kinowar.com

Все фильмы DC Comics, ранжированные от худшего к лучшему

Некоторое время назад мы написали статью о всех фильмах вселенной Marvel, расставив их в порядке от худшего к лучшему. Материал вызвал очень заметный интерес аудитории: это одна из самых читаемых наших подборок за последнее время. Логичным продолжением выглядит аналогичный разбор фильмов DC Comics, главного конкурента Marvel.

Но тут перед нами появились некоторые препятствия. Если рассматривать только так называемую расширенную вселенную DC (это новая эра экранизаций, текущие постановки, начиная с “Человека из стали” 2013 года), то особо не разгонишься: на момент написания статьи снято всего 7 фильмов. Мало того, что ранжировать особо нечего, так еще и появляется железный аргумент в извечном противостоянии DC против Marvel, и он совсем не в пользу DC. Соответственно, для более масштабного и серьезного анализа, было решено взять все фильмы по комиксам DC – за всю историю кино.

Это привело к еще одному препятствию: первая такая экранизация вышла в 1950 году. Совершенно очевидно, что весь массив кино, начиная с 50-х мы не видели чисто физически. И будем абсолютно честны, в первую очередь перед собой – смотреть мы их не собираемся даже для общего развития кругозора в мире киноиндустрии и индустрии комиксов. Поэтому следующее принятое решение – исключить все фильмы, вышедшие до “Супермена” 1978 года с Кристофером Ривом (то есть до момента, когда подобные поставновки можно в принципе рассматривать серьезно). Для полноты картины перечислим исключенные ленты:

Атомный Человек против Супермена (Atom Man vs. Superman) 1950
Супермен и люди-кроты (Superman and the Mole Men) 1951
Бэтмен (Batman) 1966
Это птица, это самолет, это Супермен! (It’s a Bird… It’s a Plane… It’s Superman!) 1975

Кстати, чисто технически, это не первые постановки комиксов о Супермене и Бэтмене – до этого были как сериалы на ТВ, так и даже бродвейские мюзиклы.

Нет нужды говорить о том, что рейтинг максимально субъективен. Попутно попытаемся разобраться в причинах противостояния фанатов Marvel и DC Comics, выяснить, кто круче и почему каждая из сторон считает, что круче именно они.

Итак, kinowar.com представляет все фильмы DC Comics, ранжированные от худшего к лучшему.

 

35. Зелёный Фонарь (Green Lantern) 2011

Зеленый Фонарь Green Lantern Райан Рейнольдс

Формально, “Зеленый Фонарь”, конечно же, не является худшим фильмом DC. Если посмотреть на средний балл на IMDb (Rotten Tomatoes, metacritics и прочих), если спросить мнение фанов, то можно найти совершенно несмотрибельные фильмы, у которых, к тому же, несопоставимо меньший бюджет и куда менее яркий актерский состав (собственно, вы увидите эти фильмы далее по списку). Но не поставить “Фонарь” на позицию худшего просто невозможно: экранизация стала притчей во языцех с точки зрения бездарно растраченного потенциала как самого комикса, так и сил, привлеченных к постановке; Райану Рейнольдсу до сих пор припоминают эту неудачу; он сам неутомимо стебется по этому поводу как в совместных интервью с коллегами, так и в своих собственных фильмах.

Многие читатели спрашивают, чем же “Зеленый Фонарь” так плох? Рациональным ответом было бы: “посмотрите сами”, но мы не можем так поступать со своими читателями. Не нужно тратить время на просмотр, просто поверьте, история о мужчинах в зеленых трико и полумасках настолько плоха, насколько это выглядит на кадрах и постерах – это просто нелепая история по комиксу о мужчинах в зеленом трико и полумасках. Именно после просмотра таких фильмов люди и спрашивают: как вы вообще можете смотреть кино по комиксам, это же тупо?

Зеленый Фонарь Green Lantern

Кроме того, вдумайтесь: 2011 года – тремя годами ранее у Marvel вышел “Железный человек”, выведший индустрию на принципиально новый уровень постановки. И вот как ответили DC. Сами DC тремя годами ранее выпустили “Темного рыцаря” – и вот как они решили развить свой успех.

Кстати, вот это Марк Стронг в “Зеленом Фонаре”:

Зеленый Фонарь Green Lantern Марк Стронг

 

34. Сталь (Мистер Сталь) (Steel) 1997 

Мистер Сталь Steel 1997 Шакил О'Нил

Если бы этот фильм был немного известнее, он бы вполне мог уверенно занять позицию худшего. Главным образом, потому что в этом “Железном человеке-лайт” играет Шакил О’Нил. Мы любим Шака как спортсмена, но с точки зрения его актерского мастерства и харизмы на экране, есть только одна вещь, которую он делает хуже – это штрафные броски.

Сталь Steel 1997 Шакил О'Нил

Хотя нет, все-таки бросает он лучше.

Сталь Steel 1997 Шакил О'Нил

При 16 миллионах бюджета фильм собрал чуть больше полутора миллиона. Неудивительно, ведь никто не любит склепанные на коленке стандартные двухходовые сценарии, дополненные штампами и кисловатой актерской игрой. Возможно, ставка была на фанатскую аудиторию Шака, но ведь и она любит хорошие фильмы, а не “Сталь”.

Сталь Steel 1997 Шакил О'Нил

Отдельно вдохновляет то, что персонаж Шакила в маске. Ведь так его никто и никогда не узнает.

 

33. Возвращение болотной твари (The Return Of Swamp Thing) 1989

32. Болотная тварь (Swamp Thing) 1982

Болотная тварь (Swamp Thing) 1982

Мы специально поставили эти два фильма рядом, ведь они друг друга стоят. Продолжение чуть выше, потому что, во-первых, сам факт его съемки абсолютно иррационален, а во-вторых, это тот распространенный случай, когда сиквел хуже оригинала. А когда сиквел хуже такого оригинала, то это совсем нехорошо.

Болотная тварь (Swamp Thing) 1982

Несмотря на то, что режиссер – легендарный Уэс Крейвен (“Кошмар на улице Вязов”, “Крик”), ничего хорошего из затеи с мутацией ученого в монстра не получилось. Сиквел снял Джим Уайнорски, работавший в фильмах категории “Б” и никогда из нее не уходивший. В общем, это были 80-е, мы развлекались как могли.

