Этот австрийский детективный сериал, саундтрек к которому спродюсировал сам Ханс Циммер, ну очень похож на скандинавский «Мост». При этом вовсе не является его ремейком, как «Мост» американский или франко-британский «Туннель». Это совершенно самостоятельный проект, который погружает в схожую атмосферу: холод, граница, двое следователей из соседствующих государств, один сложный серийный преступник, пытающийся с помощью ритуальных убийств высказать свою точку зрения на мир, людей и систему. При этом главный в этом перечне созвучий и пересечений совсем не труп, оказавшийся ногами в Германии, туловищем в Австрии, а… холод.
А еще это определенно достойное внимания телешоу можно назвать гибридом «Моста» и «Охоты на Унабомбера» с добавлением фетиш-рогов из первого сезона «Настоящего детектива».
Скандинавский холод (не только температурный, но, конечно же, в первую очередь душевный), присущий всем без исключения детективным историям родом из Швеции, Дании, Норвегии, находит здесь свое отражение в высокогорном холоде Альп, где на перевале, через который проходит граница между Австрией и Германией, обнаруживают замерзшее тело мужчины, стоящего на коленях, в позе мольбы о прощении, в окаменелых руках которого застыл пучок конских волос.
Следователь с австрийской стороны – неопрятный, вялый здоровяк с немытыми волосами, в сером пальто с меховым воротом нараспашку, без шапки и в солнечных очках – без всякой борьбы, но даже с удовольствием и облегчением согласен отдать дело немцам, поскольку у трупа немецкий паспорт. «Ваш паспорт – ваш геморрой», – говорит он. Что удивляет и озадачивает следователя с немецкой стороны – симпатичную женщину в красном пуховике, укутанную в шапку, шарф, рукавицы, застегнутую на все пуговицы, инициативную, старательно выполняющую свой служебный долг, охваченную энтузиазмом и предвкушением любопытного дела. Она явно была готова побороться с австрийской стороной за доминирование в расследовании. Но не пришлось.
А начинается сериал с брошенного на дороге автобуса, к которому приближается группа полицейских, открывает заднюю дверь, а оттуда – вонь и мухи… Позже мы узнаем, что автобус был набит двадцатью шестью беженцами-нелегалами, и все они умерли, а труп, найденный на перевале, принадлежит контрабандисту, что их перевозил.
Смотрите легально на MEGOGO
Однако в отличие от «Моста», где преступления действительно были окрашены в политико-социальный контекст и протест, пусть даже за ним скрывалась личная месть, «Перевал» склоняется ближе к зловещей интерпретации сказочных сюжетов. Неслучайно убийца отождествляет себя с Крампусом и, убивая, надевает его маску. В альпийском фольклоре Крампус – противоположность Святого Николая-чудотворца и его неизменный сопроводитель в рождественские праздники. И если Святой Николай поощряет хороших детей подарками, то Крампус, как несложно догадаться, наказывает капризных и непослушных, подсовывая им под подушку угольки вместо сладостей.
Что примечательно, в Австрии до сих пор спорят на счет уместности такого рода устрашения по отношению к маленьким детям. Уголь, конечно, ерунда, но вот розги, которыми Крампус согласно легенде стегает ослушавшихся детишек, и мешок, в котором он их уносит к себе в жилище, чтобы съесть на рождественский ужин, – не шутки.
В «Перевале» образ Крампуса – олицетворение кары за грехи взрослых, за грехи человечества в целом. И первыми тремя убийствами, когда умирает контрабандист, повинный в смерти двадцати шести душ, продажный чиновник, обвиненный в алчности, и звезда соцсетей, покаранная за тщеславие, сериал отдаленно созвучен с триллером «Семь». Но вскоре серийный убийца превращается в заурядного террориста, жаждущего убить как можно больше и без разбору, лишь бы привлечь внимание к собственной персоне. Каратель, возомнивший себя гласом господним, на деле оказывается нарциссом с раздутым эго и нереализованными амбициями, за которым скрывается неудачник с охапкой комплексов.
Опять же в отличие от «Моста» в «Перевале» личность преступника не остается загадкой до самого финала. Наоборот, авторы делают убийцу таким же центральным персонажем, как двое следователей-детективов, и постепенно раскручивают его личную историю, углубляясь как в настоящее, так и в прошлое. И, снова-таки возвращаясь к триллеру «Семь», где герой Кевина Спейси признается, что его собственный грех – это зависть, ближе к финалу «Перевала» становится очевидным, что именно завистью страдает и человек под маской рогатого монстра, к которому никто никогда не испытывал ни любви, ни уважения, который настолько ничтожество, что презираем даже собственным маленьким сыном. И его альтер эго Крампус – способ наказать человечество вовсе не за грехи, а за нелюбовь к себе.
Обыгрывается в «Перевале» и сказка о Волке и Красной шапочке, которая идет через лес в гостеприимную хижину, но в домике, спрятанном среди деревьев от людских глаз, ее ожидает чудовище, притворившееся радушным хозяином. Причем если роль Волка здесь постоянная, то роль Красной шапочки переменная и переходит от одной героини к другой. Неслучайно женщина-следователь из немецкой полиции всегда одета в красный пуховик. Неслучайно девушка-нелегалка, которая приезжает в Австрию за сказкой, а находит лишь тяготы, одета в красную кофту в тот самый момент, когда убегает от «волка». Неслучайно в альпийских снегах и впрямь рыщет голодный волк. «Не оставляйте у двери пакет с мусором, его запах привлечет волка», – говорит девушка человеку, который впоследствии ее «съест». Ну и в конце концов неслучайно она складывает пазл с иллюстрацией из сказки про девочку, столкнувшуюся в лесу один на один с хищником.
И тем не менее тема наказания за проступки и ошибки сохраняется до самых финальных титров. Никто не остается безнаказанным, никому здесь не удается избежать встречи со своим внутренним Крампусом. Ни немецкой полицейской, которая винит себя в любовной связи с женатым начальником. Ни австрийскому полицейскому, которому не удается сбежать от своего темного прошлого. Ни убийце, который думает, что таки заполучил любовь обманом и силой, но в итоге опять остается один, даже на том свете… Все мы хотим найти под подушкой сладости, но коль сеем пламя, то пожинаем угли.
Анастасия Лях
Перевал (Der Pass)
2018 год, Австрия/ Германия
Продюсеры: Маркус Аммон, Квирин Берг, Фрэнк Бучс
Режиссеры: Сирил Босс, Филипп Штеннерт
Сценарий: Сирил Босс, Филипп Штеннерт, Майк Майзен
В ролях: Юлия Йенч, Николас Офчарек, Франц Хартвиг, Ханно Коффлер, Лукас Мико, Наташа Петрович, Лукас Грегорович, Мартин Файфель, Кристофер Шерф, Джулиан Лооман
Оператор: Филип Пешлов
Композиторы: Джейкоб Ши, Bleeding Fingers Music