Рене Зеллвегер за игру в этом трагикомичном байопике получила охапку всевозможных наград, включая «Оскар». Хотя местами при просмотре фильма может показаться «да ну ладно, она просто снова складывает губы уточкой, как делала Бриджет Джонс».
В действительности же суть не столько в том, насколько точно Зеллвегер передала мимику и повадки Джуди Гарленд (хотя в этом, конечно, тоже), и уж точно не в том, насколько Зеллвегер похожа на Гарленд внешне (совсем не похожа), сколько в убедительности и честности образа суперзвезды с супертрагической судьбой. И глядя на самоотверженное исполнение чуточку поникшей и чуточку забытой актрисы, на которой тоже отпечаталась звездная усталость и боль истоптанного самолюбия от беспощадно бьющей переменности успеха и востребованности, не возникает ни малейшего сомнения в подлинности большой личностной трагедии.
Картина «Джуди» не попала и не попадет в украинский прокат. Но киевляне смогли посмотреть ее на фестивале американского инди-кино «Независимость», который в этом году отметил десятилетний юбилей.
Композиционно лента ассонирует события, происходящие в последний год жизни Гарленд, когда не имеющая ни денег, ни стабильной крыши над головой, ни предложений от киностудий, но имеющая серьезные проблемы с выпивкой, самоконтролем и перманентным утопанием в депрессии («ненадежная» – говорят на нее менеджеры индустрии) голливудская экс-дива хватается за последнюю возможность: летит на гастроли в Лондон, чтобы дать серию авторских концертов в престижных столичных клубах, где собирается немолодая чопорная публика, с флэшбэками из юности и первых карьерных шагов, когда глава MGM взял ее на главную роль в экранизацию «Волшебника страны Оз» и взрастил из девочки из захолустья «с кривыми зубами и толстыми ногами» всеми обожаемую звезду.
Собственно, именно с этого и начинается история: большой, грузный, пугающий Луис Майер подобно демону-искусителю обещает наивной молоденькой провинциалке, скрывающей за простеньким личиком фантастический голос, вымощенную желтым кирпичом дорогу к изумрудному городу. А после мы наблюдаем медленное поступательное калеченье, физическое и психологическое.
Смотрите легально на MEGOGO
И собственно, именно за это и можно упрекнуть создателей проекта. Кажется, что «Джуди» выросла из пресловутой ситуации вокруг Харви Вайнштейна и в целом всей голливудской эпидемии с харассментом. Не заметить в экранном образе Майера, выпукло неприятном и подчас даже отвратительном, назойливые рифмы с куда более поздним титаном-продюсером Вайнштейном решительно невозможно. То есть возникает довольно устойчивый собирательный образ любого голливудского студийного босса, который корыстен, аморален, отвратен и беспощадно ломает невинных мечтательниц, эдакий паучище, пожирающий бабочек.
С другой стороны, Фабрика грез – машина, холодная и бесперебойная; эдакий Молох, требующий все новые и новые жертвоприношения, пропускающий через себя и перемалывающий юные души, а затем отрыгивающий красивые картинки, за которыми тьмы и тьмы искалеченных судеб. И к слову, на фестивале «Независимость» также показали автобайопик о детстве, карьере, сложностях в отношениях с отцом и реабилитации актера Шайи ЛаБафа, в котором сам ЛаБаф воплотил образ не себя, но своего отца (можно сказать, у каждого в Голливуде есть свой «Вайнштейн», не в сексуальном смысле, но в смысле психологического давления, и Вайнштейн ЛаБафа – его родитель); и это тоже история о раннем вкушении меда и дегтя, кнута и пряника, которыми голливудская индустрия кормит своих генномодифицированных чад, которые впоследствии оказываются непригодны к нормальной жизни.
И да, когда Джуди Гарленд сыграла в музыкальном ремейке фильма «Звезда родилась», изобразив «дурнушку» с потрясающими вокальными данными, она отчасти сыграла саму себя, низкорослую неказистую «ватрушку», которую продюсеры и режиссеры всю жизнь считали гадким утенком в сравнении с Элизабет Тейлор, Авой Гарднер, Ланой Тернер и прочими красавицами. А Луис Майер щедро подкармливал комплексы Джуди, всякий раз указывая на ее недостатки и называя «маленькой горбуньей».
И в той сцене, когда героиня Рене Зеллвегер «впервые» (не буквально впервые, но впервые с тех пор, как оказалась под крылом MGM и села на таблеточную диету) пробует торт, реакция актрисы ошеломительна, иронична и ужасающа одновременно: она будто ребенок, которого годами держали в подвале, а когда довелось увидеть солнечный свет, малыш испытал абсолютное ни на что не похожее счастье, но смог откусить от него лишь небольшой кусочек, а затем ушел обратно в подвал, в темноту, к которой привык.
В темноту и одиночество. Потому что Голливуд – это еще и одиночество. Неслучайно в этой картине Джуди Гарленд практически все время окружена посторонними, мимолетными персонажам (не считая нескольких начальных сцен с детьми, которых она вынуждена оставить, чтобы заработать деньги в лондонском турне). Не очередным мужем, который в очередной раз уже бывший; не взрослой дочерью Лайзой Миннелли, которая появляется лишь в эпизоде и у которой явно своя жизнь; не близкими или хотя бы далекими друзьями. А только случайными посторонними. И в этой веренице эпизодических, косвенных незнакомцев самыми душевными, преданными, «родными» оказываются два немолодых гея, робкие почитатели таланта, много долгих лет влюбленные друг в друга и в Джуди Гарленд, неизменно покупающие два билета на каждый ее концертный вечер. Причем совсем неважно, удачен вечер или нет.
Анастасия Лях
Джуди (Judy)
2019 год, Великобритания
Продюсеры: Дэвид Ливингстон, Кэмерон МакКрекен, Андреа Скарсо, Ли Дин, Джим Спенсер
Режиссер: Руперт Гулд
Сценарий: Том Эдж
В ролях: Рене Зеллвегер, Руфус Сьюэлл, Джесси Бакли, Майкл Гэмбон, Финн Уиттрок, Диана Александра Покол, Белла Рамзи, Энди Найман, Джемма-Ли Деверё, Джон Даглиш
Оператор: Оле Брэтт Биркеланд
Композитор: Габриэль Яред
Длительность: 118 минут/ 01:58