Конспирологические романы Дэна Брауна когда-то действительно произвели фурор. Ними зачитывался каждый второй пассажир метро или автобуса едва ли не в каждом городе мира. И все эти религиозные загадки, тайные сообщества, древнейшие артефакты, закодированные послания и шифровки, шарады, головоломки, математические последовательности и знаки, доступные только избранным посвященным в сакральные знания… – все это будоражило непритязательные умы рядовых тайноманов, любителей зачастую нелепых и абсурдных теорий заговора. На волне успеха книг вышли экранизации «Кода да Винчи» и «Ангелов и демонов», в которых гарвардского профессора символогии Роберта Лэнгдона сыграл Том Хэнкс.
Тогда же следом на большие экраны должен был выйти и «Утраченный символ», следующий роман в хронологии литературного цикла про похождения Лэнгдона. Но в итоге студия почему-то перескочила через одну книгу, выпустила «Инферно», фильм удостоился разгромных рецензий, с трудом окупился в прокате, и на этом полнометражная франшиза закончилась. Спустя годы творчество Дэна Брауна перекочевало на малый экран, и «Утраченный символ» вышел в формате сериала на стриминге Peacock. Роберта Лэнгдона сыграл 37-летний австралийский актер Эшли Цукерман, которому образ профессора-игромана (игромана в смысле любителя играть в загадки-отгадки, а не в казино) на фоне 65-летнего Хэнкса, не всегда поспевающего за сюжетной динамикой, больше пришелся к лицу.
То, что Роберт Лэнгдон помолодел, – наверное, единственный плюс сериала. В остальном это такой же плоский и ретроградный детектив, как и полнометражные экранизации. В исполнении Цукермана профессор из пенсионера, вяло и неохотно, без задоринки и энтузиазма, ступающего по стопам глобальных заговорщиков и энигматических убийц, превратился в эдакую версию Лары Крофт или Индианы Джонса, прыгающего по пещерам и джунглям, но только в оболочке чинного и чуточку снобистского воротничка-интеллектуала. В сериале Лэнгдон не стал брутальнее и маскулиннее, но стал менее асексуальным, способным на романтические привязанности и гипотетически даже на целомудренные постельные сцены.
И книги, и адаптации Дэна Брауна, якобы основанные на исторических фактах, обладают пагубной магией. Невзыскательный и доверчивый зритель/ читатель слепо верит сказанному и увиденному настолько, что римской городской администрации пришлось прибивать дополнительную табличку на могиле Рафаэля в Пантеоне, доказывая, что прах великого живописца никогда не хранился в городе Урбино и всегда покоился в Риме. А Коперника из-за Брауна многие всерьез считают сожженным на инквизиторском костре, хотя в действительности церковь сожгла Галилея и Джордано Бруно, а Коперник дожил до старости и умер вследствие инсульта после продолжительной комы. Вредоносная магия Дэна Брауна иногда околдовывает даже достойные умы. Правда, только на какое-то короткое время, после чего наступает прозрение и понимание, что ясновидцы на службе у ЦРУ – это феерическая ахинея, в которую могут поверить лишь те, кто является целевой аудиторией «Битвы экстрасенсов».
И сами романы, и экранизации по Дэну Брауну – вчерашний день. В контексте сегодняшнего кинематографа и телевидения они несовременны, неактуальны, неостроумны, нерелевантны и в то же время не имеют отношения к олдскульной классике. Они – недолговечная мода ушедшего сезона. Сегодня читать произведения Брауна или снимать по ним шоу и фильмы – это как носить леопардовые лосины в эпоху палаццо и кюлотов, безуспешно реанимировать утраченный символ утраченного масскульта.
Смотрите легально на MEGOGO
«Утраченному символу» вполне можно было бы простить его косность и анахроничность, если бы цепляющей и волнующей, увлекательной и затейной была детективная интрига. Но мистификация про портал и некую древнюю силу, утраченную человечеством, – это и вовсе не детектив, скорее фантастика из области «филадельфийского эксперимента» в комбинации с фэнтези про доисторическое волшебство. А карикатурный злодей в татуировках – персонаж из комикса, жаждущий поработить вселенную. Чем дальше, тем сильнее Дэн Браун заигрывается в небылицу и фикцию и отрывается от реальности. Ссылка на якобы архивные секретные записи ЦРУ не делает из сериала «Секретные материалы» (хотя неверующий образ скептически настроенного Лэнгдона созвучен с образом Скалли). А скалолазание и прыжки через пропасть не делают из гарвардской зануды веселого и авантюристского героя кнута и шляпы. В итоге «Утраченный символ» не работает ни в одном из жанров. И увы, малоинтересно, какими будут разгадка и финал. Пусть хоть слово-отгадка – капуста, а убийца – садовник.
Анастасия Лях
Утраченный символ (Dan Brown’s The Lost Symbol)
2021 год, США
Продюсеры: Джей Битти, Дэн Дворкин, Брайан Грейзер, Фрэнк Сиракуза, Френси Кальфо, Дэниэл Церон, Рон Ховард
Режиссер: Дэн Трахтенберг
Сценарий: Джей Битти, Дэн Браун, Дэн Дворкин, Дэниэл Церон
В ролях: Эшли Цукерман, Вэлори Керри, Рик Гонсалес, Эдди Иззард, Бо Напп, Сумали Монтано, Элисон Маккэй, Сэмми Ротиби, Гиа Сандху, Саймон Уэбстер, Кинэн Джоллифф
Операторы: Фрэйзер Браун, Борис Мойсовски
Композитор: Уилл Бэйтс