Детективно-процессуальный мини-сериал с марвеловской звездой Крисом Эвансом «Защищая Джейкоба», основанный на одноименном романе Уильяма Лэндея. И по совместительству, а вернее даже в первую очередь, серьезная семейно-социальная драма об изоляции внутри общества, о расколе внутри практически безупречной семьи, о сомнениях, утрате доверия по отношению к самым близким под давлением общественного порицания и гонения. Эванс в образе благородного, чистоплотного, высокоморального помощника прокурора, способного нарушить правила ради спасения любимого единственного сына, не менее убедителен, чем икона бескорыстной честности и нравственности Капитан Америка, способный нарушить правила ради спасения дорогого сердцу лучшего друга.
По сюжету пятнадцатилетний сын главного героя обвиняется в убийстве одноклассника, труп которого, продырявленный ножом, был найден в парке недалеко от школы. Дело, которое изначально ведет персонаж Эванса, из-за конфликта интересов передается другому следователю. Все внимание прокуратуры мгновенно переключается с первого подозреваемого (местного педофила) на Джейкоба, против которого и отпечаток пальца на одежде убитого, и скрытое от родителей хранение ножа, и обвинительные комментарии других школьников в социальных сетях («все знают, его убил ты»). Но любящий отец в виновность сына, естественно, не верит.
В этой истории определенно важны место действия и социальное положение героев, вернее портретная характеристика, профайл указанной семьи как ячейки общества; семьи, с которой приключается беда быть втянутой в расследование преступления с изнанки, с позиции ответчика, в которого гневная толпа готова запустить заготовленные по карманам камни. Так вот место действия – маленький городок, где условно все про все друг у друга знают, где, что называется, не затеряешься в чаще асфальтовых джунглей. Но это вовсе не суровое провинциальное захолустье где-нибудь на Среднем Западе, где бедность обусловлена набожностью, а набожность – бедностью, где по углам таятся затворники, юродивые и прочие фрики. Это цивилизованный, благополучный Ньютон, пригород Бостона, где, как выразился герой Эванса, половина взрослого населения – юристы.
Семья центральных персонажей – крепкий американский средний класс, имеющий хороший дом, хорошую работу, положительную репутацию. Они, казалось бы, – самая что ни на есть «нормальная семья», нет, даже образцовая, с подчеркнуто здоровыми взаимоотношениями. И сын на первый взгляд – совсем не трудный, а послушный, правильный подросток, из тех, что не особо выделяются, но прилежно учатся, не матерятся, не пытаются курить на переменах и нравятся отличницам.
И посему кастинг сериала очень точен: внешность Криса Эванса отличается такой же корректностью, что и внешность Мишель Докери, сыгравшей мать, а роль Джейкоба исполнил Джейден Мартелл, известный по роли Билла Денбро в дилогии «Оно», у которого, как говорится, положительность и скромность на лбу написаны (но при этом, конечно же, неслучайно мальчик в преддверии трагических событий обсуждает с родителем противоречивого главного героя скандальной повести Сэлинджера «Над пропастью во ржи», шестнадцатилетнего Холдена Колфилда, не по годам взрослого и сложного тинейджера, юного бунтаря и нонконформиста, не принимающего общественные устои и общественную мораль).
Смотрите легально на MEGOGO
Повествование сосредотачивается не столько на расследовании и юридических аспектах дела, сколько на реакции социума, небольшой общины, на происходящее и реакции главных героев на реакцию социума. Мгновенно положительная семья превращается в объект всеобщей пусть не ненависти, но повсеместного открещивания, в мишень так называемого социального импичмента. И речь не столько об анонимных оскорблениях, проклятиях, выплесках агрессии вроде надписи на стенке дома «убийца, гори в аду» (тут и без всяких пожеланий семейство Барберов ощущает себя в эпицентре адовой жаровни, в полушаге от вечных мук на вертеле), сколько о моментах холодного, сухого отстранения вроде сцены, когда снятый с дела помощник прокурора просит коллегу об услуге, апеллируя к их дружбе, на что та отвечает «мы с тобой никогда не были друзьями, просто работали вместе». Но опять же у палки два конца: то ли сотрудница героя жестоко перечеркнула старое товарищество, то ли никакой дружбы и вправду не было, и даже возможно, семейство Барберов, такое идеальное, было эгоистичным и заносчивым, а теперь, оказавшись на краю, отчаянный герой взывает о помощи, манипулируя ложью о несуществующем приятельстве и мнимых тесных связях.
И наконец самое интересное – как закрадывается и постепенно прорастает семечко сомнения внутри самой семьи. Норвежский постановщик Мортен Тильдум («Игра в имитацию») мастерски сеет неуверенность и подозрительность не только в героине Мишель Докери, мозг которой начинает активировать казалось бы невинные моменты прошлого, младенчества и детства Джейкоба, и интерпретировать их по-новому, с оглядкой на случившееся в настоящем (вроде флэшбэка про боулинг, где крошка Джейкоб занес увесистый шар над головой другого ребенка), но и в зрителе, который начинает видеть в кротости тихушность, в интровертности – социопатию, в молчаливости – скрытый бунт.
Анастасия Лях
Защищая Джейкоба (Defending Jacob)
2020 год, США
Продюсеры: Адам Шульман, Марк Бомбэк, Крис Эванс, Мортен Тильдум
Режиссер: Мортен Тильдум
Сценарий: Марк Бомбэк, Уильям Лэндей
В ролях: Крис Эванс, Мишель Докери, Джейден Мартелл, Бетти Гэбриел, Сакина Джэффри, Черри Джонс, Джейден Либерер, Пабло Шрайбер, Дэниэл Хеншэлл, Меган Бирн, Джозеф Оливейра
Оператор: Джонатан Фриман
Композитор: Этли Орварссон