А мы продолжаем. Еще двадцать пять фильмов из второй сотни лучшего кино по версии одного из самых авторитетных киносайтов IMDb.
126. Умница Уилл Хантинг (Good Will Hunting) (1997)
Роскошный фильм по сценарию двух закадычных друзей, в те годы еще совсем молодых – Бена Аффлека и Мэта Дэймона. За сценарий они получили Оскар, также его получил Робин Уильямс за роль второго плана. Но второго плана она лишь по определению – по факту это главная линия в фильме, наряду с самим Уиллом (Дэймон). У Уилла Хантинга есть потрясающие математические способности (проще говоря, он математический гений). Но при этом он хулиган, постоянно вступающий в уличные драки и периодически попадающий из-за этого за решетку. Чтобы наставить его на путь истинный и обратить к науке, на помощь зовут психологов. Но Уилл попросту играет ними, ни один не может подступиться. Кроме персонажа Робина Уильямса, который пытается достучаться до молодого упрямого таланта. Попутно он также решает давние проблемы отношений со старыми друзьями по учебе.
Пронзительная, искренняя история о борьбе обыденного и экстраординарного, о том, как сложно бороться с самим собой, даже если ты обладаешь потрясающими способностями, а самое главное – об отношениях и развитии личности молодых людей. Дружба, первые настоящие отношения, первые боль и утрата. Без банальности и штампов и в очень интересном формате повествования.
Отдельно отметим отличные роли Бена Аффлека, Минни Драйвер и самого известного скандинава кино Стеллана Скарсгорда. Режиссер – Гас Ван Сент.
127. Мой сосед Тоторо (Tonari no Totoro) (1988)
И снова чарующий мир японской анимации. И снова режиссер Хаяо Миядзаки. Трогательная (как все японские мультики) история о том, как две девочки повстречали духа леса (именно его и зовут Тоторо). Дух стал им помогать во всех жизненных неурядицах, которых, как водится, у маленьких японских девочек огромное количество. Пересказывать бессмысленно – особую роль играет язык изложения мультипликации. Он добавляет волшебства.
128. Золотая лихорадка (The Gold Rush) (1925)
Чарли Чаплина в списке IMDb много, что неудивительно. Во-первых, это гений. Во-вторых, его фильмы видели все или почти все. В-третьих, дело даже не в самих картинах, а в их влияние на весь последующий путь кинематографа. Несмотря на то, что несколько фильмов Чаплина находятся в рейтинге IMDb выше, “Золотую лихорадку” часто называют его лучшей картиной (а иногда и лучшим немым фильмом в истории). По сути, это драма о том чудесном периоде жизни Америки, когда все искатели удачи хлынули на север и запад страны (в частности, в Аляску, как в самом фильме) в поисках золота. Не всем повезло, не все остались живы, не все разбогатели. Сопутствовали поискам драгоценного металла и холод, и голод. Вот только Чаплин обыгрывает это все в свойственной ему шуточной манере (особенно запоминаются сцены борьбы с голодом и поиском любой еды, которая есть под рукой – или того, что может ее заменить). Как всегда у великого мастера – слезы и смех стоят рядом.
129. Седьмая печать (Det sjunde inseglet) (1957)
Фильм легендарного шведского режиссера Ингмара Бергмана. Совсем молодой (28 лет) Макс фон Сюдов в главной роли рыцаря Антониуса Блока, который по возвращении из крестового похода встречает Смерть (в черном костюме слева на фото). Чтобы не умирать сразу, рыцарь предлагает Смерти сыграть в шахматы. Если выигрывает рыцарь – он остается жить, если выигрывает Смерть, то она забирает его. Партию приходится прервать, поскольку просыпается оруженосец рыцаря, однако в течение фильма рыцарю постоянно приходится возвращаться к ней. Философская притча, поставленная по пьесе самого Бергмана, которую он написал для театральной школы, где работал преподавателем.
Не только режиссер в этом проекте швед, актеры и съемочная группа также из Швеции. Включая Макса фон Сюдова – многие ошибочно думают, что он немец (из-за характерной фамилии с приставкой “фон”).
130. Бандит (Eskiya) (1996)
Турецкое кино. Не самая известная часть мира кино для нашего и западного зрителя. Тем не менее, в частности, за счет фестивалей, некоторые фильмы доходят до наших краев. Бывший бандит, по имени Баран, выходит из тюрьмы после 35 лет заключения. Мир значительно изменился. Но не изменился сам Баран. Бывших бандитов, как и бывших наркоманов, не бывает. Методы решения вопросов и проблем остались те же. Особенно если стоит вопрос о мести. Вместе с молодым бандитом Кумали, он пускается в очередные приключения.