Болотная тварь (Swamp Thing) 1982

И в этом, вероятно, основная проблема, потому что когда смотришь на свежие вижуалы по Болотной твари, то выглядит все круто. Становится понятно, что потенциал у картины есть.

Болотная тварь (Swamp Thing) 2019

Просто он совершенно не мог раскрыться в условиях грима и спецэффектов малобюджетных фильмов 80-х.

 

31. Дух (The Spirit) 1987

Дух (The Spirit) 1987

Вполне возможно, что комикс Уилла Эйснера неплох. Но это совершенно невозможно распознать сквозь слой экранизации 1987 года. Фильм не спасает даже то, что там играет исполнитель роли Флэша Гордона в оригинальном “Флэше” Сэм Джонс. Местами это практически напоминает фильмы Эда Вуда – та же степень игнорирования надлежащего уровня съемок сцен.

Дух (The Spirit) 1987

И это очень, очень, очень малобюджетно.

 

30. Супергёрл (Supergirl) 1984

Супергёрл (Supergirl) 1984

После успеха первого “Супермена” 1978 года было снято еще три сиквела и один спин-офф – “Супергёрл”. И с каждым новым подходом к снаряду качество производимой продукции было все хуже. Главной болью был сценарий: он становился все более детским, заштампованным и нескладным. Эксплуатируя удачную когда-то франшизу, создатели, похоже, полагались исключительно на образы героев, культовость персонажей. Может, было ожидание того, что герой-девушка привнесет свежую струю в стремительно пикирующую вниз серию, но так не произошло.

Супергёрл (Supergirl) 1984

Фэй Данауэй, Питер О’Тул и Миа Фэрроу ситуацию также не спасли.

Супергёрл (Supergirl) 1984

Равно как и взрывающие сознание спецэффекты.

Супергёрл (Supergirl) 1984

 

29. Шина — королева джунглей (Sheena) 1984

Шина — королева джунглей (Sheena) 1984

Если вы смотрели “Шину” в детстве, то в этом фильме было все, что нужно для успеха: приключения, натурные съемки и загадочная и очень красивая героиня, которая, к тому же, периодически обнажалась (к Тане Робертс в этой ленте претензий ноль).

Шина — королева джунглей (Sheena) 1984 год

Но даже в детстве ты понимал, что этого недостаточно для хорошего фильма. Прямолинейный сценарий с пустыми диалогами, натужные шутки и интрига, которая не слишком заводит. В общем, на прекрасной Тане Робертс в этом фильме все и заканчивалось.

Шина — королева джунглей (Sheena) 1984 Таня Робертс

Съемочная группа проделала грандиозную работу. Природные ландшафты, перевозка зверей на место съемок (в том числе, слонов), сумасшедшие затраты как человеческого и временного, так и финансового ресурса. Замысел фильма появился еще в 1974 году, финансирование искали почти декаду. В итоге все срослось, но стараться – не значит мочь. 10 из 10 за старание, но не более 4 баллов за итоговое зрелище.

 

28. Супермен 4: Борьба за мир (Superman IV: The Quest for Peace) 1987 

Супермен 4 Борьба за мир (Superman IV The Quest for Peace) 1987 

Не будем повторяться слишком часто (ведь впереди еще три фильма про Супермена): слабый картонный сценарий, карикатурность персонажей (в том смысле, что мы понимаем, что это персонажи комиксов, но в первом фильме Супермен и его отец были живыми, со своими надеждами и устремлениями, а в этом фильме создается впечатление, что персонажей просто вырезали из очередного выпуска истории про супергероев и суперзлодеев и наклеили на пленку), комичность борьбы добра и зла в такой расстановке сил на экране. И дело даже не в том, что сейчас на спецэффекты этой ленты просто невозможно смотреть (убедитесь сами), мы понимаем, что время не стоит на месте. Любые простейшие визуальные придумки можно простить, если это опирается на историю, за которой интересно наблюдать. Но четвертому “Супермену” можно сопереживать только если вам еще не исполнилось шесть.

 

27. Флэш (The Flash) 1990
Флэш 2: Месть Трюкача (The Flash II: Revenge of the Trickster) 1991
Флэш 3: Смертоносный паслен (The Flash III: Deadly Nightshade) 1991

Флэш (The Flash)

Формально это сериал – 22 серии смонтировали позднее в три фильма для VHS (и для тех, кто не в курсе что это, напомним, что в 80-х и 90-х люди смотрели фильмы не в интернете, а на видеокассетах). Персонаж Флэша двигается с невероятной скоростью, поскольку его организм необратимо изменился после удара молнией. Это один из самых интересных персонажей комиксов DC, глубина потенциала работы с ним практически бесконечна. И не будем кривить душой: для своего времени это было очень толковое развлекательное кино. Но как мы уже выяснили пунктом выше, время на месте не стоит, а потому выше в списке “Флэш” оказаться не мог. Впрочем, уверены в успешности его перезапусков, которые явно последуют еще неоднократно.

Флэш (The Flash)

 

26. Бэтмен и Робин (Batman & Robin) 1997

Бэтмен и Робин (Batman & Robin) 1997

Понимаем, многие думали, что он окажется на позиции худшего в этом списке. Признаться, мы и сами так сначала думали. Но, во-первых, есть “Зеленый фонарь” – про это не стоит забывать. А во-вторых, если вы вспомните ту тонну трэша, которую сняли в 70-х и 80-х (и о которой мы написали выше), то вероятно, вы согласитесь с тем, что при всех минусах (их много) “Бэтмен и Робин” не настолько ужасен, чтобы быть признанным худшим за всю историю экранизаций DC.

Ума Турман Ядовитый плющ

Но он ужасен, это бесспорно. До выхода “Матрицы” два года, второй “Терминатор” вышел шесть лет назад, а перед нами предстает плохо скроенный полусырой фильм, почти полностью снятый в студии (и видно, что это студия, декорации не вдохновляют), наполненный дешевыми спецэффектами (именно поэтому мы сравнили с “Матрицей” и “Терминатором”) и плохо поставленными драками. О комичности персонажей нечего и говорить. Эра более реалистичного кино наступила лет через десять, но даже на то время это смотрелось как детский мультфильм, который каким-то образом воплотился на экране игрового кино.

