Загадочный исторический факт, приправленный щепоткой авторской мистики, как правило, производит на зрителей и читателей должное впечатление: интригует, завораживает и пугает. Сериал «Террор» именно интригует, завораживает и пугает. Причем пугает одним только голым фактом, что уж говорить о созданной вокруг этого факта мифологии.
В 1845 году два британских корабля Королевского военно-морского флота с исследователями и матросами на борту (экспедиция сэра Джона Франклина) отправились на освоение Арктики, чтобы проложить путь (Северо-Западный проход) для торговли с Америкой и Китаем, что было крайне важно для экономики Великобритании. Ни одно из суден не вернулось домой, так что все члены обоих экипажей считались погибшими: замерзшими в непроходимых арктических льдах.
Нарочно не придумаешь: названия кораблей, переделанных из парусных боевых в исследовательские, были «Эребус» (что значит «мрак») и «Террор» (что значит «ужас»). А как говорил капитан Врунгель, «как вы лодку назовете – так она и поплывет»: «Победа» – значит будет победа, а «Беда» – значит будет беда. Так что неудивительно, что британские корабли столкнулись во льдах с кромешным ужасом и мраком, несмотря на красоты северного сияния.
«Террор» и «Эребус» были обшиты железом для лучшего сопротивления льду (что, конечно, в ледоколы их не превратило). На них были установлены паровые двигатели и отопительные системы, а также опреснители воды. Запасов консервов должно было хватить как минимум на два года, а при экономии на все пять. Но ничего из этого бедолагам не помогло. В сентябре 2016 года на севере Канады были найдены обломки «Террора», пролежавшего во льдах сто семьдесят лет.
Американский писатель Дэн Симмонс еще за десять лет до канадской находки написал и опубликовал роман «Террор», который и лег в основу сериала. Только он не желал останавливаться на том, что люди и корабли просто замерзли, и превратил жанр исторической катастрофы в напряженный мистический триллер, обыгрывающий эскимосские верования и фольклор.
Смотрите легально на MEGOGO
Добавить в этот коктейль актерское исполнение таких китов, как Джаред Харрис и Киаран Хайндс – и вот от телеэкрана невозможно оторваться.
Холод здесь становится не только буквальным, но фигуральным также. Чем глубже в сердце Арктики продвигаются «Террор» и «Эребус», чем туже и крепче стягивают льдины корпусы кораблей, тем холоднее и напряженнее становятся отношения между двумя капитанами в исполнении Хайндса и Харриса, между которыми кошка пробежала еще на суше. Герой Хайндса – самонадеянный, амбициозный вояка, громкий на словах, но трусливый на деле, не желающий прислушиваться к советам, но очень желающий славы первооткрывателя и первопроходца, жаждущий выслужиться перед королевой и получить очередную медаль на мундир. Герой Харриса – бывалый моряк, опытный мореплаватель, прославленный ледоисследователь и изыскатель, грамотный капитан и благородный муж, у которого есть один громаднейший недостаток – алкоголизм, дошедший до такой стадии, что лишил свою жертву способности контролировать собственные действия и слова.
Словом, оба капитана – это мрак и ужас.
Второстепенные персонажи не уступают центральным. Особенно выделяется дерзкий матрос Корнелиус Хикки в лице актера Адама Нагаитиса, помощник конопатчика, классический рыжеволосый ирландец, обладающий хитрым взглядом, хитрой ухмылкой, коварным обаянием сродни Локи из скандинавской мифологии; неформальный лидер корабельной команды, несмотря на то что мужеложец. Казалось бы, неплохой, пусть и с характером, малый, который с удовольствием убирает дерьмо за корабельной собакой – здоровым лохматым ньюфаундлендом. Но в то же время и сам может наложить кучу кому-нибудь в койку.
В этой суровой мужской компании присутствует всего одна женщина – эскимоска, скрывающая тайну об арктическом монстре, которого британцы упорно продолжают называть полярным медведем.
Иногда действие перемежается флэшбэками, показывающими лондонскую светскую жизнь, и событиями, разворачивающимися на суше параллельно с тем ужасом, в который погружаются «Террор» и «Эребус»: там, в кабинетах, ведутся дискуссии относительно того, стоит ли отправлять корабль на помощь застрявшим в снегах судам.
Постановщики шоу мастерски наводят на зрителей страх, стягивая внимание публики подобно тому, как лед, преследующий британские корабли по пятам, стягивает до хруста и треска корму, и несчастные суденышки становятся похожи на ложку, оставленную в стакане с водой, засунутом в морозилку.
Монстра, терроризирующего и без того отчаявшихся дождаться весны горемык, здесь не показывают крупным планом в анфас. Он всегда находится если не за кадром, то на краю кадра, и четко видны лишь чудовищные последствия его яростных и хаотичных действий, щедро орошающих багровым потоком белоснежные девственные просторы беспощадного к человеку крайнего севера. Монстр – это и есть Север.
Анастасия Лях
Террор (The Terror)
2018 год, США
Продюсеры: Ридли Скотт, Крис Томпсон, Эдвард Бергер, Гаймон Кеседи, Дэн Симмонс
Режиссеры: Эдвард Бергер, Тим Милантс, Серджио Мимика-Геззан
Сценарий: Дэн Симмонс
В ролях: Киаран Хайндс, Джаред Харрис, Эдвард Эшли, Тобиаш Мензес, Энтони Флэнеган, Мэттью МакНалти, Лайам Гэрриган, Кевин Гатри, Себастьян Арместо, Адам Нагаитис
Операторы: Флориан Хоффмайстер, Коля Брандт