Ридли Скотт – одно из имен нарицательных в режиссуре. Он настолько давно отвечает за лучшие образцы жанров киберпанка, научной фантастики, криминальной драмы и исторического экшна, что кажется, словно кино изобрели примерно одновременно с его рождением. Всеядность режиссера также впечатляет – будем надеяться, что список ниже в полной мере отобразит ее.
Последние годы Скотта часто подвергают критике – за “новых” Чужих, среди прочего. Прорывные идеи нередко воспринимаются в штыки даже достаточно опытными зрителями (достаточно вспомнить, что “Бегущего по лезвию” приняли лишь спустя годы и признали культовым образцом фантастики, особенно с точки зрения визуальных и атмосферных решений). Но даже если вам не понравился “Прометей”, или вы не поняли “Чужой: Завет”, или вы не в восторге от “Советника”, отрицать вклад Ридли в развитие индустрии просто бессмысленно. Сегодня мы вспомним весь его творческий путь – при этом режиссерские работы Скотта мы расположим в порядке возрастания художественной ценности.
Итак, kinowar.com представляет все фильмы режиссера Ридли Скотта, ранжированные от худшего к лучшему.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Легенда (Legend) 1985
Спору нет, найдется немало людей, которым нравится этот фильм о борьбе добра и зла. Единственный раз, когда Скотт попробовал свои силы в фэнтези, и единственный жанр, который ему (пока) не покорился. Том Круз в роли юноши, который должен спасти мир от Повелителя Тьмы, и Тим Карри в роли этого самого повелителя. Все вводные звучат хорошо, но на выходе получилась крайне неубедительная картина, которая не тянет ни на интересную детскую сказку, ни уж тем более на увлекательное фэнтези. Даже чисто визуально некоторые моменты вызывают неудобное ощущение (чего стоят трясущиеся рога злого властелина, который при попытке погрузить мир во тьму неистово корчится и входит в режим нелепого слоу мо).
Робин Гуд (Robin Hood) 2010
Тот случай, когда никаких серьезных претензий к фильму выдвинуть нельзя, но при этом он моментально стирается из памяти сразу после просмотра. Попытка повторить связку “Скотт – Рассел Кроу в роли героя без страха и упрека” после “Гладиатора” вышла не самой убедительной как с точки зрения кассовых сборов (хотя фильм окупился в прокате), так и с точки зрения отзывов критиков и зрителей. Отзывы не были плохими. Просто было не слишком понятно, зачем к истории самого меткого лучника, отбирающего деньги у богатых и отдающего их бедным, обратились в очередной (какой уже) раз.
Тот, кто меня бережет (Someone to Watch Over Me) 1987
Очень красивая женщина (Мими Роджерс) становится невольной свидетельницей убийства. Ей удается сбежать с места преступления, но теперь убийца охотится за ней, чтобы она не дала показания на суде. Защищать женщину берется детектив (Том Беренджер), который мгновенно в нее влюбляется, несмотря на то, что он женат. Движимый и рабочими обязанностями, и симпатией к своей подзащитной, он идет на крайние меры ради спасения ее жизни, параллельно также рискуя потерять свою семью.
Несмотря на достаточно позитивные отклики зрителей и критиков, фильм в прокате провалился.
Белый шквал (White Squall) 1996
Джефф Бриджес в роли капитана учебного судна, на котором подростки отправляются в роковой рейс. На пути домой они попадают в белый шквал, что приводит к гибели нескольких человек на корабле, включая жену капитана, которая работала там доктором. Вслед за личной трагедией на капитана обрушивается судебное дело, в котором на его защиту становятся его ученики…
Чeрный дождь (Black Rain) 1989
Крутой боевик времен 80-х – что может быть более лакомым куском для любителей олдскула? Майкл Дуглас в роли детектива, взявшего с поличным молодого японского гангстера после убийства в ресторане. Ему и его напарнику (Энди Гарсиа) поручают сопровождать задержанного в Японию, где они его благополучно теряют в аэропорту после подключения сообщников мафиози. Американцев задерживают местные власти, но после разбирательств разрешают им остаться в стране в качестве наблюдателей, приставив к ним японского полицейского. Но роль наблюдателя не устраивает героя Дугласа, который понимает, что если он не возьмет дело в свои руки, то японцы не смогут взять сбежавшего гангстера.
По атмосфере “Черный дождь” в чем-то напоминает “Бегущего по лезвию” – тот же нуар, дождь, вечерние сумерки, мокрые мрачные улицы и ощущение обреченности.
