Брэд Питт входит в ту непростую категорию актеров, которым нужно доказывать, что их успех пришел не из-за красоты. Мужская красота – понятие спорное, но в отношении Питта вряд ли кто-то будет спорить. В конце концов, он дважды был самым сексуальным мужчиной года (Sexiest man alive) по версии журнала People (в 1995 и 2000 годах). Разумеется, многие считают, что это все, что он делает на экране – просто торгует своим смазливым лицом (и время от времени обнажает тренированный торс).
Однако, люди, знакомые с фильмографией Брэда Питта, знают, что это не так. Питт – глубокий драматический актер, характерный, яркий, способный играть самые разные роли, интересный в самых разных образах. Подтверждение тому и Золотой глобус (плюс еще четыре номинации на него), и три номинации на Оскар, а самое главное – зрительская любовь и зрительский интерес к его ролям и фильмам с его участием.
Составим субъективный топ-10 лучших ролей Брэда Питта. Отметим, что это именно условный рейтинг его ролей – не фильмов, в которых он играл. Оценку ролям составляли по сложности актерской задачи, глубине перевоплощения (смены образа), натуральности показанного персонажа и запоминаемости его после просмотра фильма.
10. После прочтения сжечь (Burn After Reading)
Сила актера, помимо прочего, еще и в умении посмеяться над собой, быть ироничным, не относиться слишком серьезно к своему образу. Это более, чем удалось в иронической комедии от братьев Коэн “Сжечь после прочтения”. Как и еще один дважды sexiest man alive, Джордж Клуни, Брэд Питт предстал вовсе не героем и не суперменом, как часто бывало, а откровенным недоумком, фитнес-тренером, который вел себя как супер-агент, но на деле оказался ребенком в теле мужчины. Сам Питт рассказывал, что когда его жена, Анджелина Джоли, пришла на съемочную площадку и увидела его в образе фитнес-инструктора с выбеленными волосами, хохолком, баками и в облегающем тренировочном костюме, то она сказала, что официально не чувствует к нему никакого сексуального влечения. Такое самопожертвование ради роли нельзя не отметить.
9. Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford)
Сложность роли Питта в этом фильме в парадоксе самого фильма. С одной стороны, Джесси Джеймс – жестокий разбойник и убийца, но с другой стороны, именно о нем слагают песни. Он не Робин Гуд, не раздает награбленное бедным, он не человек высокого ума, он не протестует против режима или сложившегося уклада вещей – он просто грабит и убивает. Но при этом он народный герой. Изобразить такого человека достаточно сложно – нужно балансировать на грани обаяния и неприятия. Дашь крен в одну сторону – не поверят. Если ты слишком привлекательный, тогда почему же тебя разыскивают власти и боятся все, кто слышал о тебе. А если ты такой исключительный негодяй, тогда почему о тебе плачут после смерти. Вот этот диссонанс и пришлось решать Питту в мрачной тягучей картине о временах Дикого Запада.
8. Бесславные ублюдки (Inglourious Basterds)
Фильмы Тарантино – это всегда яркие образы. Не стал исключением и Альдо Рейн “Апач” в исполнении Питта. Тут Питт выступает в более привычном для себя образе героя, который бесстрашно борется с нацистами. Однако, согласитесь, что такого Питта никто не ожидал увидеть. И дело даже не в усах, шраме от петли на горле и южном акценте (если смотреть фильм в оригинале). Просто Питт внешне заметно изменился – и лицо, и мимика. Характерные вздернутые насупленные брови и поднятые вверх сжатые губы уже вовсю используются интернет-персонажами и другими актерами. Отличная работа, яркий перфоманс и очень запоминающийся образ.
7. Знакомьтесь, Джо Блэк (Meet Joe Black)
Степень няшности Питта в этом фильме, конечно же, зашкаливает. Но секрет успеха, все же, не в этом. Образ смерти в человеческом теле, которая пытается разобраться в человеческой природе, а потому действует совсем не так, как обычные люди, удался на славу. Трогательный, обаятельный персонаж, от которого нельзя оторваться. Достойная пара сэру Энтони Хопкинсу на экране.
6. Бойцовский клуб (Fight Club)
Да. Что тут говорить. Если вы смотрели этот фильм, то вы понимаете, о чем мы. А если нет… Тогда закрывайте эту статью и идите смотреть его.
5. Семь (Se7en)
Финчер помимо “Бойцовского клуба” задействовал Питта еще в нескольких фильмах, и “Семь” – это один из лучших примеров их сотрудничества. Роль молодого детектива, которого наставляет герой Моргана Фримэна, это еще один случай, когда Питт не побоялся казаться на экране не суперменом. Хороший человек, которого горячий по молодости характер ставит в сложные ситуации – вот каким мы видим персонаж Питта. Он постоянно сопротивляется мрачному видению жизни более опытного напарника и не боится выглядеть смешным или неправым. Этот фильм – это вообще противостояние запала молодости и пессимизма опыта. И молодую сторону Питт изобразил отлично.
4. Легенды осени (Legends of the Fall)
Еще одно сотрудничество с Хопкинсом на экране. И еще одна глубокая характерная роль. Бунтарь, непонятый, изгой, который ищет свой путь в жизни. Снова эпоха Дикого Запада, но на этот раз в центре событий сложные семейные отношения. Великолепная масштабная драма. Масштаб роли Питта ей вполне соответствует. Номинация на Золотой глобус.
3. Загадочная история Бенджамина Баттона (The Curious Case of Benjamin Button)
Можно, конечно, говорить о том, что впечатляющему образу на экране во многом посодействовали гримеры и спецэффекты (и это действительно так). Но при этом сложно не отметить и великолепную актерскую работу. Проходя все стадии старения в обратном порядке – от дряхлого старика в детстве до юноши и мальчика в старости – Брэд Питт в роли Бенджамина Баттона раскрывается в степени, которую раньше у него проявить просто не было шансов. Очередная роль у Финчера такой шанс ему предоставила и он воспользовался им на все сто. И вновь, голливудский красавчик не боится выглядеть на экране непривлекательно, ведь большую часть времени он либо стар, либо выглядит откровенно нелепо. Был, правда, момент, где Питта показали во всей красоте. В этот момент даже кажется, что весь фильм задуман ради этого кадра. Вот он.
Заслуженные номинации на Золотой глобус и Оскар, которые, правда, Питту не достались.
2. Вавилон (Babel)
Одна из самых глубоких работ Питта, на наш взгляд. Здесь он выглядит по ситуации и слабым, и отцом, который должен поддержать, и мужем, который доходит до отчаяния, и просто стареющим мужчиной. А главное, очень земным, с понятными человеческими проблемами и хлопотами. Вряд ли возможно не выложиться в таком фильме от Иньярриту. Но, в любом случае, Питт этого не допустил. За что и номинировался на Золотой глобус, хоть и безуспешно.
1. Двенадцать обезьян (12 Monkeys)
Номер один, самое лучшее, всегда выбирать сложнее всего. Но тем не менее, мы склонились именно к роли в “12 обезьянах”. Пусть псих от Питта в этом фильме немного резковатый, местами карикатурный, но такое исполнение заслуживает того, чтобы его отметили особо. Вряд ли кто-то ожидал такого психопатического перфоманса от актера. Гиперактивный, суперживой, постоянно на острие действия – полное перевоплощение по сравнению с привычным образом Брэда. Да и в самом фильме место перевоплощению нашлось. Заслуженная номинация на Оскар и единственный пока выигранный Золотой глобус. Впрочем, еще раз отметим, что награды хоть и важны, но не являются определяющим для оценки карьеры актера. Главное – чтобы его роли находили отклик в сердцах зрителей и оставались в их памяти.
Чтобы не заканчивать на такой пафосной ноте, специальное упоминание сделаем для эпизодической роли в фильме Тони Скотта по сценарию Квентина Тарантино.
Настоящая любовь (True Romance)
Вечный ленивец, не встающий с дивана, появляется в кадре буквально на пару минут и запоминается благодаря гениальной фразе “Не надо со мной так свысока. Убью нахрен”, которую он говорит уже после ухода мафиози. Приз зрительских симпатий.