Бэтмен и Робин (Batman & Robin) мистер Фриз Арнольд Шварценеггер

Особенно больно все это, когда понимаешь степень контраста с потенциалом картины. Джордж Клуни, Ума Турман, Арнольд Шварценеггер, Крис О’Доннелл, Алисия Сильверстоун – топ-звезды Голливуда и талантливая молодежь вынуждены изображать карикатурных персонажей, по степени несуразности больше напоминающие старый фильм о Бэтмене и Робине – зрители почти готовы увидеть эту парочку:

Бэтмен и Робин (Batman & Robin) старый фильм

Они пораженно переглядываются, зловеще ненатурально хохочут, выплевывают из себя неправдоподобные реплики, неуклюже дерутся и единственное, что в этом находишь позитивного – получают хороший чек за это черное пятно на своем портфолио.

Кстати, напомним, что там был Бэйн.

Бэтмен и Робин (Batman & Robin) 1997

Смотрится как неудачная шутка, не правда ли (если вспомнить Бэйна от Тома Харди). Бюджет фильма при этом – 125 миллионов. Большая часть разошлась на гонорары артистам (что, опять же, является единственной позитивной стороной фильма), на остальное соорудили нечто абсолютно непотребное.

Бэтмен и Робин (Batman & Robin) 1997 Ядовитый плющ

Досадно и за фигуру режиссера: Джоэл Шумахер до того снял “Коматозников”, “Умереть молодым”, “Клиент”, “Время убивать” (!). Да и предыдущий “Бэтмен навсегда” под его руководством был не так уж и плох. Но похоже, с этой машиной изначально что-то было не так, и завести ее было не под силу даже профессиональному специалисту.

P.S. Нет, был еще один позитив – саундтрек от Smashing Pumpkins.

 

25. Супермен 3 (Superman 3) 1983

Супермен 3 (Superman 3) 1983

Супермен 3 (Superman 3) 1983

Супермен 3 (Superman 3) 1983

Прочитайте все, что мы написали выше про “Супермена 4”, добавьте Ричарда Прайора и Роберта Вона, остатки усилий и совести сценаристов для адекватного сценария и получите все, что мы думаем про “Супермена 3”: слабо, но не так ужасно, как “Супермен 4”.

Кстати, посмотрите отличный фанатский трейлер, в котором эту ленту представили как фильм ужасов:

 

25. Джона Хекс (Jonah Hex) 2010  

Джона Хекс (Jonah Hex) 2010  

Джош Бролин, Джон Малкович, Меган Фокс, Майкл Шэннон, Майкл Фассбендер, комбинация жанров вестерна и комиксов – что вам еще нужно, чтобы сделать приличный трэш на крепкую троечку? Но к сожалению, первый игровой фильм режиссера Джимми Хейоурда вышел настолько слабым, что стал последним (по крайней мере, за 10 лет после этого он лишь единожды ставил что-то – и это была более привычная ему анимация).

Фильм прошел незамеченным и в прокате – жалкие 10 миллионов сборов при бюджете в 47 миллионов студию-производителя обычно не радуют. Впрочем, студия, похоже, сама виновата в провале: изначально к работе приступали другие режиссеры, но покинули из-за творческих разногласий. Очевидно, продюсерский контроль был слишком жестким, и на работе это отразилось не лучшим образом.

Актеры очень стараются, но слабый сценарий и формальные диалоги, клише в постановке сцен и при планировании сюжетных поворотов сводят все старания на нет.

 

24. Мститель (The Spirit) 2008

Мститель (The Spirit) 2008

Герой в полумаске по прозвищу Призрак, который мстит злым силам города… стоп-стоп, разве мы не слышали что-то подобное где-то на несколько позиций выше в нашем списке? Точно, это же экранизация все того же комикса от Уилла Эйснера. Версия 1987 года в нашем списке четвертая, если отсчитывать с худшей стороны, получилось ли на этот раз что-то хорошее?

Мститель (The Spirit) 2008 Сэмюэль Джексон

Нет.

Мститель (The Spirit) 2008 Сэмюэль Джексон

Почему же, в таком случае, этот фильм стоит на столько позиций выше? Если вы обратите внимание на кадры и постер картины, то вы увидите непреодолимое сходство с фильмом “Город грехов”, который является одним из лучших фильмов, сделанных на основе комиксов.

Мститель (The Spirit) 2008

Причина проста: режиссер фильма – Фрэнк Миллер, который, собственно, и создал те самые комиксы для шедевра Роберта Родригеса. И именно он и разработал этот гротескный нуарный стиль. И за это однозначно позитивное влияние на индустрию мы и отдаем должное Миллеру и его фильму “Мститель”, которые через боль пробили дорогу для последующих поколений.

Мститель (The Spirit) 2008

Но манера, в которой все было сделано, оказалась, пожалуй, слишком гротескной. Чувства вкуса создателям однозначно не хватило. Местами кадры из фильма напоминают костюмированное порно (и что уж там, вполне возможно, что у костюмированного порно вышло бы лучше). Россыпь замечательных актеров – Сэмюэль Джексон, Скарлетт Йоханссон, Сара Полсон, Ева Мендес, Джейми Кинг – не спасли потенциально революционный прорывной фильм от провала, в том числе и коммерческого.

Мститель (The Spirit) 2008

 

23. Женщина-кошка (Catwoman) 2004 

Женщина-кошка (Catwoman) 2004 

Сам концепт персонажа женщины-кошки прекрасен (вспомните этот образ от Мишель Пфайффер в фильме Тима Бартона). Хэлли Берри – прекрасная актриса. Костюм в постановке 2004 года великолепен (равно как и Берри в нем). И все же, на одном ярком персонаже и очень сексуальной актрисе, его воплощающей, далеко не уедешь. Что подтвердили как отзывы зрителей и критиков, так и сборы. И похоже, провальная попытка сольного выступления женщины-кошки надолго отбила охоту у студий повторять подобные эксперименты: Бэтмена собираются перезапускать уже в четвертый раз, а вот его боевая подруга в черном латексе появляется на экране только в составе ансамбля супергероев.

 

Фильмом “Женщина-кошка” мы подводим условную черту под теми фильмами, которые без всяких оговорок можно спокойно занести с разряд очень плохого кино или, в лучшем случае, отборного трэша. Единственная цель их просмотра, помимо приступа ностальгии по временам юношества или детства – чисто профессиональный интерес, если вы более-менее углубленно изучаете кино. Впрочем, даже если вы этим занимаетесь, это не те фильмы, с помощью просмотра которых стоило бы углубленно изучать кино.