Все деньги мира (All the Money in the World) 2017
С этим фильмом режиссеру и продюсерам пришлось повозиться. Когда он уже был готов (и был выпущен трейлер с Кевином Спейси), на последнего обрушились обвинения в сексуальных домогательствах. Несмотря на то, что суд на тот момент еще не состоялся, студия решила изъять актера из фильма от греха подальше. В итоге все сцены с его участием были пересняты. На замену был призван Кристофер Пламмер (и самое забавное обстоятельство заключается в том, что изначально именно он планировался на роль бессердечного миллиардера, пока продюсеры не решили поставить на его место более звездного Спейси). Зрители так и не поняли, верное ли решение приняла студия, нужно ли было поддерживать Спейси как того, чья вина еще не доказана, или наоборот, порадоваться за Пламмера и то, что справделивость восторжествовала. Все это слишком сложные дискуссионные материи для того, кто просто хочет сходить в кино и отдохнуть. А потому фильм в прокате провалился с треском.
Хотя сам по себе он очень неплох, в первую очередь из-за того, что реальная история, на которой он основан, весьма интересна. Внук Пола Гетти, одного из самых богатых людей в мире, похищен с целью получения выкупа. Похитители требуют 17 миллионов долларов, сумму совершенно незначительную для мультимиллиардера, однако тот заявляет, что у него слишком много близких родственников, и если за каждого платить миллионы, то он разориться. А дальше интрига закручивается еще плотнее, ведь подозревая инсценировку с целью выманивания денег, Пол Гетти поручает начальнику службы безопасности своей компании разобраться в этом деле…
Великолепная афера (Matchstick Men) 2003
Дуэт Николаса Кейджа и Сэма Рокуэлла в роли мошенников, которые организовывают поддельные лотереи, чтобы продавать системы фильтрации воды по завышенным ценам. Персонаж Кейджа страдает от синдрома Туретта (и многих других фобий), и лишь общение с дочерью, о которой он ранее не знал, по настоянию психолога постепенно возвращает его к нормальной жизни. Но нормальная она лишь по меркам афериста: он с напарником планирует крупное мошенничество, связанное с богатым бизнесменом…
Исход: Цари и боги (Exodus: Gods and Kings) 2014
Книга лучше? 😉 К фильму нет ни малейших претензий: актерский состав – мечта любого режиссера, визуальные эффекты покрывают все те бедствия, которые обрушились на Египет, в полной мере, даже динамика очень хороша, особенно как для библейской истории (получился практически боевик). Есть лишь один вопрос: что добавляет этот фильм к той истории, о которой все знают? И именно ответ на него не позволяет поместить картину выше в списке.
Экранизация библейской легенды о борьбе за власть в древнем Египте, изгнании Моисея и его долгом пути в поиске земли для своего народа. Кристиан Бэйл в главной роли, Джоэл Эдгертон, Джон Туртурро, Сигурни Уивер, Аарон Пол на ролях второго плана.
1492: Завоевание рая (1492: Conquest of Paradise) 1992
Историческое полотно на два с половиной часа о том, как Христофор Колумб открыл Америку и как это изменило весь мир. В первую очередь это открытие повлияло на местных жителей Нового Света, однако постепенно оно оказало влияние и на Европу. В роли Колумба Жерар Депардье, в роли испанской королевы постоянная спутница режиссера Сигурни Уивер, также в картине заняты Арманд Ассанте и Фрэнк Ланджелла.
Фильм, как нередко бывало с картинами Скотта, провалился в прокате. Стоит признать, что наиболее запомнившейся его частью стала магическая музыка Вангелиса, каким-то чудом не получившая кинонаград того года.
Солдат Джейн (G.I. Jane) 1997
Ридли Скотт снимал кино о феминизме задолго до того, как это стало мэйнстримовым трендом. А потому особенно забавно сейчас смотрится демарш Натали Портман на церемонии вручения Золотого глобуса. Когда она объявляла номинантов в категории лучший режиссер, актриса язвительно отметила, что это all-male category (категория, в которой номинируются лишь мужчины). На лице Скотта можно было увидеть явное неудовольствие, и понятно почему: сначала ты снимаешь “Солдата Джейн” и “Тельму и Луизу”, которые рассказывают о борьбе женщин за свое место в этом мире, а потом получаешь упреки в том, что недостаточно боролся за равноправие (хотя не ты отвечаешь за выдвижение кандидатов на награду).
Деми Мур в роли лейтенанта ВМС США, которая отправляется в тренировочный лагерь элитного подразделения разведки, чтобы доказать, что женщина может выдержать все те нагрузки, которым подвергаются солдаты. К роли актриса подготовилась великолепно: физическая мощь и угрожающий внешний вид максимально правдоподобно смотрятся в условиях жестких тренировок и психологического давления на курсантов. Но главным затрудняющим для нее жизнь обстоятельством становится то, что она лишь пешка в большой политической игре. Впрочем, если она смогла не сломаться под бременем физических нагрузок, то возможно, у нее есть шансы на победу и в позиционной борьбе?
Царство небесное (Kingdom of Heaven) 2005
Очень длинный эпичный исторический фильм. Его точно не стоит рассматривать как достоверный источник (и уж точно не как близкий к документальному жанр), но с точки зрения исторической драмы это действительно сильная масштабная работа режиссера.
Орландо Блум играет обычного кузнеца, у которого погибли ребенок и жена. Сразу после трагедии обнаруживается, что у него есть отец, которого он никогда не знал, который богат и знатен, и со своим многочисленным войском идет в Иерусалим. Он предлагает сыну присоединиться – и тут стартует длинный путь в войне, политическим интригам, любви, испытаниям верности и чести. Несмотря на массу вопросов к повествованию (например, каким образом простой кузнец освоил принципы осады и обороны крепостного города), фильм смотрится увлекательно, несмотря на свою значительную продолжительность. Кроме того, Скотт, как всегда, хорош в осмыслении вопросов противопоставления веры и религии, фанатизма и значимости человеческой жизни.
Чужой: Завет (Alien: Covenant) 2017
Самый ненавидимый из “Чужих”. И самый недооцененный. Из фантастического хоррора в космосе сага постепенно трансформировалась в фантастическую философскую драму, которая заставляет размышлять на тему богов и людей, создателей и их созданий, реальности искусственно созданной жизни и искуственности того, как мы видим возникновение реального мира. При этом напряженность космического ужастика никуда не исчезает, а главным монстром становится уже не ксеноморф, а синтетик в исполнении Майкла Фассбендера.
Несмотря на массу тактических проколов (главным образом, связанных с условностями жанра), фильм сумел не только выдержать высокий уровень франшизы, но и вывести ее идею на новый уровень. При этом, правда, разделив зрителей на два лагеря, откровенно недовольных увиденным и тех, кто смог проследить развитие концепции, связав происходящее в нескольких картинах воедино.
Черный ястреб (Black Hawk Down) 2001
Военный фильм по реальным событиям относительно недавнего времени, которые произошли в столице Сомали, Могадишо. В 1993 году в стране бушует гражданская война. Полевые командиры препятствуют доставке гуманитарной помощи от ООН для мирного населения. Звучат обвинения в геноциде, и на смену миротворческому контингенту ООН приходят части американской армии, которые должны в результате быстрой операции захватить сторонников Мохаммеда Айдида, самолично взявшего власть в стране. Задача выглядит посильной, но в итоге американцы несут серьезные потери.
“Черный ястреб” – название американского боевого вертолета. Кадры с упавшим кораблем в свое время облетели весь мир. В фильме занята армия знаменитых актеров, для части которых эта картина стала одним из первых шагов в серьезном кино: Джош Хартнетт, Юэн Макгрегор, Том Сайзмор, Орландо Блум, Том Харди, Сэм Шепард, Эрик Бана, Николай Костер-Вальдау и другие.
Ганнибал (Hannibal) 2001
“Ганнибал” точно уступает “Молчанию ягнят”, сиквелом которого является, и по субъективным ощущениям проигрывает и приквелу – “Красному дракону”. Тем не менее, у Скотта получился крепкий триллер с исключительной маниакальной эстетикой, свойственной интеллектуалу Ганнибалу Лектеру и средоточию искусства средневековой Италии – Флоренции. Ганнибал еще более демоничен и смертоносен, обезображенный гримом до неузнаваемости Гэри Олдмен как всегда неповторим, Джулианна Мур, сменившая Джоди Фостер в роли Кларисы Старлинг держит привычно высокий уровень. Искусно созданная атмосфера, визуально утонченные картины происходящего приносят ощущение холода от страха, а не наслаждения от увиденной красоты. Все было бы идеально, если бы эту атмосферу дополнил столь же точный сценарий, как у “Молчания ягнят”. И все же, повторим изначальную мысль – это отличный крепкий триллер с любимыми героями (часть из которых пугает до состояния бессонницы).
Прометей (Prometheus) 2012
Приквел к тетралогии “Чужих” вышел совершенно не таким, каким его ожидали увидеть зрители. Что автоматически повышает количество негативных отзывов до максимальной отметки. Но равно как и в ситуации с “Заветом”, изменение общей парадигмы не означает потери качества фильма. Режиссер переключился с истории о ксеноморфах на рассказ о том, какие события привели к их доминации при стокновении с людьми в космосе. В “Прометее” выполнена подготовительная работа по выводу синтетика в исполнении Майкла Фассбендера на первый план, помимо этого роль корпорации, стоящей за чужими также проступает в гораздо более явной степени.
В отличие от первых фильмов саги, актерский состав куда более звездный. Помимо Фассбендера в картине заняты Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Нуми Рапас, Гай Пирс, Патрик Уилсон.
Гладиатор (Gladiator) 2000
Один из самых известных и любимых фильмов режиссера, рассказывающий о противостоянии абсолютной доблести и чести в лице полководца Римской империи, поневоле ставшего гладиатором, и подлости и изворотливости на стороне императора, обманом захватившего трон отца. В 2000-м году казалось, что лучшие годы пеплума как жанра уже давно позади (примерно на несколько декад позади), но новые технические возможности для съемок в комбинации с масштабным видением режиссера дали свои плоды. Пять Оскаров, включая лучший фильм и лучшего актера для Рассела Кроу за роль Максимуса, серьезные сборы, армия фанатов и постоянно возникающие слухи о съемке сиквела. Кроме того, Хоакин Феникс настолько вжился в образ негодяя, что смотреть на него в этой картине без омерзения просто невозможно.
Советник (The Counselor) 2013
Еще один недооцененный фильм (а таких у Скотта, как видите, немало), в котором просто и жестко доносится простая истина: за свои неправильные поступки рано или поздно придется нести ответственность. Если ты заигрываешь с темой наркотиков, то помимо потенциальных доходов это также приносит и громадные риски. Цена в случае ошибки – смерть твоя и всех твоих близких. Идеальные преступления случаются только в кино, но это фильм о том, что жизнь – это совсем не кино.
Майкл Фассбендер, Брэд Питт, Пенелопа Крус, а также Камерон Диас и Хавьер Бардем в дуэте в незабываемой сцене соблазнения на лобовом стекле авто.
Дуэлянты (The Duellists) 1977
История одной незаконченной дуэли, которую принципиальные соперники все же хотят завершить. Война, ранения, вмешательства других людей и прочие обстоятельства постоянно прерывают поединок, но двое военных находят в себе силы и энтузиазм, чтобы вновь его возобновить, порой спустя годы. Постепенно становится не слишком понятно, кто прав и кто виноват в этой очень принципиальной, но достаточно нелепой ситуации, но дуэлянтов это не интересует: у них есть цель и соперник, этого вполне достаточно.
Рассказ о многолетней вражде двух лейтенантов наполеоновской армии (Харви Кейтель и Кит Кэррадайн) стал первой работой Ридли Скотта в кино.
Хороший год (A Good Year) 2006
Лучшее подтверждение всеядности режиссера. Фильм, который лучше всего смотреть осенним вечером, завернувшись в теплый плед и взяв в руку бокал вина, минимально похож на то, что Скотт делал в “Чужом”, “Бегущем по лезвию” и “Американском гангстере”. Но при этом это одна из лучших работ режиссера.
Легкая история о том, как чопорный безэмоциональный британец возвращается в теплую Францию, туда, где он провел свое детство с дядей. Дядя накануне умер и оставил свою виллу и винодельческие угодья в наследство Максу (Рассел Кроу). Британец не собирается оставаться здесь надолго. Он хочет разобраться с продажей наследства и вернуться к своей денежной работе в Лондоне. Однако воспоминания, юг Франции, тепло, старая вилла, виноград и прекрасная Марион Котийяр заставляют его задержаться, чтобы переосмыслить всю свою жизнь…
Совокупность лжи (Body of Lies) 2008
Шпионский триллер о ближнем Востоке, где на первый план выходит не оперативная деятельность агентов, а человеческие отношения, пусть их и сложно сохранять при такой работе. Леонардо Ди Каприо играет агента ЦРУ в Ираке, который идет по следу террористов. Его шеф (Рассел Кроу) сидит в США, являясь глазами, ушами и суфлером для своего подопечного. При этом он жесткий, опытный и не видит принципиальной проблемы во лжи ради достижения цели. Искажение моральной стороны вопроса становится еще более очевидным, когда персонаж Ди Каприо начинает общаться с главой разведки Иордании (Марк Стронг), сильным и хитрым лидером. Теперь Ди Каприо мечется между долгом, личными привязанностями и попыткой оставаться честным, хотя бы с самим собой…
Тельма и Луиза (Thelma & Louise) 1991
Этот фильм можно было бы назвать роуд-муви, но в центре внимания здесь не дорога и отношения двух подружек, а попытка двух женщин найти место в этом мире. Кино о феминизме с человеческим лицом. Героиня Джины Дэвис бежит от своего мужа, который относится к ней как к обязательному атрибуту мужчины, но уж точно не как к человеку, с которым хочет делить радости и скорби этой жизни. Решиться ей помогает ее верная подруга (Сьюзан Сарандон). Дорога ведет в никуда, препятствий на ней все больше с каждым днем, но две женщины впервые за долгие годы ощущают вкус свободы и чего-то настоящего. Вряд ли такой фильм мог не стать трагедией, хэппи-энд разрушил бы саму суть истории.
Помимо Дэвис и Сарандон в картине также заняты Харви Кейтель и совсем еще молодой Брэд Питт в эпизодической, но очень важной роли.
Что если команда забудет одного из своих коллег на Марсе и улетит обратно на Землю? Есть ли шансы выжить на планете одному? Есть ли шансы не сойти с ума? Есть ли шансы на спасение?
Удивительно, что история оставшегося на чужой планете космонавта (Мэтт Дэймон) – это очень легкий для просмотра фильм. Ты словно смотришь ненапряжную романтическую комедию, хотя при этом главному герою нужно решать вопрос выживания, обеспечивая себе еду, воду, безопасность и психическое здоровье. Все обосновывается вполне научно и правдоподобно, но не возникает ощущения, что перед тобой скучная лабораторная работа по физике. Именно поэтому фильм так и полюбился зрителям – просто о сложном, динамично и интересно, несмотря на тяжелую тему и жанр триллера.
Американский гангстер (American Gangster) 2007
Что главное для наркоторговца? Стать достаточно большим, чтобы жить безбедно, но при этом оставаться в тени, не привлекая внимания полиции и ФБР. Именно по такому принципу живет центральный персонаж этого криминального триллера (Дензел Вашингтон). Он придумал уникальный способ доставки наркотиков из Азии – в гробах американских солдат. Теперь он недосягаем по качеству и количеству товара. Но стоит попасть на радары полиции – корумпированной или честной – и всему этому благообразию приходит конец. Теперь нужно бороться не только за место под солнцем в преступном мире, убирая врагов и укрепляя позиции, но и уходить от преследования слуг закона.
Многослойность и напряженность – вот основные достоинства этого фильма. Ведь столько уже снято картин о наркомафии, но Скотту удалось не только выделиться на общем фоне, но и снять одну из лучших своих работ именно на эту тему.
Чужой (Alien) 1979
Два лучших фильма совершенно очевидны, вопрос всегда лишь в том, какой поставить выше. Мы всегда выбираем номером один “Бегущего по лезвию” – за его уникальную нуарную атмосферу, определившую развитие визуальной составляющей фантастического кино на несколько десятилетий вперед. Но при этом мы воздаем должное уважение и восхищение картиной, продолжения, приквелы и ответвления которой снимаются по сей день, в том числе и самим маэстро Ридли Скоттом. Космический хоррор, снятый в далеком 1979 году, породил отдельную вселенную. У нее были взлеты и падения, но тепло в душе по отношению к самому первому фильму остается и у тех, кому понравились “Прометей” и “Завет”, и у тех, кто остался недоволен этими работами.
Бегущий по лезвию (Blade Runner) 1982
“Бегущий по лезвию” изначально не был принят ни зрителями, ни критиками. И это судьба режиссера на протяжении всей его карьеры: сборы его фильмов часто не окупают бюджет, журналисты и блогеры резвятся, описывая в своих отзывах, как плохо все сделал один из лучших режиссеров в истории, но проходят годы – и эти фильмы не только засмотрены до дыр, но и становятся краеугольным камнем жанра, классикой, вдохновением для следующих поколений.
То же самое произошло и с “Бегущим по лезвию”, который сначала стал образцом для создания атмосферы в фантастических фильмах о мире будущего, а потом и получил свое продолжение в картине Дени Вильнёва “Бегущий по лезвию 2049”. И кто знает, сколько еще фильмов и сериалов впереди.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Все фильмы Мела Гибсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom