Автор манифеста «Догма 95», о том, как правильно снимать кино. Главный провокатор и возмутитель спокойствия, ставший персоной нон грата Каннского кинофестиваля после непонятой шутки о нацизме. Режиссер, которого назвали женоненавистником после его «Антихриста». Все это Ларс фон Триер, «великий и ужасный». Его считают одним из самых самовлюбленных и скандальных режиссеров, а сам он однажды о себе сказал так: «Я лучший кинорежиссер в мире». И в чем-то он прав.
Долгое время Ларс фон Триер стремился стать первым в мире, гоняясь за тенями своих кумиров – Тарковского, Бергмана и Дрейера. И у него это получилось. О нем говорят и пишут все, открывают не только фан-клубы, но и клубы ненавистников. Называют самозванцем, ведь «фон» он к своей фамилии добавил сам, а еще долго выдавал себя то за католика, то за еврея. До сих пор многие кричат, что он ужасный манипулятор, провокатор и спекулянт. А он всего лишь невротик. Режиссер действительно боится летать и ездить, да и вообще, как не раз замечал он сам, боится всего. Кроме одного: снимать кино.
В современном кинематографе ему нет равных в умении привлечь внимание к себе, а учитывая то, что большинство его творений являются глубоко личными, можно считать, что все творчество режиссера – редкий пример успешной монетизации собственных фобий, неврозов и мрачного настроения. Ларс фон Триер сумел добиться того, что каждый его фильм становится большим событием в мире кино, вне зависимости от того, любят ли его или ненавидят. Датчанин в каждом фильме осознанно «оскорбляет» чувства впечатлительных зрителей, те убегают из кинозала во время сеанса, хлопают дверью и ищут эпитеты пообиднее. Этому ритуалу нет конца. Но за абсурдом, жестокостью и постоянной провокацией датского гения неподготовленный человек может не разглядеть чего-то по-настоящему важного, великолепную драматургию, неповторимое визионерство, уникальное чувство юмора и ни с чем не сравнимые женские образы.
Для ценителей авторского кино kinowar.com подготовил статью, в которой собраны все художественные фильмы режиссера, объединенные в трилогии, в большинстве своем самим автором.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Трилогия «Е»
Первые работы Триера схожи по тематике (разрушенная Европа) и составляют трилогию «Е». В нее вошли «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа». Их объединяют долгие кадры, передающие мрачную гнетущую атмосферу послевоенного времени, правда «Эпидемия» составляет исключение. Необычные цветовые решения – сепия в первом фильме, совмещение черно-белого и цветного в последнем. Нелинейная структура повествования с историей внутри историй проявляется в первых двух кинолентах, а депрессивное настроение каждой из них достигается за счет деталей и интерьера – опустевший город, заполненный мусором и водой в «Элементе преступления», минималистичность в «Эпидемии». Триер явно вдохновлялся работами Бергмана и Тарковского, поэтому в его творениях встречаются отсылки к их работам, такие как начальная сцена в первом фильме трилогии с перекатом осла по земле – дань уважения Андрею Тарковскому и кадру с лошадью из «Андрей Рублев».
Всей трилогии присуще драматургическое решение – человек с благими намерениями пытается помочь людям и решить проблему, но делает только хуже и заводит себя в тупик.
Начиная с первых полнометражных картин, режиссер заявил о себе как о нетривиальном и интересном художнике, не лишенном цинизма и иронии.
Элемент преступления (Forbrydelsens element, 1984, IMDb 6.8)
В грязной, порочной и словно пережившей апокалипсис неназванной европейской стране некий маньяк убивает продавщиц лотерейных билетов. Для расследования этого дела из Каира возвращается британский детектив Фишер (Майкл Элфик), который после ознакомления с уликами отправляется к своему учителю Осборну (Эсмонд Найт), чтобы рассказать о совпадении – обстоятельства убийств в точности повторяют описанное Осборном в книге “Элемент преступления” дело маньяка Грея. Несколько лет назад автор произведения разработал методику расследования преступлений, заключающуюся в полной идентификации с преступником, но из-за спорности изложенных идей это привело к его вынужденному уходу из полиции. Взяв метод Осборна за основу при расследовании дела, Фишер шаг за шагом начинает утрачивать связь с реальностью и все сильнее отождествляет себя с Греем, который по его мнению вернулся и копирует свои же преступления.
Первый полный метр Триера производит сильное впечатление прежде всего формой и является продолжением его экспериментов со светом и цветом, начатых еще в короткометражке «Ноктюрн», и теперь режиссер доводит их до предела возможностей в «Элементе преступления».
Детективный неонуар о поимке маньяка у режиссера превращается в метафору Европы. Зритель может наблюдать несколько смысловых пластов, вшитых в ткань фильма. Исследование природы жестокости и насилия – что побуждает человека пойти на преступление, окружение или его человеческая природа? Фишер, в попытках понять убийцу, постепенно теряет рассудок. Это извращенное сознание детектива рисует такую Европу, в которой реальность и вымысел сливаются воедино из-за гипнотического транса, в котором пребывает главный герой, или же это окружение так ломает его сознание?
Ларс фон Триер снял гипнотическое и противоречивое кино, которое катапультирует зрителя в кафкианский мир захватывающих дух визуальных эффектов, причудливых сопоставлений и бесконечных абсурдов.
Эпидемия (Epidemic, 1987, IMDb 6.2)
Режиссер и сценарист (в исполнении самих Ларса фон Триера и Нильса Верселя) пишут сценарий, в котором эпидемия распространяется по Европе. Пока они будут искать вдохновения и денег на постановку, эпидемия вспыхнет по-настоящему.
Второй ленте датского режиссера присуща нелинейная структура с фильмом внутри фильма о докторе Месмере (Ларс фон Триер), который пытается спасать людей в городе, охваченном чумой, но сам оказывается распространителем болезни. «Эпидемия» – это рассказ о муках творчества, ведь режиссер и сценарист, как и их выдуманный доктор Месмер, идеалисты, и пытаются по максимуму описать их миры и живущих в них людей. Для этого главные герои встречаются с девушкой-гипнотизером, которая проживает и пересказывает ужасные сцены истории, изложенной в сценарии.
Наиболее точное и сжатое описание фильма Ларса фон Триера исходит от него самого, а именно в «Эпидемии» он провозглашает, что «фильм должен походить на камешек в твоей обуви». И ему удается снимать именно такие кинокартины: с каждым новым шагом ботинок натирает все сильнее, и уже нет никакой надежды вытрясти из него камешки.
Европа (Europa, 1991, IMDb 7.6)
«Слушайте мой голос — он поможет вам перенестись в Европу и станет вашим проводником…» – режиссер начинает свой фильм сеансом гипноза, звучащего голосом Макса фон Сюдофа, отсчитывающего до десяти и погружающего зрителя во вдохновленный «Америкой» Кафки мир киноленты. Молодой американец Леопольд Кесслер (Жан-Марк Барр) приезжает в послевоенную Германию, чтобы помочь жителям разрушенного города восстановить страну. Устроившись проводником в поезд, он знакомится с Катариной Хартманн (Барбара Зукова), которая тайно входит в подпольную нацистскую организацию «Вервольф». Спустя некоторое время она уговаривает молодого человека, влюбленного в нее, взорвать поезд.
«Европа» – важное творение в фильмографии Ларса фон Триера. Визуально кинолента предлагает зрителю новаторские на тот момент решения в плане постановки кадра и цвета – изображение здесь в основном черно-белое, но персонажи иногда становятся цветными. Как и в первом фильме трилогии, нищая и травмированная Европа в ленте становится вторым главным героем.
Кинокартина принесла режиссеру сразу три приза Каннского фестиваля, закрепив за ним статус «начинающей звезды». Что не менее важно, «Европа» стала для него вершиной и одновременно завершением постмодернистского периода, обозначенного ощутимым влиянием Бергмана и Тарковского.
Трилогия «Золотое сердце»
Идейная составляющая трилогии, в которую вошли «Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте» — одноименная датская сказка, которой в детстве зачитывался Ларс фон Триер. Главная героиня «Золотого сердца» — добрая девочка, которая раздала встретившимся ей по пути людям все свои вещи вплоть до одежды. Оставшись ни с чем, она пришла к выводу, что ни о чем не жалеет и даже счастлива, что помогла другим.