Также совершенно очевидно, что в спорах фанатов Marvel и DC набор фильмов, представленных выше этой условной черты, никогда не используется как аргумент в пользу DC. Никто не парирует тезис “а у Marvel “Железный человек” сентенцией “ты просто не видел “Женщину-кошку”, вот где класс”. Не стоит при этом забывать, что и у Marvel до новой вселенной (стартовавшей как раз с “Железного человека”) были неудачи, в том числе катастрофических масштабов. Поэтому, мериться примерами худшего смысла не имеет. Перейдем в разряд, который, словами классиков, можно охарактеризовать как “говном ты не был, но и до вершин не добрался. Как «Тоттенхэм»“. То есть, к тем фильмам, которые не выглядят как откровенный брак, но и до лучших образцов жанра не дотягивают (по нашему глубоко субъективному мнению, разумеется).

 

22. РЭД 2 (Red 2) 2013 

РЭД 2 (Red 2) 2013 

Это удивительно, но это тоже по комиксам, и это тоже DC. Первый фильм появился из ниоткуда и был очень хорош. Со вторым случилось та же история, что и со всеми плохими сиквелами: героев и актеров мы видеть рады, а то, что они делают в кадре – нет. Ироничные, саркастичные, юморные, симпатичные образы, которые создали на экране в первом фильме Брюс Уиллис, Джон Малкович, Хелен Миррен, Мэри-Луиз Паркер вплетены в пустой сценарий без тех самых толковых шуток, которые полюбились в стартовом “РЭД”. Подключение Энтони Хопкинса и Кэтрин Зеты-Джонс не спасает. Динамика утеряна, а здоровая гиперболичность комиксовых персонажей и их суперспособностей перешла в фарс. Неудивительно, что третьего фильма не последовало.

 

21. Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (Batman v Superman: Dawn of Justice) 2016 

35 самых кассовых первых уикендов проката в истории

Этого фильма очень ждали, а он оказался очень плох. И только подбор актеров и их отличная работа, исключительно высокий уровень съемок и спецэффектов, а также попытка вывести франшизу на новый уровень не позволяет сместить эту ленту в число самых худших за всю историю (в общем, она всяко лучше “Зеленого фонаря” и “Болотной твари”).

Этот фильм входит в ту самую расширенную вселенную DC, которая является “нашим ответом Марвелу”. Идея создания аналогичной вселенной, в которой сильные сольные герои объединяются в едином фильме, подтягивая не столь заметных персонажей без своих сольных проектов, логична. Опыт Marvel показал, что это и огромные кассовые сборы, и единый вектор развития студии на годы. Но воплощение этой идеи произошло в режиме “давайте сделаем как у Марвел”, а подобная тактика редко приводит к успеху. Возможно, проблема в изначальной комиксовой основе, которая у Marvel куда более пригодна для скрещивания героев – писать сценарий на базе уже созданной истории заметно проще. Возможно, проблема в большей степени на стороне, собственно, сценаристов. Как бы то ни было, основная проблема “Бэтмена против Супермена” в частности, и расширенной вселенной в общем именно в слабом сценарии. Истории в духе “это супергерой, вот его суперспособности, вот его антагонист: сначала он почти побеждает хорошего супергероя, но потом последний собирается с духом, и победа на стороне добра” по степени релевантности окружающему миру остались далеко в 80-х. Плоские сюжеты и такие же одномерные характеры героев могут работать для зрителей из младших классов, но не более того.

Мы так много знаем о Бэтмене из предыдущих экранизаций (да и о Супермене немало), но даже с учетом этого Бэтмен из фильма Зака Снайдера выглядит не слишком убедительно (и это проблема не Бена Аффлека). Помните, почему Бэтмен и Супермен решили не убивать друг друга? Вот именно.

 

20. Лига Справедливости (Justice League) 2017 

Самые кассовые фильмы в 2017 году в США

У этого фильма примерно те же проблемы, что и у предыдущего в списке. Но для студии они усугубились разгромными ревью по “Бэтмену против Супермена”. Фанатам DC наплевать на плохие рейтинги на Rotten Tomatoes и уничижительные рецензии критиков (что абсолютно резонно – если тебя что-то интересует, лучше просмотреть это и составить собственное мнение), но вот более массовой публике важно, какие были отзывы. Для “Лиги Справедливости” вес предыдущего негатива и первых отзывов с допремьерных показов стал критичным: сборы не только заметно сократились, но и приблизились к отметке неокупаемости.

Многие удивляются: почему все вокруг говорят, что “Лига Справедливости” и линия DC в целом проваливается, если фильм собрал 657 миллионов долларов? Проблема в том, что помимо доходов есть еще и расходы. В этом случае они составили 300 миллионов долларов – совершенно космическая сумма. При этом 657 миллионов не идут в распоряжение студии – эта сумма делится в определенной пропорции с кинотеатрами (а в случае с зарубежными рынками еще и с прокатчиками). Вот и получается, что для окупаемости проекта он должен собрать в 2.5-3 раза больше затраченного бюджета, при этом очень большую роль играют сборы именно на рынке США. “Лига справедливости” собрала много в абсолютных цифрах, но когда вычитаешь все отчиления и изначальный бюджет – не факт, что проект был хоть сколько-нибудь прибыльным. При этом по сравнению со сборами предыдущих фильмов касса просела с 873 миллионов у “Бэтмена против Супермена” и 746 миллионов у “Отряда самоубийц” до 657 миллионов – то есть, динамика однозначно отрицательная. Затраты растут, а сборы уменьшаются на 120-130 миллионов за каждый фильм. В такой ситуации говорить о том, что проблем нет, не представляется возможным.

Большие надежды были на то, что сборную солянку супергероев вытащит на своих мужественных женских плечах персонаж Чудо-женщины – после оглушительного успеха ее сольного фильма ей дали больше пространства в трейлерах. Но этого не произошло, надежда на “вселенную как у Марвел” постепенно угасла, а Аффлек и вовсе ушел из бэтменианы, устав от бесконечного потока негативных отзывов от фанов, критиков, журналистов и вообще всех.