131. Жить (Ikiru) (1952)
Как вы уже поняли из предыдущих пяти частей нашего повествования, фильмы Акиры Куросавы необходимо пересмотреть в полном объеме. Потому что японское кино представлено в рейтинге IMDb либо анимацией, в основном от Миядзаки, либо фильмами Куросавы. На создание этого шедевра великого японского режиссера вдохновила повесть Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича”. Обычный японский работяга узнает, что у него рак желудка, и жить осталось не больше года. В то же время, он понимает, что тридцать лет провел на работе, но особого удовольствия от этого он не получил, завел сына, но толком отношений с ним не выстроил. Он даже не может рассказать ему о своей проблеме. Поэтому он снимает все деньги со счета, уходит в ночь и изливает душу такому же одинокому поэту в баре. А дальше – то, что каждый стремился бы сделать на его месте. Он торопится жить. Уходит с работы, встречает девушку, хочет потратить оставшееся время на что-то по-настоящему ценное…
132. Человек-Слон (The Elephant Man) (1980)
Классика от Дэвида Линча. В фильме заняты титаны актерского цеха – Энтони Хопкинс, Энн Бэнкрофт и Джон Хёрт. Доктор Тривз (Хопкинс) хочет спасти человека с серьезными проблемами с внешностью (он так ужасен, что ему приходится носить мешок на голове, чтобы не пугать людей). Для этого он хочет выкупить его у хозяина фрик-шоу, где “человек-слон” выступает, под предлогом обследования и чтения лекций об уникальном пациенте. Но циркового дельца интересует лишь выгода, а человек-слон – главный номер его представления. Несмотря на это, относится к нему он крайне жестоко и унизительно.
8 номинаций на Оскар, которые, впрочем, не увенчались победой. Замечательная музыка Сэмюэля Барбера – “Адажио для струнных”.
133. Ран (Ran) (1985)
И опять Куросава. И вновь вдохновленный классической литературой – на сей раз это “Король Лир”. Разумеется, приведенный к знаменателю японской действительности. Король делит царство между своими сыновьями, а дальше все катится в тартарары. Родственные отношения, как вы могли понять еще при прочтении Шекспира, вещь та еще. Особенно, если они отягощены властью. И ее дележом.
134. Бегущий по лезвию (Blade Runner) (1982)
Классика от Ридли Скотта, произведшая в свое время невероятный эффект. Это сейчас мы привыкли к любым футуристическим пейзажам в кино. А в 1982 году такой мрачный и, в то же время, влекущий город будущего казался чем-то абсолютно нереальным и запредельным. Картину дополнили запоминающиеся персонажи от Харрисона Форда, Рутгера Хауэра, Шон Янг, совсем юной Дэрил Ханны.
Сюжет (теперь уже) тоже достаточно распространенный, но на свое время необычный: параллельно с людьми живут создания генной инженерии – киборги-андроиды, которые ничем внешне не отличаются от людей, но зато используются на всех тяжелых работах или на работах, которые унижают достоинство (проституция, например). При этом, как часто бывает в фильмах про искусственный интеллект и клонирование, копия превосходит оригинал – как по физическим параметрам, так и по интеллектуальным. Особое раздражение у “копий” вызывает то, что после четырех лет жизни искуственные организмы должны умирать – по инструкции. Часть киборгов восстает против такого порядка дел…
135. Земляничная поляна (Smultronstället) (1957)
Вновь картина шведского классика Ингмара Бергмана, собравшая урожай наград, в частности Золотого медведя в Берлине и Золотой глобус в Лос-Анджелесе. Дословно название означает “земляничное место”, и в шведском это идиома – место, с которым связаны какие-то особенные воспоминания, положительные, теплые. Именно в такое место возвращается старый ученый, признанный научным сообществом. И за счет этого, за счет общения с невесткой и молодыми попутчиками, он переосмысливает прожитые годы, отношения с сыном и свое отношение к жизни. Фильм не самый простой, много места занимают раздумья и внутренние монологи – но Бергман в принципе не является развлекательным режиссером. Тем не менее, классика обязательная к просмотру.
