Все больше выходит фильмов, где главная роль отведена женщине, а не мужчине. Причем это уже не только ромкомы, драмы и мелодрамы, но и боевики, фантастика, триллеры, приключения. Шарлиз Терон в последнем «Безумном Максе» настолько затмила главного героя, что зашла речь о производстве приквела-спин-оффа, посвященного Фуриосе.
При этом голливудские студии упрямо продолжают вести политику гендерной дискриминации и занижать гонорары актрисам по сравнению с актерами.
Относительно недавно женщины могли претендовать на главную роль в основном либо в романтических комедиях вроде «Дневника Бриджит Джонс», либо в биографиях вроде «Клеопатры», «Королевы», «Воображаемого портрета Дианы Арбуз», либо в рассчитанных преимущественно на женскую аудиторию драмах вроде «Мачехи», «Подмены», «Жасмин», «Все еще Элис».
Постепенно женщины просочились и в мужские жанры. Сигурни Уивер сразилась с ксеноморфом, Деми Мур снялась в армейском боевике «Солдат Джейн», Хилари Суонк – в боксерской драме «Малышка на миллион», Анджелина Джоли – в шпионском боевике «Солт», Милла Йовович и Кейт Бекинсейл облюбовали долгоиграющие хоррор-франшизы «Обитель зла» и «Другой мир». Благодаря Дженнифер Лоуренс «Голодные игры» стали не просто подростковой антиутопией, но одой женскому мужеству и благородству. Джессика Честейн поймала бен Ладена в «Цели номер один», Эмили Блант столкнулась с мексиканским наркокартелем в криминальном триллере «Сикарио», Мелисса МакКарти произвела эффект разорвавшейся атомной бомбы в шпионском комедийном экшене «Шпионка», а чуть позже снялась в улетном феминистском ремейке «Охотников за привидениями». Наконец самая популярная в истории кино франшиза «Звездные войны» перестроилась на линию героинь, а не героев («Пробуждение силы», «Бунтарь один» и дальнейшие восьмой и девятый эпизоды).
Предлагаем десятку самых знаковых, на наш взгляд, картин, где главную роль сыграли именно женщины и сделали это на все сто.
«Чужой» (Alien, 1979)
Пожалуй, с него все и началось. Ридли Скотт вполне мог взять на главную роль актера и сделать уорент-офицера Рипли мужчиной. Но, во-первых, Рипли-мужчина смотрелся бы с котом на руках не так душевно и фотогенично. Во-вторых, верхом эволюции ксеноморфов являлась королева-матка, особь женского пола, самая главная, самая крупная и самая интеллектуально развитая разновидность чужого. Логично, что королеве должна была противостоять представительница человеческой расы, а не представитель. Также логично допустить, что Ридли Скотт считает женщин главной и более развитой во всех смыслах слова половиной человечества. Таким образом, Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер стала едва ли не самым сильным женским персонажем в истории кино.
Избавиться от Джорджа Клуни в первые полчаса и до самых финальных титров оставить на экране одну-единственную Сандру Буллок было шагом невероятно смелым. И, несомненно, правильным. Если бы сценаристы и режиссер оставили в кадре дуэт, ничего бы не получилось: персонажам было бы тесно в бескрайнем космосе, а зрителю было бы неинтересно на их тесноту смотреть. К тому же, надо полагать, Альфонсо Куарон посчитал, что только женщина способна пережить истинное перерождение, так как на собственной шкуре знает, что значит давать жизнь, и знает, как эту жизнь зажечь в, казалось бы, полнейшей пустоте.
В научной фантастике Дени Вильнева, как и в «Гравитации», в центре повествования оказывается женщина-мать, которая также получает силу от космоса. И это та редкая фантастика о пришельцах, где инопланетяне встречаются не с мужчиной-солдатом, а с женщиной-ученым. Героиня-лингвист не только находит общий язык с чужаками, но и получает от них этот язык в дар: способность нести мир и понимание всем странам и этносам на Земле. Вильнев считает, что только женщина, дающая новую жизнь, способна прекратить все войны. И Эми Адамс в этом образе миротворца, постигшего некую внеземную тайну, настолько живая и одновременно невесомая, что выходит далеко за рамки хорошей академичной игры.
Изабель Юппер – живое доказательство того, что актриса всегда может играть в фильме главную роль, а женщина – главную роль в жизни. Героиня ироничного секс-триллера «Она» всегда получает, что хочет (в отличие от «Пианистки»). Она – кошка, которая играет с мышками-самцами. А ведь мышки умнее кошек только в мультиках: в реальной жизни кошка всегда ловит добычу, причем в зависимости от настроения может придушить, а может поиграть и отпустить (все равно земной шар не имеет форму чемодана, так что мышка еще прикатится).
«Выбор Софи» (Sophie’s Choice, 1982)
Если Изабель Юппер – главная европейская актриса, то Мэрил Стрип, без сомнения, – главная американская. Причем совсем не хочется вспоминать «Железную леди» – якобы самую сильную героиню в карьере трижды оскароносной актрисы. Мы ставим в список «Выбор Софи» – наиболее сложную роль и картину в фильмографии Стрип, где опять же затрагивается тема материнства. Перед Софи встает совершенно бесчеловечный выбор: сохранить жизнь лишь одному своему ребенку, а другого обречь на смерть. И Софи этот выбор делает, хотя, казалось бы, для нормальной матери он совершенно невозможен. И тут возникает вопрос: это материнская черствость или колоссальная материнская сила? Конечно, можно было бы поставить перед аналогичным выбором мужчину-отца, но есть подозрение, что герой бы расклеился, а нацистский офицер убил бы обоих детей.
«Нимфоманка» (Nymphomaniac, 2013)
Ларс фон Триер практически всегда делает главными героями своих фильмов женщин, кино о мужчинах он снимать не любит. Режиссера несправедливо называют женоненавистником, так как его героини преимущественно страдают и страдают страшно. Но при этом женщины фон Триера неизменно олицетворяют его собственное «я». Мы же при всей любви к «Догвиллю» и «Меланхолии» решили включить в список именно «Нимфоманку» – историю, в которой героиня четыре часа получает удовольствие, каким бы оно ни было.
«Монстр» (Monster, 2003)
Раз мы заговорили о мизогинии, грех не вспомнить и о мужененавистничестве. В биографической драме о первом серийном убийце среди женщин Шарлиз Терон сыграла существо, которое когда-то давно было женщиной (и сексуальная ориентация здесь ни при чем), но затем превратилось в озлобленное чудовище. И этим чудовищем ее сделало патриархальное общество, в котором мужчина считает себя царем и богом, а большинство женщин, что хуже всего, с этим согласно. Оскароносная роль Шарлиз Терон перекроила систему голливудских координат, согласно которой красивая актриса непременно должна играть красивых героинь.
«Убить Билла» (Kill Bill, 2003)
Тарантино, делающий кровавое мужское кино с мужским же чувством юмора, один-единственный раз создал фильм, где мужчин практически нет, зато навалом колоритных, эффектных, беспощадных героинь. А Невеста в исполнении Умы Турман стала эдаким саркастичным актом отмщения мужскому полу за все свадьбы, которые либо не удались, либо вовсе не состоялись.
«Черный лебедь» (Black Swan, 2010)
Этот балетный триллер о раздвоении личности можно воспринимать, с одной стороны, как самый страшный кошмар артиста, который одержим максимальным перевоплощением в образ; с другой – как психологический анализ женского естества, в котором прекрасное неизменно соседствует с такой глубокой и непролазной чернотой, что не дай бог вытащить ее на свет.
«Девушка с татуировкой дракона» (Män som hatar kvinnor, 2009)
Возьмем героиню в оригинальном исполнении Нуми Рапас, так как ее Лисбет Саландер получилась жестче, сильнее, неуязвимее и самодостаточнее, нежели Лисбет Руни Мары. Героиня детективных романов Стига Ларссона – идеальная особь женского пола, у которой незаурядный интеллект, незаурядная сексуальность, незаурядная эмоциональная стойкость, физиологическая всеядность и практически стопроцентная цельность. Она – как Чужой: «совершенный организм», имеющий кислоту вместо крови и способный выжить при любой атмосфере и в любых условиях.
Анастасия Лях