В каждом фильме сюжет строится вокруг образа женщины, которая, по словам режиссера, «способна на чистую жертву». Данную трилогию объединяет следующее: конфликт главного героя с окружающим миром, использование камеры без штатива практически всегда и использование крупных планов, чтобы полнее раскрыть эмоции.
Фильмы, вошедшие в «Золотое сердце» являются самыми признанными творениями фон Триера.
Рассекая волны (Breaking the Waves, 1996, IMDb 7.8)
Начало 1970-х годов. Бесс Макнилл (Эмили Уотсон) живет с матерью (Сандра Во) и Дороти «Додо» Макнил (Катрин Картлидж), вдовой недавно умершего брата героини, в коммуне на западе Шотландии с очень строгими религиозными традициями. Окружающие воспринимают Бесс как большого ребенка, наделенного детской верой в бога, с которым она напрямую общается. Вскоре она выходит замуж за более опытного и взрослого Яна (Стеллан Скарсгард), работающего на нефтяной платформе в открытом море. Девственно чистая героиня фон Триера бросается в брак с безрассудной, искренней плотской радостью, которая нервирует окружающих. Что мы должны делать с этой странной девушкой, которая ведет диалоги с богом и впадает в дикое отчаяние, когда Яну приходится возвращаться на буровую? Она вполне может быть сумасшедшей, а может быть святой. Она молится богу о возвращении Яна, и он отвечает ей жестоким поворотом: раненый в результате происшествия на нефтяной вышке, он возвращается к ней парализованным. Зная, что физическая любовь больше невозможна, Ян просит Бесс найти себе любовника, а потом рассказать ему об этом. «Сделай это для меня», – призывает он, и такова безусловная природа любви Бесс, что она соглашается, не сомневаясь в своей магической вере в то, что ее сексуальные жертвы – это божий путь к выздоровлению мужа.
Фильм имеет структуру притчи или сказки, и обычно такие истории рассказываются в классическом стиле. Но фон Триер (и великий кинематографист Робби Мюллер) идут противоположным путем, используя нервные и дезориентирующие кадры, которые втягивают нас в историю с головокружительной кинематографической непосредственностью. «Рассекая волны» не похож ни на один другой фильм с его выцветшей, скорректированной цифровым способом цветопередачей и резким пейзажем. Его откровенная, тактильная сексуальность обладает интимностью, которая совсем не является пошлой, а его незащищенная эмоциональность вдвойне удивительна тем, что исходит от фон Триера, чьи предыдущие работы были холодными, как лед.
Отдельно стоит упомянуть потрясающую актерскую игру. По-медвежьи естественный Скарсгард, чей открытый и симпатичный Ян становится все более неоднозначной фигурой. Катрин Картлидж, любящая и обеспокоенная невестка Бесс. И Эмили Уотсон, актриса Королевской шекспировской труппы, которая завораживает своим дебютом в кино. Вы смотрите в глаза Уотсон и видите открытую душу. Ее игра оставляет вас потрясенными, потерявшими равновесие, преследуемыми. Через несколько дней ваш разум может усомниться в безумных скачках веры в фильме, но во время просмотра вы безоговорочно верите сами.
«Рассекая волны» — один из самых успешных фильмов режиссера. Несмотря на то, что с момента его выхода на экраны прошло более 20 лет, он все так же действует на зрителя словно наркотик, и вам понадобится много времени, чтобы прийти в себя после него. Кадры из этой ленты есть в каждом учебнике по истории кино как иллюстрация фильма, необратимо изменившего киноязык.
