Журналистка Камилла Прикер (Эми Адамс) получает от редактора задание: расследовать трагедию, произошедшую в маленьком провинциальном городке, где убита одна девочка-подросток и без вести пропала вторая. На выходе нужно написать хлесткую и одновременно душещипательную статью с очеловечивающими деталями про жертв и аргументированными предположениями о личности убийцы. Камилла не хочет ехать и не хочет писать, потому что городок, где произошло убийство, – это город ее детства, из которого она много лет назад сбежала. Но ехать приходится.
Самой дискомфортной в этой ситуации для героини становится встреча с матерью (Патришия Кларксон), которая не особо рада видеть блудную дочь и возмущена целью ее визита: мол, как можно смаковать подробности чужого горя и копаться в грязном белье порядочных горожан, которые все друг другу как братья и сестры. Камиллу же мучат воспоминания о скончавшейся давным-давно младшей сестре, которая якобы болела чем-то неизлечимым. А ее единоутробная сестра Эмма, дочь матери от второго брака, которую Камилла никогда не видела, поскольку не наведывалась домой, кажется, наоборот, очень рада внезапному приезду старшей сестры и уж очень хочет подружиться.
«Острые предметы» – абсолютно феминоцентричная история, лишенная мужской доминанты. Здесь нет ведущих или хотя бы значимых и интересных мужских персонажей. Все действующие лица мужского пола нарочито поверхностны, пресны или слабы. Это касается и шефа местной полиции, и приезжего детектива, и главного подозреваемого, и отчима Камиллы, который ходит по дому невыразительной тенью, и редактора, который функционирует исключительно в телефонном режиме. Камилла неоднократно повторяет, что у нее нет мужа и нет бойфренда. И секс для нее – нечто вроде лезвия или иголки, то есть способ физически что-то почувствовать, чтобы на время унять внутренних демонов.
Материнская любовь всегда начинается с боли. Женщина рожает либо в муках, будучи в сознании, либо под острым скальпелем хирурга, если речь о кесаревом. Мать и ребенка изначально связывают либо острая боль, либо острый предмет. После мать испытывает боль при кормлении грудью, когда младенец жадно кусает, грызет ее сосок, добывая материнское молоко – энергию не просто жизненно необходимую питательную, но связующую. А затем, чтобы любовь продолжала существовать в первичной форме, мать перекладывает боль на дитя: ей, матери, опять же необходимо, чтобы ребенок болел, испытывал эту самую боль, и тогда у нее, родительницы, будет пространство для повсеместной, всеобъемлющей реализации материнской любви и заботы.
Роман Гиллиан Флинн, смачно, остро и атмосферно экранизированный Жан-Марком Валле, – именно о материнской и дочерней любви, о матери, которая патологически жаждет заботиться, и о дочери, которая неспособна разорвать связь и поэтому причиняет себе увечья.
Смотрите легально на MEGOGO
В первую очередь сериал выделяется двумя виртуозными актерскими работами: игрой Эми Адамс и Патришии Кларксон. Камилла – пьяница, если называть вещи своими именами. И шлюха. Но и под тем, и под другим, естественно, скрываются уязвимость и травма. У нее всегда припухшее лицо. И она всегда, в каждый без исключения жаркий летний день, носит джинсы, рубашки с длинным рукавом и закрытые ботинки, максимально прикрывая исполосованную шрамами-шифровками кожу. Кожа – ее дневник. Всегда без макияжа, изрядно помятая и нерасчесанная. Всегда чуть потерянная и упакованная в глухую одежду, будто в футляр, защищающий от внешнего мира и близких контактов с людьми. Камилла не столько увлечена расследованием и поиском убийцы, сколько собственным туманным прошлым и собственными терзаниями. И настроение героини передается зрителю: нам интересен не столько маньяк, кем бы он ни был, сколько сама Камилла и ее глобальная душевная аномалия. И прекрасная Адамс целиком заполняет своей непростой и неоднозначной героиней сюжетное пространство.
Не менее хороша Кларксон в образе худосочной, бледнокожей деревенской аристократки, которая ходит по огромному дому в белых шелковых халатах, тапочках на каблуках и непременно с бокалом дорогого вина, слушая грампластинки. У нее всегда ухоженное лицо, маникюр, идеальная прическа и всегда красная помада на губах. В ее образе откровенно преобладают белый и красный цвета, будто символизируя материнскую кровь, неизбежную при родах, и материнское молоко. Она увлеченно играет в идиллию, в безупречный кукольный дом и в куколку-дочку, которую облачает в подчеркнуто девочковые платья и бантики.
Интересна и Эмма: девушка-тинейджер, которая дома послушно играет в мамину игру, в «хорошую девочку», и даже упивается своим кукольным амплуа, а вне дома катается на роликах в коротких сексуальных шортах, зажимается с парнями и покуривает травку. В ней откровенно пульсирует контрастный симбиоз ангельского и демонического, причем в некоторые моменты Эмма чертовски пугает. Так, на одном из кадров, летя на роликах с длинными распущенными волосами, она вздымает руки и глядит исподлобья так, словно Фурия из древнеримской мифологии. И кажется, что в ней полно насильственной ненависти и злобы. Или, быть может, ревности.
И когда шеф местной полиции говорит героине Кларксон, что одна из ее дочерей в опасности, а другая опасна (имея в виду, что девушка-подросток Эмма вписывается в портрет потенциальной жертвы серийного маньяка, а приехавшая из большого города Камилла, всюду сующая свой журналистский нос, не только мешает следствию, но и разлагает, чернит своим поведением их «чистенькое» общество), догадливый зритель, конечно же, соображает, что в действительности все совсем наоборот.
Возможно, отношения матери и ребенка куда многограннее, чем отношения мужчины и женщины. И в них соответственно куда больше отклонений от нормы, больше психологических диагнозов. Больше колющей остроты и теснее, неразрывнее связи. «Острые предметы» – история, обнажающая не только поврежденную, несовершенную кожу, но и один из таких диагнозов.
Анастасия Лях
Острые предметы (Sharp Objects)
2018, США
Продюсеры: Марти Ноксон, Чарльз Лэйтон, Марси Уайзмен, Джессика Роудс, Грегг Финберг, Натан Росс, Жан-Марк Валле, Эми Адамс, Гиллиан Флинн, Джейсон Блум, Дэвид Одж
Режиссер: Жан-Марк Валле
Сценарий: Гиллиан Флинн, Марти Ноксон, Алекс Меткалф, Винс Каландра, Скотт Браун, Дон Камоче, Ариэлла Блехер
В ролях: Эми Адамс, Патришия Кларксон, Крис Мессина, София Лиллис, Элайза Скэнлен, Мэтт Крэйвен, Генри Черни, Тейлор Джон Смит, Мэдисон Дэвенпорт, Мигель Сандоваль, Уилл Чейз, Лулу Уилсон, Элизабет Перкинс
Операторы: Ив Беланжер, Рональд Плант
Композитор: The Acid
Коментарі закрито.