угадываются черты и Мердока, и Айлза разом; и Ирода, и Кориолана, и Макбета, и царя Лая, отца Эдипа (аллюзии к трагедии царя Эдипа, исполнившего пророчество и таки убившего своего правящего родителя, а затем в наказание выколовшего себе глаза, не ограничиваются одним упоминанием; так, в одной из сцен из уст несвязанного родственными узами с семейством Рой лица звучит реплика «Иди и выколи себе глаза», адресованная одному из сыновей магната; собственно, миф об Эдипе является лейтмотивом «Наследников», так что сюжет возвращается к нему снова и снова, включая огорошивающий финал второго сезона). И черты Ивана Грозного, убившего собственного сына. И всякого, кто искренне считает себя богом, и должен так или иначе поплатиться за спесь.
К слову, сериал «МатьОтецСын», вышедший годом позже, отчасти попытался повторить концепцию «Наследников», соединив семейную распрю между отцом и сыном с нечистоплотным закулисьем крупнокорпоративной системы. Ричард Гир сыграл вымышленного медиамагната, сын-наркоман с сексуальными причудами которого сперва стоит во главе новостей, назначенный отцом руководить, а затем, пережив кровоизлияние в мозг, стремится вытащить наружу грязные отцовские секреты в отместку за то, что папа после инсульта больше не подпускает его к власти и в целом им пренебрегает. В «Наследниках» инсульт пережил не сын, а отец семейства, сам Логан Рой, после чего один из сыновей попытался скинуть его с трона. При этом один из отпрысков Роя – наркоман, а второй – с сексуальными причудами.
Смотрите легально на MEGOGO
«Наследники» мастерски накапливают, нагнетают и оттягивают главную интригу: кто из троих детей жестокого, самонадеянного, мстительного, тщеславного и горделивого тирана-воротилы будет наречен преемником. А параллельно усугубляют психологическую драму, так как каждый из детей Логана Роя (у которых, казалось бы, есть все на свете и нет причин быть несчастными) необратимо сломлен, подавлен, изувечен отцом и той средой, той системой ценностей, что окружали и прививались с детства.
Один сын безнадежно застыл в маске клоуна, паяца, придворного шута, прикидываясь дураком от страха быть серьезным, потому что с серьезного сына больший спрос; и прикидываясь секс-гигантом от страха признать свои сексуальные проблемы-патологии, вызванные перманентным состоянием панического ужаса и содрогания перед отцом, страха не оправдать ожидания последнего. Другой сын попытался восстать против родителя, прорезать годами безмолвствующий голос, перевернуть царство вверх ногами и почувствовать собственную значимость, свой внезапно образовавшийся стержень. Но сломался так, как если б сросшаяся кость пережила повторный и на этот раз уже непоправимый перелом. Рассыпался. Обмяк, как член … нет, не после эякуляции, а после кастрации. Превратился в жидкий фарш, который, заикаясь, тихо лепечет то, что папа хочет слышать. Наконец дочь, которая никогда не была у отца-сексиста в приоритете, вышла замуж за дурака, которым можно управлять, чтобы хотя бы в браке почувствовать себя руководителем.
Персонажи сериала не вызывают ни симпатий, ни антипатий в классическом смысле. Они настолько «другие», из параллельного недосягаемого мира, что не поддаются классическому распределению зрительского одобрения и зрительского порицания. Эта каста далека от народа так же, как космос. И авторы шоу, понимая эту «далекость», не пытаются резонировать с публикой, но подчеркивают и оголяют все нюансы и подноготную ментальности этого своеобразного сословия, которое забавы ради может предложить случайному мальчишке на бейсбольной площадке миллион, если тот выбьет хоум-ран.
Причем ментальность эта бывает как врожденной, так и приобретенной. И приобретается она с такой же скоростью, с какой по телу размножаются раковые клетки. Для иллюстрации такой «приобретенности» в сюжете функционирует нелепая, почти что клоунская парочка, состоящая из зятя-приживалы, который быстро научился заказывать в меню вино за тысячу баксов и деликатесного зажаренного ортолана (это маленькая певчая птичка, также именуемая садовой овсянкой, которая занесена в Красную книгу, так что в большинстве цивилизованных стран приготовление блюд из нее запрещено, но ясное дело, что для привилегированной элиты да за большие деньги…), но не научился выбирать хорошие костюмы, и внучатого племянника, который попадает в мир семейства Рой из обычнейшей плебейской жизни, но молниеносно приспосабливается к новым ощущениям и правилам игры.
Что примечательно, авторы «Наследников» не зацикливаются и не ограничиваются высмеиванием самодурного капиталиста и его ближайшего окружения, включая борющихся за престол потомков. Они охотно смеются и над противоположной стороной интеллектуалов, начитанной интеллигенции с тремя образованиями и очень нравственной идеологией. В лучшей серии телешоу, а именно в пятом эпизоде второго сезона, за одним обеденным столом собираются как раз эти два противоборствующие лагеря: толстосумы-империалисты и культурно-либеральная элита, цитирующая перед трапезой Шекспира и в свое время «разрушившая Берлинскую стену». И в этом цирке, как ни странно, смешны и те, и эти. И гримасничая, они будто отражают друг друга в зеркале, как Джекил и Хайд.
Анастасия Лях
Наследники (Succession)
2018 год, США
Продюсеры: Джесси Армстронг, Адам МакКей, Уилл Феррелл, Реджина Хейман, Дара Шнэппер, Илен С. Лэндресс, Кевин Мессик, Фрэнк Рич
Режиссеры: Адам МакКей, Марк Майлод, Адам Аркин, Мигель Артета, С. Дж. Кларксон, Андрий Парекх, Мэтт Шекман
Сценарий: Джесси Армстронг, Тони Рош, Джонатан Глатцер, Анна Джордан, Джорджия Притчетт, Люси Преббл, Джон Браун, Уилл Трейси, Сьюзан Сун Хе Стэнтон
В ролях: Брайан Кокс, Хиам Аббасс, Николас Браун, Киран Калкин, Питер Фридман, Натали Голд, Мэттью Макфэдьен, Алан Рак, Сара Снук, Джереми Стронг, Роб Ян, Дагмара Доминчик, Ариан Мойед, Дж. Смит-Кэмерон, Джеймс Кромвелл, Дэнни Хьюстон, Холли Хантер, Черри Джонс
Операторы: Патрик Капон, Андрий Парекх, Кристофер Норр
Композитор: Николас Брителл