Идиоты (Idioterne, 1998, IMDb 6.8)
В начале киноленты посетители ресторана сталкиваются с группой умственно отсталых людей, которые мешают окружающим своим неадекватным поведением. Единственная из посетителей, кто испытывает к ним симпатию – Карен (Бодил Йоргенсен). Она помогает им выйти из заведения и едет с ними на такси и как выясняется в пути, эти люди, на публике ведущие себя как душевнобольные, на самом деле полностью здоровы и живут в загородном доме своего предводителя Стоффера (Йенс Альбинус). Молодые люди называют себя «идиотами» и имитируют слабоумие в общественных местах, смущая окружающих людей до предела. Ведь идиоту можно все: крушить посуду в ресторане, совершать увлекательные экскурсии в женскую душевую нагишом и даже заниматься групповым сексом со своими друзьями по`идиотизму`. Но приходит день, когда игра перестает быть забавной…
Фильм, задуманный как провокация, стал ею. Это единственная кинолента режиссера, в которой принципы «Догмы 95» соблюдены. Ручная камера, полное отсутствие грима и бутафории, звук с площадки, никаких комбинированных съемок или экшна, отказ от закадровой музыки, написанная специально для фильма партитура исполняется вживую, когда на тележке в кадр ввозят музыканта. Жанровую принадлежность картины также определить крайне сложно. Главный прием — демонстративное отсутствие авторского начала и какой-либо индивидуальности.
«Идиоты» – значительно более сложный и намного более странный фильм, который может очаровать, вдохновить и смутить одновременно. Он таит некую опасность, поскольку понятие нормальности, того, как нам следует и не следует себя вести, здесь вывернуто наизнанку» – из интервью с Ларсом фон Триером
Кинокартина снята так, что полностью забываешь о том, что смотришь кино. «Идиоты» дают зрителю ощущение присутствия в кадре, эффект подглядывания. Фильм злит, бесит, заставляет сопереживать, но вместе с тим он заставляет задуматься, не давая возможности прийти к однозначным выводам. Из всех «Догм» эта лента самая сильная, но это не означает, что она доставит вам удовольствие.
Танцующая в темноте (Dancer in the Dark, 2000, IMDb 8.0)
«Мне казалось интересным попробовать сделать мюзикл, при просмотре которого можно было бы что-то чувствовать, обычно ведь чувства в мюзиклах не задействованы вообще, одна чепуха. Так что я взял за основу самый жалкий синопсис, который вообще смог найти, и ударил в нем по всем клавишам. Нищая полуслепая женщина, которая сражается за зрение своего сына» – из интервью режиссера
1964 год. Сельма (Бьорк) – чешская иммигрантка, мать-одиночка, работающая на фабрике в американской глубинке. Ее спасение – страсть к музыке, в частности, к песням, которые поют и танцуют в классических голливудских мюзиклах. Сельма хранит печальный секрет: она теряет зрение, и ее сына Джина (Владица Костич) ждет та же участь, если она не сможет отложить достаточно денег, чтобы обеспечить ему операцию. Когда сосед ложно обвиняет Сельму в краже его сбережений, драма ее жизни перерастает в трагический финал.
“Танцующая в темноте” – картина, завершающая период следования канонам «Догмы 95». Здесь Триер отошел от своих же правил, оставив при этом стилевую составляющую, заключающуюся в великолепной завораживающей операторской работе с “живой” камерой Робби Мюллера и документальном качестве картинки, снятой на пленку 35 мм. Это один из тех фильмов, которые меняют наше представление о кино и его возможностях. С самого начала становится очевидно, что у этой истории не может быть хэппи-энда. Однако, как только вы это примете, можете расслабиться и смотреть, как разворачивается история с точки зрения Сельмы. В актерском составе нет слабых звеньев: Питер Стормаре в роли Джеффа, Катрин Денев в роли Кэти и Шивон Фэллон в роли тюремного надзирателя и многие другие гармонично дополняют главную партию в исполнении великолепной Бьорк. Но самой большой звездой здесь по-прежнему остается сам режиссер: фон Триер демонстрирует свой талант, рассказывая простую историю, которая, скорее всего, разобьет вам сердце. Режиссер поставил пронзительную картину о самоотречении, доходящем до исступления, и о той жестокой цене, которую человек порой платит за исполнение своей мечты.
Фильм удостоен “Золотой пальмовой ветви” на 53-м Каннском кинофестивале, а исландская певица Бьорк, дебютировавшая в кино и написавшая музыку к фильму, получила приз за лучшую женскую роль.
Трилогия «Америка — страна возможностей»
Ларс фон Триер никогда не был за пределами Европы, так как панически боится самолетов. В своих фантазиях, тем не менее, он готов преодолеть любое расстояние, даже переплыть океан, что он и сделал в своей незавершенной трилогии о США, включающей фильмы «Догвилль» и «Мандерлей». Третья часть должна была называться «Вашингтон», но из-за начавшейся депрессии Триер так и не снял ее.
Многие восприняли эти работы как антиамериканские и обвинили режиссера в ненависти к США. Но сам Триер говорит, что «его отношение к Америке вообще очень опосредованное, и именно поэтому было интересно снимать фильмы, действие которых разворачивалось в США»
Из того, что объединяет эти 2 фильма, можно выделить следующее: театральность постановки, единый сюжет («Мандерлей» сиквел «Догвилля», в других трилогиях сюжеты между собой не связаны), а также наличие подзаголовка (у «Догвилля» — «U», у «Мандерлей» — «S»).
Догвилль (Dogville, 2003, IMDb 8.0)
Если у вас есть такие звезды, как Николь Кидман, Лорен Бэколл, Бен Газзара и Джеймс Каан, зачем вам декорации? Ларс фон Триер решил, что они не нужны.
Действие киноленты начинается в маленьком городке Америки времен Великой депрессии 1930-х годов – только вы не можете увидеть это место. «Город» и его улицы, дома и растительность – все это нарисовано мелом на плоском полу студии размером с футбольное поле, с частями внешних и внутренних зданий, подвешенным церковным шпилем, символическим забором из штакетника и звуковыми эффектами, указывающими, где находятся двери и окна. В этот городок попадает Грейс (Николь Кидман), девушка с загадочным прошлым, находящаяся в бегах.
Немногочисленные жители (Пол Беттани, Хлоя Севиньи, Патришиа Кларксон, Филип Бейкер Холл, Бен Газзара, Харриет Андерсон, Стеллан Скарсгард и другие) принимают ее и спасают от преследования гангстеров, но взамен она должна помогать им с делами по хозяйству. Дел становится все больше, а человеческого в жителях Догвилля — все меньше.
В очередной раз режиссер мучает зрителей, поднимая на поверхность в своих работах темные стороны человека. Этот фильм, разбитый на 9 глав, стал настоящим исследованием человеческой природы – таким, что смотреть, как издеваются над главной героиней становится не просто больно, а по-настоящему стыдно. Конечно, и так известно, что люди часто бывают жестоки, но Ларс не прочь об этом лишний раз напомнить. Он метит прямо в нерв и никогда не промахивается. Игра актеров в кинокартине нереально хороша, и за это следует отдать должное Триеру. Его способность доводить исполнителей главных и второстепенных ролей до предела и извлекать из них болезненные эмоции создает тяжелую, и в то же время знакомую атмосферу, полную напряжения. Дело не только в том, что «Догвилль» представляет собой сущность наших сообществ, а в том, что он раскрывает некоторые аспекты нашей жизни, которые мы предпочитаем скрывать от посторонних глаз.
Мандерлей (Manderlay, 2005, IMDb 7.3)
Спустя два месяца после событий, показанных в “Догвилле”, Грейс (Брайс Даллас Ховард) оказывается на плантации Мандерлей, где рабочие до сих пор не знают, что рабство отменили много лет назад. Она решает изменить жизнь темнокожих, даровать законы и деньги, и взрастить в них чувство собственного достоинства, подавленное за годы угнетения. Сам режиссер говорит о своем проекте так: «Я ожидаю, что мой фильм объединит ку-клукс-клан и цветных, потому что и те, и другие захотят после этого меня убить».
Эту киноленту принято любить меньше других его фильмов из-за неудобной дискуссии, которую начинает режиссер. Темой исследований здесь становится не сама природа рабства, а истоки подчинения, дисциплины и общественного порядка. Подобный анализ чаще всего рискует скатиться в прямое обличение, но Триер слишком умен и циничен, чтобы принимать чью-то сторону, поэтому зрителю предоставлен открытый финал – сами догадайтесь, готовы ли герои к свободе.
Трилогия депрессии
В единое целое эту трилогию Триер не объединял, за него это сделали критики, привыкшие к такому формату режиссера. В нее попали «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка», которые были сняты в период затяжной депрессии Ларса, о чем он сообщил еще в 2007 году. На тот момент он вообще не был уверен в том, что сможет снять что-то еще. Тем не менее ему удалось снять четыре киноленты, так как «Нимфоманка» состоит из 2 частей. Именно в это время режиссер достигает максимума в своей игре с чувствами зрителей.