136. Паровоз Генерал (The General) (1926)
Наконец-то мы добрались до еще одного титана немого кино – Бастера Китона. Гениальный комик, который никогда не улыбался на экране (по слухам, контракт со студией запрещал ему делать это даже в частной жизни), основал целое направление картин, насыщенных трюками, хоть и комедийными, в основном, но очень сложными и часто сопряженными с риском для жизни.
Фильм “Генерал” – о гонках на паровозах (и “Генерал” – это название одного из них, собственно). Его похищают шпионы и за ним начинается погоня. Да, в былые времена знали, как развлекаться.
137. Карты, деньги, два ствола (Lock, Stock and Two Smoking Barrels) (1998)
Фильму нет и двадцати лет, а он уже давно считается классическим. Именно с него и началось уверенное восхождение Гая Ричи к голливудским вершинам. И пускай стилистика и приемы во многом заимствованы у Тарантино, Ричи нашел свои формы, свой стиль. Интересные истории, множество переплетающихся сюжетных линий, отличный английский юмор, замечательный саундтрек (все как у Тарантино, одним словом, кроме английского юмора).
Также в этом фильме мы впервые столкнулись с Джейсоном Стэтхэмом и Винни Джонсом в качестве актеров. Ник Моран, Декстер Флетчер и Джейсон Флеминг также остались в большом кино (Флеминг даже достаточно заметно, пусть обычно и на вторых ролях), но все же не с таким шлейфом славы, как эти двое.
Ну и Стинг, конечно. В роли хозяина бара и отца одного из недотеп-товарищей.
Пересказывать фильмы Гая Ричи попросту не имеет смысла – вам не нужно даже общего понимания сюжетных линий, для того, чтобы решить, смотреть или не смотреть это кино. Его просто нужно смотреть. Если вы еще этого не сделали до сих пор.
138. Волк с Уолл-стрит (The Wolf of Wall Street) (2013)
Самый свежий на данный момент фильм Мартина Скорсезе. Запомнившийся, прежде всего, выворачивающимся на изнанку от старания Леонардо Ди Каприо – актер, как всегда на высоте. Убедительно показан путь от новичка биржевого дела, немного стеснительного и неуверенного в себе, до воротилы теневых операций, который погряз в финансовых преступлениях, наркотиках и разврате в любых доступных формах. Собственно, все вышеперечисленное и составляет 90% фильма. В остальное время – драма отношений между мужчиной и женщиной и размышления на тему честной и нечестной жизни, преступления и наказания.
Также все запомнили небольшую, но очень яркую роль Мэттью Макконахи – тертый калач, умудренный опытом длительной работы на бирже. Он выступает проводником Ди Каприо в этот мир, рассказывает ему о наркотиках и пользе мастурбации, а также поет ту самую песню.
Еще в фильме заняты Джош Бролин, Джона Хилл, Роб Райнер, Жан Дюжарден. Прекрасный дебют молодой Марго Робби в роли жены героя Ди Каприо.
139. Тайна в его глазах (El secreto de sus ojos) (2009)
Как вы можете убедиться, список лучших фильмов в истории кино от IMDb – это не только американское кино. Много кино и анимации от японского кинематографа, представлены фильмы из Швеции, Турции, Италии, Индии, даже Ирана. На сей раз – Аргентина. Воспоминания судебного служащего о давнем деле. Женщина изнасилована и убита в собственном доме в Буэнос-Айресе. Главный герой обещает безутешному вдовцу найти преступников. Обнаруживается, что кто-то в судебных органах хочет свалить вину на двух рабочих-иммигрантов. Более того, для того, чтобы выбить из них ложное признание, их избивают. Теперь принципиальному работнику суда так просто от расследования этого сложного дела не отказаться…
“Тайна в его глазах” получил Оскар за лучший иностранный фильм.
140. Казино (Casino) (1995)
Теплая компания – режиссер Мартин Скорсезе и его постоянная муза Роберт Де Ниро. В придачу Постоянный спутник Де Ниро в фильмах Скорсезе Джо Пеши, пребывавшая в то время на пике популярности Шэрон Стоун и Джеймс Вудс. Все эти заслуженные личности в классической гангстерской саге о том, как мафиози среднего пошиба дорос до контроля крупного игорного бизнеса. Как известно, особенно по фильмам Скорсезе, параллельно с богатством и красивой жизнью гангстерам также полагаются проблемы с законом, любимыми женщинами, наркотиками и преданными друзьями. Взлет и падение старшего по казино в настолько захватывающей манере повествования, что от экрана не оторваться.
141. Исчезнувшая (Gone Girl) (2014)
Один из лучших фильмов прошлого года. Дэвид Финчер, как всегда, на высоте. Самый привычный для него жанр – криминальный триллер – заставляет следить за происходящим одновременно с интересом и боязнью того, что может случиться дальше. Помимо линии разгадывания преступления, в фильме также отлично обозреваются стандартные проблемы супружеской жизни – хорошо ли вы знаете друг друга, чего вы можете ожидать от своей второй половины, так ли все хорошо между вами, как вам представлялось, когда вы только начинали отношения?
Бен Аффлек в роли мужчины, у которого в один прекрасный день пропадает жена, отношения с которой были не на пике. Розамунд Пайк в роли той самой пропавшей жены – и это просто замечательная роль, заслуженно номинированная на Оскара. Нил Патрик Харрис в короткой, но очень интересной роли былого поклонника жены Аффлека. И все это закручено в едва ли способный размотаться клубок интриги. Даже когда в финале все проясняется, вы понимаете, что на самом деле, не проясняется ровным счетом ничего.
Однозначно рекомендуется к просмотру.
142. Гран Торино (Gran Torino) (2008)
Клинт Иствуд режиссер и исполнитель главной роли. В этом фильме он делает самое страшное лицо за всю свою актерскую карьеру. Играет он очень старого ветерана корейской войны, который, по понятным причинам, не очень любит корейцев. Впрочем, остальных представителей Азии он также не любит. Да и вообще, в первые несколько минут фильма становится понятно, что он не любит практически никого. Достается даже юному святому отцу из ближайшей церкви.
Тем не менее, когда у его китайских соседей, в частности, молодого парня Тао, возникают проблемы из-за местных бандитов, герой Иствуда находит в себе силы пересмотреть свое отношение к азиатам и даже встать на их защиту.
143. Воин (Warrior) (2011)
Том Харди и Джэл Эдгертон в роли бойцов и братьев, отношения между которыми сложились не лучшим образом после развода родителей. В итоге, их снова сводит судьба и в занятиях боями, и в разбирательстве отношений между ними и отцом. Отец (в его роли Ник Нолти, номинированный на Оскар за этот фильм), в свою очередь, завязал с алкоголем, но это никак не примирило его с сыном (Харди). У второго брата (Эдгертон) еще и проблемы с деньгами и работой, из-за чего он не может толком содержать жену (в ее роли Дженнифер Моррисон – она же доктор Кэмерон в “Докторе Хаусе”). Одним словом, фильм про смешанные боевые искусства, вроде бы, но от драмы тут никуда не уйти – и она не только спортивная.
144. Большой Лебовски (The Big Lebowski) (1998)
Если вы ранее не сталкивались с творчеством братьев Коэнов, то рекомендуем начать именно с этого фильма. Во-первых, это убойная комедия – просто очень смешное кино. Во-вторых, в этом фильме вы сможете оценить любовь Коэнов к абсурду и в состоянии будете переварить это – не во всех их фильмах это так уж легко. А в третьих, попросту нельзя не знать этих героев – Дюдю (он же Чувак), Уолтер Собчак (с ударением на первый слог – Со́бчак), Донни и, конечно же, Хесус.
Невероятное созвездие актеров – Джефф Бриджес, Джон Гудман, Джон Туртурро, Стив Бушеми, Филип Сеймур Хоффман, Джулианна Мур, да еще и Фли (басист Red Hot Chily Peppers) в небольшой роли. Гротеск по литературной основе (хотя фильм от книги Рэймонда Чандлера “Глубокий сон” очень заметно отличается (еще бы, это же Коэны). Фабула такова: к обычному лоху по фамилии Лебовски приходят бандиты, чтобы выбить деньжат, потому что путают его с миллионером-однофамильцем. Обнаружив ошибку, они крушат его скромную квартиру и забирают ковер. Лебовски идет к миллионеру и тот поручает ему несколько важных дел в связи с пропажей (похищением) жены. Поскольку Лебовски – профессиональный недотепа, у которого есть еще два таких же закадычных друга, то все идет наперекосяк. И чем дальше, тем наперекосячнее.
145. Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro) (2004)
Миядзаки в списке не меньше, чем Куросавы. Неудивительно, режиссер создал свой уникальный мир на экране – в своих мультфильмах. Прообразом ходячего замка, по словам самого режиссера, выступила классическая избушка на курьих ножках. Скрещение русской/советской классики и японского подхода к изобразительному искусству наблюдать не впервой, можно вспомнить хотя бы тренд поклонения японцев Чебурашке. Мультфильм снят по мотивам романа Дианы Уинн Джонс. Действие происходит в параллельном мире, который полон магии, чудес, добрых и злых волшебников и проклятий, которые трудно, но очень нужно снять. Девушка влюбляется в волшебника, за что и расплачивается наложенным проклятием. Чтобы снять его, ей приходится отправиться в непростое путешествие.
146. В значит Вендетта (V for Vendetta) (2005)
Фильм Вачовски почти десятилетней давности хоть и не обрел популярности и культовости “Матрицы”, но все же надолго засел в памяти киноманов, как минимум образом героя в маске, которого сыграл Хьюго Уивинг. Правительство называет человека в маске преступником и террористом. Таковым под действием пропаганды его считает и большая часть населения. И все же, маска не теряет надежды достучаться до простых жителей, объяснить им, что преступно, на самом деле, само правительство. И бороться нужно с ним, а не с одиноким воином справедливости, который скрывает свое лицо. Одной из тех, кому пытается донести правду маска, известный также под псевдонимом “V”, является героиня Натали Портман.
Фильм вновь актуален в разрезе текущих событий, когда фраза из него “народ не должен бояться своего правительства – правительство должно бояться своего народа” дошла до сознания людей одной страны, но пока еще не дошла до сознания населения страны соседней.
147. Братан Мунна: Продавец счастья (Munna Bhai M.B.B.S.) (2003)
Отец хочет, чтобы сын стал врачом. А сын становится криминальным авторитетом. Отец решает навестить подросшего сына, а тот не хочет, чтобы папа знал правду. Приходится изображать врача. Только ведь папа тоже не первый день живет, а потому скрывать правду с каждым днем все сложнее…
Вот такое индийское кино. Не песнями и танцами едиными.
148. Ребекка (Rebecca) (1940)
Классика Альфреда Хичкока по классической книге Дафны Дюморье (напомним, что она же написала и “Птицы”, поставленные тем же Хичкоком). В главных ролях сам Лоуренс Оливье и Джоан Фонтейн.
Состоятельный вдовец после смерти молодой красавицы-жены приезжает в Монте-Карло и находит себе новую любовь. Женится, привозит ее в поместье, и вот тут-то ей приходится тяжело: в доме все напоминает о прежней жене – сам дом, порядок, экономка. И чем дальше, тем менее жизнь новой владелицы поместья похожа на семейное счастье.
Два Оскара – один из них за лучший фильм года.
149. Охотник на оленей (The Deer Hunter) (1978)
Фильмов про войну во Вьетнаме много, но лишь немногие из них смотришь и спустя десятилетия после создания. “Охота на оленей” рассказывает не только о войне, но и об очень важном этапе – жизнь солдат после войны во Вьетнаме. Фильм так и построен в трех актах: до войны, во время войны (включая самую известную сцену из фильма, где вьетнамцы заставляют пленных играть в русскую рулетку, делая ставки на победителей) и после нее.
Роберт Де Ниро и Кристофер Уокен, как всегда, показали свой высочайший уровень, за что и были номинированы на Оскар (и Уокен эту награду именно за “Охотника на оленей” и получил). Также была номинирована и Мерил Стрип. Помимо Оскара Уокена картина получила еще четыре, включая за лучший фильм и лучшую режиссуру (Майкл Чимино).
Классика, обязательная к просмотру.
150. Цвет шафрана (Rang De Basanti) (2006)
И закончим на сегодня еще одним индийским фильмом – “Цвет шафрана”. Как вы уже догадались, в список лучших от IMDb индийские фильмы попадают не за песни и танцы. В “Цвете шафрана” все начинается с приезда английской журналистки в Индию, чтобы сделать документальное кино о борьбе за независимость по дневнику своего деда. Денег у журналистки нет, а потому она работает со студентами. Тем, как и всем молодым ребятам, дела минувших дней поначалу кажутся не слишком интересными. Но спустя какое-то время, они настолько вовлекаются в процесс создания кино, что понимают, что былая борьба за лучшую жизнь не закончилась. И эта борьба для них не чужая – она становится их борьбой…
Продолжение следует…