 

19. Отряд самоубийц (Suicide Squad) 2016

отряд самоубийц кадр 6

В этом фильме, помимо неиспользованного потенциала как идеи, так и роскошного актерского состава, отдельно особенно досадно за персонаж Джокера и Джареда Лето, его исполнявшего. После легендарной уже роли Хита Леджера каждый новый подход к снаряду воспринимается как вызов, сверхазадача – а в “Отряде” ему просто не дали достаточно эфирного времени, чтобы развернуться в полную мощь. Осталось только гадать, это Джокер так плох, или Дэвид Эйр слишком неудачно распорядился одним из центральных персонажей современного мира кинокомиксов.

Минусы у картины те же, что и у коллег по расширенной вселенной выше, но к счастью, есть плюсы. Главный – это Харли Куинн от Марго Робби. Он стал не только новой иконой для косплея по всему миру, но и основной для сольного фильма с героиней, который мы увидим в 2020 году.

 

18. Человек из стали (Man of Steel) 2013

Человек из стали (Man of Steel) 2013

При всех минусах фильмов Зака Снайдера в расширенной вселенной DC, у “Человека из стали” было несколько плюсов. Во-первых, более внятная история детства и юношества Супермена – понятно откуда он вышел, почему он стал таким, чем ему пришлось пожертвовать. Во-вторых, Кевин Костнер, играющий его отца – когда он погибает ради приемного сына, он делает это с таким достоинством и отеческой любовью, что невольно на глаза наворачиваются слезы. Кроме того, это был первый фильм новой вселенной – было понятно, что это почин, старт, начало, зачатие, одним словом, тот фундамент, который необходимо было заложить для стройного здания нового великолепия DC Comics. А значит, некоторыми вещами можно было пожертвовать.

Надлежащего здания, как мы знаем, так и не было возведено: банальные сценарные линии стали доминирующими, обросли картонными персонажами, непонятными сюжетными ходами и нелогичными поступками главных героев. Идеальный типаж современного Супермена, Генри Кавилл, к сожалению, не стал новым Кристофером Ривом – и в этом нет его вины. Сценаристы и режиссер полностью несут ответственность за нераскрытый потенциал одного из самых важных супергероев в истории комиксов.

 

17. Лига выдающихся джентльменов (The League of Extraordinary Gentlemen) 2003

Лига выдающихся джентльменов (The League of Extraordinary Gentlemen) 2003

Сэр Шон Коннери рассказывал в своих интервью, что упустил немало хороших ролей в фантастических блокбастерах, о чем он время от времени сожалел. Съемки в “Лиге выдающихся джентльменов” были попыткой не упустить еще одну подобную роль. Попыткой не то чтобы провальной, но и не самой успешной. Особенно учитывая то, что это была последняя роль великого Шона Коннери в полнометражном игровом кино.

Основа для экранизации была очень толковая, но сам по себе фильм получился аляповатым, суетливым. Реакции публики разделились примерно на два лагеря: позитивные отмечали интересных персонажей и хороший подбор актеров, негативные говорил о том, что дальше актеров и персонажей история не пошла. Кто знает, если бы сценарий был проработан лучше, то возможно, сэр Шон снимался бы в этой франшизе до сих пор.

 

16. Возвращение Супермена (Superman Returns) 2006

Возвращение Супермена (Superman Returns) 2006

Когда за дело берется Брайан Сингер, шансы на успех заметно возрастают. Тем более, если привлекаешь Кевина Спейси на роль главного злодея. А вместе с ними Кейт Босуорт, Фрэнка Ланджеллу, Джеймса Марсдена и даже Марлона Брандо, сыгравшего отца Супермена в самом первом фильме о нем.

Но результат вышел не сумасшедше хорошим. То ли дело в подборе актера на роль самого Супермена, то ли в сценарии, то ли в том, что время идеи противостояния Лекса Лютора и Супермена с участием криптонита ушло, так или иначе, при отсутствии особых претензий по картине, она не запоминается на годы. А мы не этого ожидаем от фильмов о Супермене. Спецэффекты в 2006 смотрятся уже заметно приятнее и даже получают номинацию на Оскар (впрочем, самой статуэтки фильм не удостоился).

 

15. Бэтмен навсегда (Batman Forever) 1995

Бэтмен навсегда (Batman Forever) 1995

Это не лучший фильм о Бэтмене, но и не худший. По сравнению с “Бэтменом и Робином” это вообще шедевр (впрочем, по сравнению с “Бэтменом и Робином” даже “Любовь в большом городе” – шедевр). Вэл Килмер – прекрасный актер, которому под силу справиться с любой задачей. Но даже Джорджу Клуни этот образ идет больше. Остальные актеры куда более точно попадают в свои характеры на экране. Томми Ли Джонс в роли Двуликого, Джим Керри в роли Загадочника и прекрасная Николь Кидман в роли неважно даже кого. Мир Готэма от Джоэля Шумахера смотрится совершенно нереалистично, но то же самое и в фильме-сказке от Тима Бартона. Замечательный саундтрек – Hod Me, Thrill Me, Kiss Me, Kill me от U2 и Kiss From a Rose от Seal. В общем, в этом фильме было много хорошего, просто общее впечатление сложилось в ощущение какого-то сверхдорогого голливудского капустника, который пусть и не вызывает негатива, но и любимым кино в этом жанре не становится.

 

14. Константин: Повелитель тьмы (Constantine) 2005

Константин: Повелитель тьмы (Constantine) 2005

Мы любим Киану Ривза, а Киану Ривз любит создавать культовые образы на экране. Далеко не все помнят, о чем вообще фильм “Константин”, но зато все помнят борца с демонами ада, постоянно находящегося на грани жизни и смерти и выкуривающего сигареты десятками.

Жаль, что сценарий не столь силен, как умение Ривза перевоплощаться в очередное памятное свое обличье. Рэйчел Вайс в роли сестры Константина, что также усиливает актерский состав, но все же не позволяет фильму дотянуться до третьей условной черты в этом материале.

 

И третья условная черта (и она, как и две предыдущие, всецело субъективна) – граница, отделяющая (наконец-то) по-настоящему хорошие фильмы от всего остального. Как видите, в процентном соотношении хороших фильмов у DC не так много. Давайте посмотрим, за счет чего хардкорные фанаты этой организации могут навязывать аргументы о своем превосходстве поклонникам Marvel.

 

13. Шазам! (Shazam!) 2019

Shazam

Может показаться, что мы пошутили. Ну как это развлекательное кино может быть лучше культового “Константина” с самим Киану Ривзом, да еще и войти в когорту “хорошего” кино. Но если вы помните наш разбор вселенной Marvel, то наверняка обратили внимание на то, что мы не относимся к комедийным лентам предосудительно, более того, мы считаем, что сделать хорошую комедию – это чертовски сложно. У DC это раньше попросту не получалось. Над ними довлела тень “Темного рыцаря”, считалось, что снимать нужно мрачно и драматично, а шутки и сарказм стоит оставить для Марвела с их несерьезными лентами. Но после постепенного угасания интереса к Бэтмену и его команде студия вовремя проделала работу над ошибками и сменила вектор. Теперь шутить в кадре снова было можно – и в полной мере это вышло именно в “Шазаме”.

Вполне вероятно, что этот фильм не забрался бы так высоко. Но большой процент откровенного трэша в фильмографии DC создало благожелательные условия для того, чтобы легкое развлекательное кино стало одной из лучших лент в портфолио компании. И похоже, на первой части никто останавливаться не будет.

 

12. Тень (The Shadow) 1994 

Тень (The Shadow) 1994 

Не самый известный фильм с Алеком Болдуином. Нет каких-то невероятных твистов сюжета или истории, которая заметно выделяется на общем фоне приключенческого кино про борьбу добра и зла. Но все скроено настолько ладно и увлекательно, что смотрится на одном дыхании. Человек с темным прошлым (а это всегда делает историю более глубокой и персонаж более объемным) исправился и стал борцом за справедливость. Он владеет целым рядом сверхспособностей, но что хорошо, они имеют свои разумные лимиты. То есть герой Болдуина (собственно, Тень) не может усилием воли сместить гору или перенести целый океан в другое место – подобные перегибы всегда оборачиваются резонным вопросом от зрителя: “а почему же он просто не грохнет таким же образом злодея, раз он такой всемогущий?”.

Противником Тени выступает очнувшийся от многолетнего сна потомок Чингисхана. Он обладает способностями к гипнозу огромной силы. Как всегда в подобных фильмах, замешаны девушка и чувство к ней, ее отец – гениальный изобретатель, противный и коварный подручный зла и немало неплохих шуток.

 

11. Супермен 2 (Superman II) 1980 

Супермен 2 (Superman II) 1980 

Классическое противостояние Супермена и генерала Зода, которому помогает извечный враг Супермена – Лекс Лютор. Кристофер Рив, Джин Хэкмен и Теренс Стамп в главных ролях. Супермен случайно выпускает на свободу приговоренного к космическому заключению генерала, который имеет с ним давние счеты: его приговорил к сроку отец Супермена. Зод устраивает бесчинства на Земле, поскольку обладает такими же суперсилами, как и сам Супермен. И для того, чтобы победить злодеев, придется проявить не только мужество, но и хитрость.

История достаточно простая, противопоставление добра злу также каноническое, но сделано все изящно и со вкусом. И потому смотрится по-прежнему свежо, если, конечно, не принимать близко к сердцу уровень спецэффектов 1980 года.

 

10. РЭД (RED) 2010

РЭД (RED) 2010

Выше мы писали про второй “РЭД”, который вышел достаточно бестолковым. А вот первый фильм, от которого изначально не было никаких ожиданий, получился исключительно хорошим. Отличный комедийный гиперболистичный боевик – все, что нужно от развлекательной стороны комиксов. Он даже номинировался на Золотой глобус за лучший фильм (категория комедия или мюзикл). И если посмотреть на фильмографию Брюса Уиллиса – это едва ли не последняя его удача (если не считать эпизодического появления в “Сплите”).

Компанию Брюсу составили Джон Малкович, Морган Фримен, Хелен Миррен, Мэри-Луиз Паркер. Как мы с вами знаем, звездный актерский состав далеко не всегда гарантирует успех картины, но в данном случае вышло динамично, смешно и очень зрелищно. Мелкие детали, такие как выстрел из пистолета в снаряд из гранатомета, выход из дрифтующей машины с зазором в сантиметр от ноги, все это исполнено настолько естественно и профессионально, что ты невольно ловишь себя на мысли “черт, да я же не могу оторваться от того, что происходит на экране”, хотя это самое обычное развлекательное кино, не требующее глубинных переживаний и осмысления происходящего на каком-то серьезном уровне.

 

9. Чудо-женщина (Wonder Woman) 2017

Самые кассовые фильмы в 2017 году в США

В новую Чудо-женщину многие не верили (в смысле, в исполнительницу ее роли). Считали, что Галь Гадот слишком хрупкая, не подходит по типажу и вообще никак не ассоциируется с образом. Но 822 миллиона долларов кассовых сборов эту критику свели на нет. А главное, сама актриса идеально вписалась не только в новый фильм, но и в каждый его кадр. Такое впечатление, что образ был придуман специально под Галь, настолько идеально смотрится каждый поворот ее головы, каждый ракурс, каждый прыжок, каждое скольжение, каждый взгляд. Появление Гадот в кадре подобно античной скульптуре – есть ощущение, что идеальных пропорций добивались годами работы мастера с камнем.

Но дело не только в самой Гадот, конечно – стоит поблагодарить режиссера Пэтти Дженкинс за свежий взгляд на героиню и ее историю. Одно из основных достоинств хорошего фильма по комиксам – способность не уйти в пафос и карикатурность, при том, что основа истории предрасполагает к героичному тону изложения и гипертрофированному изображению персонажей. Наибольшим успехом Дженкинс до этого фильма была картина “Монстр” с Шарлиз Терон. В совершенно другом для себя направлении ей удалось также добиться успеха, не допустив те же ошибки, которые ранее были у коллег, снявших “Бэтмен против Супермена” и “Отряд самоубийц”.

Еще одной удачей картины можно назвать образы королевы Ипполиты (Конни Нильсен) и генерала Антиопы (Робин Райт). Последний был настолько хорош, что возникло немало разговоров о сольном фильме.

 

8. Аквамен (Aquaman) 2018 

Трейлер: Аквамен (Aquaman)

В рубрике “мы ничего не ждали от этого фильма, а он оказался ого-го” уверенное первое место в этом списке занимает “Аквамен”. Даже преданные фаны DC не ожидали от картины ровным счетом ничего. Чего вообще можно ожидать от истории про подводного короля, который борется со злом (особенно после все той же “Лиги Справедливости”)?

“Аквамен” удивил очень продуманной историей и несколькими циклами ее развития. Возможно, мы уже просто привыкли к шаблонности мышления DC и не питали надежд на попытки отойти от парадигмы “есть супергерой – есть злодей – супергерой сначала не может победить – но все-таки, непонятно почему, побеждает”. А возможно, нужно было просто взять другого режиссера, более раскрепощенного в разрезе нестандартных историй. И если говорить о Джеймсе Ване, то удивляться нечему: этот человек стоит за созданием “Пилы”, “Астрала” и нескольких последних “Форсажей”. То есть, на развлекательном кино собаку съел.

История настолько продуманная и подробная, что нам даже успевают объяснить такие детали, например, как откуда Аквамен научился боевым искусствам и почему у него есть союзники в подводном царстве. Да и персонажи совсем не плоские, что было ранее привычной картиной для расширенной вселенной DC. Подбор актеров при этом выше всяких похвал. Помимо Джейсона Момоа, рожденного, чтобы играть эту роль, очень удачно вписался шведский олдскульный гигант Дольф Лундгрен, мать Аквамена Николь Кидман (впрочем, разве она хоть куда-то не вписывалась в последние лет двадцать), Уиллем Дефо (поистине, жанровый хамелеон), Патрик Уилсон в роли плохого парня и прекрасная Эмбер Херд.

Непредсказуемые шокирующие 1.15 миллиарда долларов кассовых сборов – и в 2022 году нас ждет второй “Аквамен”. Будем надеяться, что времени будет достаточно для столь же вдумчивой подготовки, особенно сценарной.

 

7. Бэтмен (Batman) 1989 

Бэтмен (Batman) 1989 

Дальше будет сплошная неувядающая классика – новейшая или олдскульная, из 80-х. Мнения по поводу того, кто лучший Бэтмен в истории, понятное дело, расходятся. В нашем субъективном представлении – это Майкл Китон. Именно он совмещает в себе интеллигентность и самокопания Брюса Уэйна и непобедимую мощь человека-летучей мыши, что и делает из него идеального Бэтмена (со всем уважением ко всем остальным исполнителям этой роли, разумеется). К Китону добавляется демонический Джек Николсон, рожденный для исполнения роли Джокера, равно как выше для своей роли был рожден Момоа. Если бы персонажа Джокера не существовало, его бы стоило создать специально для Джека.

Все это обернуто в оболочку темной готичной сказки от Тима Бартона. Это делает фильм немного детским в восприятии (особенно по прошествии лет), но это же и придает ему ту самую памятную атмосферу. Ведь суть успеха этой картины не в спецэффектах и не в непредсказуемых сюжетных ходах. Именно атмосфера заставляет время от времени вернуться к просмотру одного из любимых фильмов детства.

 

6. Супермен (Superman) 1978 

Супермен (Superman) 1978 

Примерно то же самое можно сказать и о “Супермене”, с тем лишь комментарием, что это не готичная мрачная сказка, а наоборот, солнечная жизнеутверждающая история. Простая, но атмосферная история противостояния абсолютного добра и коварного зла. Кристофер Рив так и остается лучшим Суперменом по прошествии лет, да и Джин Хэкмен, пожалуй, лучший Лекс Лютор. Немного наивно, немного предсказуемо с точки зрения хэппи-энда без потерь, но точно не стареющее со временем сражение культовых персонажей. Приятным дополнением выступает Марлон Брандо в роли отца Супермена.

Классика, которую мы никогда не будем ругать за недостаточную реалистичность, отсутствие брутальности и устаревшие спецэффекты.

 

5. Бэтмен возвращается (Batman Returns) 1992 

Бэтмен возвращается (Batman Returns) 1992 

Субъективно (как и все в этой статье), но похоже, один из тех нечастых случаев, когда сиквел даже лучше оригинала. Гораздо более развитая история, с периодическими погружениями в прошлое персонажей, которое радикально повлияло на настоящее; гораздо больше персонажей, очень ярких и разнообразных; куда больше экшна, пусть это и не главный козырь фильмов Бартона. И вновь, та самая атмосфера, непохожая на кино других режиссеров, о которой мы уже писали выше.

Женщина-кошка (великолепная Мишель Пфайффер), Человек-Пингвин (Дэнни Де Вито) и коварный Макс Шрек в шикарном исполнении Кристофера Уокена – наверно, фильм Бартона мог бы занять место и в тройке, если бы он был немного жестче и взрослее. Впрочем, кто знает, может из-за такой трансформации из него ушло бы бартоновское очарование. Майкл Китон как лучший Бэтмен в нашем субъективном представлении и Майкл Гоф, который казался единственным возможным воплощением дворецкого Альфреда Пенниуорта (правда, потом появился Майкл Кейн, и теперь мы уже так однозначно ответить на этот вопрос не можем).

 

4. Бэтмен: Начало (Batman Begins) 2005 

Бэтмен: Начало (Batman Begins) 2005 

На вершине списка сюрпризов нет. Вероятно, трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене является одной из основных причин того, что есть люди, которые искренне считают, что DC Comics лучшем, чем Marvel. Разумеется, есть хардкорные фанаты, которые читали сами комиксы и больше делают упор на персонажей, истории в оригинальных печатных произведениях, концепции и прочие вещи, возникшие изначально (но таких знатоков минимум, особенно у нас в стране). Есть также часть аудитории, которым нравится новая расширенная вселенная DC (кому-то, опять же, из-за самих героев – какие тут претензии, как видите, нам самим нравится Супермен и еще более нравится Бэтмен, четыре из пяти позиций в топе списка именно с его участием; кому-то нравится стилистика, в которой новые фильмы сняты). Так или иначе, наш вывод простой и категоричный: сравнивать новейшую эру DC и Marvel не имеет смысла – Marvel бьет DC по всем показателям. DC только нащупывает, что им делать со своими персонажами – подтверждение тому последние три релиза, “Чудо-женщина”, “Аквамен” и “Шазам!”. По наполнению фильмов, коммерческому успеху, увязке персонажей в одной вселенной, последовательной логике использования концепции общей вселенной, Marvel одерживает убедительную победу. Это не означает, что фильмы DC не нужно смотреть и это не означает, что они не могут нравиться вам больше, чем фильмы Marvel, потому что все глубоко индивидуально. Но говорить о сравнении двух новейших вселенных и отдавать предпочтение DC – для этого у вас должны быть какие-то невероятно сильные аргументы.

Что касается сравнения фильмов за всю историю, то несомненно, обе компании успели наделать достаточное количество посредственных и откровенно слабых фильмов. И все же, если бы не трилогия Нолана, то говорить о превосходстве DC было бы просто смехотворно. Был “Бэтмен” Бартона и “Супермен” Доннера, их влияние на индустрию сложно оспаривать. Но с другой стороны, если смотреть в ретроспективу и влияние на жанр, то и у Marvel были “Спайдермен”, “Халк”, “Блэйд”. И единственным по-настоящему сильным козырем, который позволяет гордо задрать подбородок и сказать, что ты считаешь DC круче – Нолан и его переосмысление классической истории о Брюсе Уэйне и его убитых родителях.

Началось это с фильма “Бэтмен: Начало”. Тогда, помнится было ощущение примерно как “зачем один из самых перспективных режиссеров нашего времени в принципе берется за эту заезженную тему”? Но именно потому он и считался столь перспективным, что любую многократно использованную историю мог обратить в золото. Мы увидели нового Бэтмена, более реалистичного, более темного, более подверженного сомнениям. Кристиан Бэйл приступил к воплощению на экране одной из лучших своих ролей, а в качестве антагониста выступил Лиам Нисон. Но это было только начало, в полной мере потенциал новой истории раскрылся в двух последующих частях.

 

3. Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (The Dark Knight Rises) 2012

Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (The Dark Knight Rises) 2012

И следующую ступеньку занимает часть, замыкающая трилогию. Она вышла не такой мощной как вторая (потому что уже ничего не могло перекрыть вторую часть), но за счет Бэйна в исполнении Харди это было почти также напряженно и волнующе. Энн Хэтэуэй подключилась в образе Женщины-кошки, а Джозеф Гордон-Левитт, возможно, готовился принять эстафету от уходящего на покой Бэтмена – но этого так и не случилось. Заключительную часть, как и предыдущие, разобрали на цитаты, как и любое легендарное кино. После завершения трилогии остался горько-сладкий привкус: с одной стороны, одна из лучших трилогий в истории получила достойное завершение, а с другой стороны, возникло стойкое ощущение, что в жанре фильмов по комиксам мы еще долгое время не увидим ничего подобного масштаба. И как это ни неприятно признавать фанатам DC, ближе всего к успеху трилогии Нолана оказался Marvel с “Войной бесконечности” и “Мстители: Финал”.

 

2. Хранители (Watchmen) 2009

Хранители

Единственным сюрпризом на вершине списка для части аудтории станет позиция номер 2: “Хранители”. Совершенно нестандартный фильм по комиксам – персонажи нарисованы как стандартные супергерои, но вот их характеры куда более сложные. Во-первых, они отнюдь не положительные. Часть из них обладает весьма сложным нравом, даже находясь на стороне добра. Часть – даже не на стороне добра. Во-вторых, уровень брутальности исключительно высок (алкоголь, массовые убийства, использование сверхспособностей для личных целей и многое другое), но при этом не является самоцелью и не переходит в карикатурное месиво. В-третьих, здесь нет типичной линии истории с противостоянием чистого зла и добра и обязательным хэппи-эндом – концовка совершенно непредсказуема и порождает в голове массу мыслей об относительности порядка, соотношения темного и светлого в каждом отдельном человеке и в обществе в целом, о жертвенности персональной ради всеобщего блага и о многом другом.

Роскошные образы: Комедиант, который вовсе не весельчак, как можно подумать, и склонен к насилию; Роршах (черт, он тоже склонен к насилию) – сверхпринципиальный маньяк, главный принцип которого “никаких компромиссов, даже перед лицом апокалипсиса”; Доктор Манхэттен – сверхсущество, которое более могущественно, чем практически сам бог, но при этом его настолько тонко вплели в общую канву повествования, что не возникает классического вопроса “а почему же он тогда просто не перемочит всех плохих?”; Озимандий – “самый умный человек на Земле” (и самый любимый наш персонаж). Альтернативный мир комиксов, совершенно обязательный к просмотру – и теперь воплощенный в формате сериала.

Самое удивительное, что снял все это великолепие Зак Снайдер. Тот самый, который угробил “Бэтмена против Супермена”, а потом и “Лигу справедливости”. Похоже, учитывая еще и наличие более раннего хита “300 спартанцев”, это настоящий художник и человек настроения. Бесконечно ему признательны за “Хранителей”, которые заняли бы в нашем списке первое место, если бы не…

 

1. Тёмный рыцарь (The Dark Knight) 2008

Что делал Хит Леджер для роли Джокера в Темном Рыцаре

… если бы фильм “Темный рыцарь” от Кристофера Нолана не существовал. Даже не будем начинать перечислять все рекорды, успехи и рейтинги, с этой лентой связанные. Скажем лишь два слова: Леджер – Джокер. И в очередной раз порадуемся, что становимся время от времени свидетелями подобных легендарных кинофеноменов. Вряд ли кто-то видел на вершине этого рейтинга другую картину (если это так – пишите в комментариях, посмеемся вместе). Один из лучших фильмов в истории кино и лучший фильм, снятый по комиксам, как в фильмографии DC, так и в целом в истории всех студий, занимающихся этим замечательным жанром.

 

Статью мы планируем периодически обновлять по факту выхода новых фильмов. И чтобы лучше понимать горизонт того, что будет обновляться, давайте посмотрим, какие фильмы заявлены у студии DC Comics в ближайшие годы:

Джокер 03.10.2019
2020
Хищные птицы 06.02.2020

Чудо-женщина 1984 04.06.2020
2021
Флэш

Бэтмен 25.06.2021
Отряд самоубийц 2 05.08.2021
Чёрный Адам
2022
Аквамен 2 16.12.2022

Шазам 2
Корпус Зелёных Фонарей

Также в разработке:
Бустер Голд 
Бэтгёрл
Дефстроук
Затанна
Киборг
Лобо
Лига справедливости: Часть 2
Найтвинг
Новые Боги
Пластик Мэн
Сирены Готэма
Синий Жук
Супергёрл
Тёмная Лига Справедливости
Тренчи
Человек из стали 2
Чёрный Ястреб

Читайте также:

Все фильмы вселенной Marvel, ранжированные от худшего к лучшему

Коментарі