Ларса фон Триера всегда обвиняли в том, что его творения – это американские горки, в которых тебе сначала весело, затем невообразимо грустно, ты злишься все время, а в итоге остаешься морально опустошенным. Сам режиссер на такие замечания всегда отвечал с улыбкой и говорил, что он счастлив слышать подобные комментарии.
В трилогии депрессии эмоциональные скачки ощущаются по максимуму, а многие киногерои вызывают вполне реальную ненависть у смотрящих. После выхода «Антихриста», режиссера даже обвиняли в мизогинии, из-за того, как была показана героиня Шарлотты Генсбур.
Основное, что объединяет трилогию: тема депрессии, которую переживают главные героини, противостояние чувственного и рационального, а так же игра с художественными приемами. Во всех трех фильмах Триер серьезно взялся за картинку и наполнил ее символами. А еще в каждой из этих кинолент снялась Шарлотта Генсбур.
Антихрист (Antichrist, 2009, IMDb 6.6)
Одна из его самых скандальных работ режиссера. В главных ролях невероятные Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур, играющие семейную пару. В основе сюжета «Антихриста» история о попытке психотерапевтического исцеления семейной пары, у которой трагически погиб маленький сын. Эта смерть сильно травмирует женщину, и чтобы ей помочь, муж – психотерапевт, решает отвезти ее в загородный дом, надеясь, что единение с природой и отсутствие посторонних людей смогут исцелить ее. Но оставшись наедине друг с другом, с всепоглощающим чувством вины и воспоминаниями о сыне герои фильма становятся все более дикими и жестокими.
«Антихрист» – это смелый и личный фильм, в котором все идеи фон Триера о вере, страхе и человеческой природе превращаются в неограниченную фантасмагорию, полную отталкивающих видений и яростного презрения. Фильм начинается с великолепного черно-белого пролога, максимально красивого и жесткого, с откровенным сексом и звучащей за кадром арией Генделя, а все движения замедленны по максимуму – как во сне… На этом красота заканчивается, и Триер приступает к делу. Каждая из частей картины еще сильнее нагнетает атмосферу, не давая расслабиться ни на минуту. Режиссер не в первый раз делает шаг за грань того, что называют «хорошим вкусом», но до этого он себе позволял такое в финале, а не в начале картины, но все его “пытки” оправданы тем, что своими методами он заставляет смотрящего испытывать максимально сильные чувства.
О том, что кинолента обладает терапевтической ценностью, в одном из интервью сказал сам фон Триер: «Этот фильм был тем, за что я цеплялся, когда пытался выбраться из депрессии». Чем «Антихрист» станет для вас – фильмов ужасов или глубочайшей психологической драмой, наполненной символами и скрытыми смыслами – решать только вам, если найдете настроение для этого кино.
Меланхолия (Melancholia, 2011, IMdb 7.2)
Гибель планеты Земля под аккомпанемент оперы Вагнера «Тристан и Изольда» у Триера происходит в самом начале фильма. Продемонстрировав конец света, режиссер показывает историю, тесно с этим связанную. Первая часть киноленты посвящена свадьбе Джастин (Кирстен Данст), которая, несмотря на то, что любит Майкла (Александр Скарсгард), быстро теряет интерес к торжеству, чем вызывает недоумение родственников и гостей. Героиней второй части является ее сестра – Клэр (Шарлотта Генсбур), ухаживающая за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно сильно переживающая из-за сообщений о загадочной планете Меланхолия, движущейся к Земле. Постепенно, по мере приближения катастрофы, сестры меняются ролями. Теперь в заботе нуждается все больше впадающая в панику Клэр. В состоянии отчаяния они готовятся принять неизбежное.
«Меланхолия» оказалась первой картиной режиссера, которая понравилась всем. Она был фаворитом Каннского кинофестиваля, и если бы не скандальные речи Триера на пресс-конференции, велика вероятность того, что фильм смог бы отнять «Золотую пальмовую ветвь» у Терренса Малика и его «Древа жизни». В любви к нему расписалось большинство прежних критиков его творчества, а Европейская киноакадемия объявила «Меланхолию» лучшим фильмом года. Сам же режиссер пренебрежительно относится к этому творению, и когда его спросили о том, считает ли он все еще себя лучшим режиссером в мире (об этом Ларс заявил после чрезмерной критики «Антихриста»), он ответил: «Не в этом фильме».
Как же объяснить внезапную любовь к «Меланхолии»? Самый очевидный ответ – это красиво, и что удивительно, апокалипсис фон Триера не вгоняет в депрессию, а наоборот, оставляет после себя светлые чувства. Тем не менее, «Меланхолия» не была бы творением Ларса фон Триера, если бы ее можно было трактовать однозначно. Это одновременно и фильм-катастрофа, и пародия на него. Это о паническом ожидании крушения современного общества. Это метафора страха смерти, смешанного со стыдом за жизнь. Это красивое и наполненное отсылками к мировому искусству рассуждение о депрессии и экзистенциальном кризисе. Так что если вдруг вы еще не знакомы с творчеством режиссера, можете начать с его «Меланхолии», как самого простого и красивого фильма режиссера.
Нимфоманка: Часть 1 (Nymphomaniac: Vol. I, 2013, IMDb 6.9)
Нимфоманка: Часть 2 (Nymphomaniac: Vol. II, 2013, IMDb 6.7)
Провокационный, мрачный, дерзкий и во всех смыслах интимный опус продолжительностью в 5 с половиной часов. Режиссер категорически отказался сокращать свой фильм, поэтому для удобства смотрящих он был разбит на две части. С Ларсом сложно не согласиться, ведь каждая минута, кадр, действие здесь уместны и нет ничего лишнего. Картина стала ярким финалом его «Трилогии депрессии».
Мужчина, возвращающийся из небольшого магазина, находит в подворотне женщину, оцепеневшую и истекающую кровью. Она отказывается от медицинской помощи, отказывается от полиции, но соглашается принять чашку чая и идет с ним в его квартиру. Она – Джо (Стэйси Мартин играет главную героиню до 35-летнего возраста, а затем эта роль переходит к Шарлотте Генсбур). Он – Селигман (Стеллан Скарсгард). После того, как приняла ванну, она отдыхает в его постели и рассказывает историю своей жизни, которая в основном является историей ее сексуальной жизни. Это исповедь о сексуальном пробуждении, потере девственности, замужестве, материнстве, аноргазмии, мазохизме и криминальной карьере. Джо утратила способность испытывать оргазм в момент, когда приобрела глубокие чувства, и это обстоятельство разрезало ее жизнь на до и после. Пока Джо кается, обвиняет себя и достает скелеты из шкафа, эрудит Селигман дополняет ее повествование различными комментариями – правилами рыбалки, музыкальными гармониями Баха и числами Фибоначчи.
«Нимфоманка» своим неторопливым ритмом повествования, скурпулезным копанием в подробностях и скачками в хронологии вводит в транс и растворяет в фильме, заставляя полностью идентифицировать себя с персонажем Стеллана Скарсгарда, слушающим Джо с полуночи до рассвета. В киноленте множество прямых цитат из предыдущих работ режиссера, а сюжет со смертью отца Джо явно отсылает к неоднократно рассказанной Триером в интервью истории о смерти матери режиссера. «Нимфоманка» — бесконечно личный фильм, наполненный самоанализом и эксгибиционизмом. И это то, что в первую очередь делает ее невероятно интересной и ценной. Даже тот зритель, который не является почитателем почерка режиссера, сможет вынести что-то важное для себя, ведь при всей интимности кинолента универсальна, как и любое другое творение мастера.
Фильмы вне трилогий
Дом, который построил Джек (The House That Jack Built, 2018, IMDb 6.8)
«Годами я снимал фильмы о добрых женщинах; настало время сделать кино о злом мужчине», – из интервью с Ларсом фон Триером.
Триер, к счастью, готов к жестким приемам, ведь он чувствует себя не в своей тарелке, когда его хвалят, зато, когда ненавидят – радуется и ни за что не извиняется. Как и его герой Джек (Мэтт Диллон) – серийный убийца, скрупулезный до занудства и зацикленный на чистоте, постоянно погруженный в самоанализ и обсуждающий ряд самых важных, по его мнению, убийств с таинственным человеком по имени Вердж (значение имени становится яснее в конце фильма). Все преступления, кроме одного, связаны с ужасающим насилием над женщинами и детьми, и он пытается, хотя бы немного, понять, почему он делает то, что делает. «Я постоянно попадаю в такие ситуации, это просто несправедливо», – говорит он после того, как проникает в дом женщины и готовится убить ее. Объясняя концепцию убийства ворон двум мальчикам, Джек говорит им: «Вы собираетесь определить, кому вы позволите жить в вашем лесу». «Если кому-то так не повезло родиться мужчиной, он тоже рождается виноватым», – вещает он еще одной своей жертве. Содержание картины фон Триера, тем не менее, не исчерпывается ироничной исповедью убийцы в потрясающем исполнении Мэтта Диллона, в ней есть так же внутренний сюжет, заключающийся в диалоге Джека с Верджом (Бруно Ганц), благодаря чему фильм полон философских и лирических отступлений. Здесь есть место живописи Мунка, Рембрандта, Боттичелли и Курбе, архитектуре Альберта Шпеера и готическим соборам, поэзии Блейка и Гете, а также музыке Гленна Гульда и Дэвида Боуи. С последними двумя гениями режиссер соотносит себя и своего героя особенно часто.
То, что Джек – автопортрет режиссера, становится понятно еще до того, как фон Триер начинает вкраплять в сюжет кадры из своих предыдущих фильмов, самая явная отсылка относится к трехминутной короткометражке «Профессии», где на вопрос о роде занятий Ларс отвечает: «Я убиваю». Точно такой ответ и у Джека, за которым сразу же следует убийство. Режиссер в своих кинолентах уже давно говорит только о самом личном и с каждым разом все тщательней подбирает форму для этого разговора. «Дом, который построил Джек» является второй частью авторефлексивной дилогии, включающей в себя «Нимфоманку». Сначала была женская версия, теперь мужская. После нимфоманки – серийный убийца. После Джо – Джек.
Многие восприняли эту работу как последнее слово режиссера, которым он прощается со зрителями. Очень хочется верить, что это не так, и что “великий и ужасный” Ларс фон Триер снова порадует ценителей своего таланта новыми бескомпромиссными шедеврами.
Самый главный босс (Direktøren for det hele, 2006, IMDb 6.7)
Комедия из жизни офисных работников от Ларса фон Триера – это звучит почти так же, как «Мыльная опера от Тарантино». Тем не менее, перед выходом своего грядущего «Антихриста» режиссер решил повеселить интеллектуалов этой разговорно-иронической постановкой.
Равн (Петер Ганцлер) – владелец IT-компании, хочет ее продать исландскому бизнесмену Финнуру (Фридрик Тоур Фридрикссон). Проблема заключается в том, что, когда он основал организацию, то так же придумал и несуществующего президента компании, чтобы прикрываться им, в случае необходимости принять непопулярные шаги. Когда потенциальные покупатели настаивают на переговорах с «Боссом» лицом к лицу, Равн вынужден найти актера на эту роль, и им оказывается Кристофер (Йенс Альбинус). Новоиспеченный босс ничего не понимает ни в информационных технологиях, ни в отношениях, сложившихся в коллективе и показывает себя полным болваном, наступая на все грабли, разложенные на его пути.
Критики любят эту киноленту, снятую без оператора, так как камерой управляла компьютерная программа. Из фильмографии режиссера она максимально выделяется, так что сложно понять, является ли она необходимой к просмотру или же наоборот, самой необязательной.
Для того, чтобы назвать эту киноленту превосходной комедией, она слишком абсурдна и интеллектуально-холодная, зато в виде ироничного портрета нации – она на самом деле забавна. Главное, не ждите от киноленты традиционного почерка режиссера, и тогда она вам покажется достойной внимания. Пожалуй, это единственный фильм Ларса фон Триера, который можно со спокойным сердцем рекомендовать как «легкую киноленту на вечер». Хотя, естественно, она таковой не является.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Все фильмы Ридли Скотта, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Мела Гибсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom