В мире и в Украине в частности стартовал международный фестиваль короткометражных фильмов Best Sci-Fi Shorts. Смотр представляет собой подборку лучших короткометражек, снятых в жанре научной фантастики. И ничего удивительного, что подобный форум активировался и набрал обороты именно сейчас, когда Sci-Fi открывает свое новое дыхание и, возможно, даже входит в новую эру.
В текущую подборку вошли десять историй из Испании, США, Франции, Израиля и Хорватии. Испания отличилась особенно, представив целых четыре рассказа. Основными темами фестиваля стали поиск внеземной жизни и инопланетных цивилизаций (в частности, одна из короткометражек обращается к жизни и поискам писателя-фантаста Артура Кларка, соавтора культовой «Космической одиссеи» Кубрика), попыткам человечества преодолеть линейность времени и пространства, пагубному влиянию на жизнь усовершенствованных технологий, эскапизму и магической силе воображения. Поскольку организаторы позиционируют смотр как выборку короткого метра в жанрах «фантастика» и «фэнтези», в Sci-Fi затесались один мистический ужастик, детский и жуткий одновременно, и один супергеройский экшн с девочкой из фильма «Пит и его дракон», в котором парни в трико – лишь воображаемые друзья тинейджеров.
Выделить хочется новеллы «Перезагрузка», «Джульетта», «Аполлон 81» и «Мышиная дилемма».
Испанская «Перезагрузка» рассказывает о девушке в красном пальто, которую похищают неизвестные люди на черном кроссовере, увозят в какой-то бункер и проводят там над ней эксперименты, а именно испытывают на ней машину времени. Героиня раз за разом отправляется в прошлое, как раз в тот момент, когда на нее нападают, видит себя со стороны и наблюдает случившееся снова и снова, снова и снова. Она пытается помочь самой себе, предотвратить похищение, но ничего не выходит: она замкнута во временной петле, которую можно разорвать лишь одним способом… В этой истории было бы все отлично, если бы она с существенным упрощением не повторяла сюжет испанского фантастического триллера Начо Вигалондо «Временная петля», ставшего в свое время основой для голливудского ремейка «Петля времени». Авторы короткометражки явно восхищены и откровенно наследуют достижения своего земляка, который перед тем, как снять «Временную петлю», удостоился номинации на «Оскар» за игровую короткометражку «7:35 утра» (название которой, к слову, тоже связано со временем). А знаменитые красные бинты, должно быть, вдохновили их на красное пальто. Или же это сделала сказка про Красную шапочку: чем суровые парни на черном паркетнике не волк?
Французская сатирическая «Джульетта» вполне могла бы попасть в британский сериал «Черное зеркало», посвященный убийственному влиянию технического прогресса на нашу нравственность и нашу человечность не только в смысле морали, но и в значении элементарно живой, не искусственной, плоти, способной по-настоящему чувствовать. Джульетта – модель высокотехнологичной секс-куклы, практически неотличимого от человека андроида, который может заменить не только сексуальную партнершу, но и жену. Джульетта вкусно готовит, раболепно прислуживает и очень мало говорит, в основном ограничиваясь фразой «Ты делаешь меня такой счастливой, дорогой». Естественно, столь практичная в быту игрушка быстро набирает популярность, и ее начинают совершенствовать и выпускать по аналогии с айфонами: Джульетта 2, Джульетта 3 и так далее. Удар авторов новеллы приходится не только на мужчин и их всепобеждающую любовь к удобству, но на оба пола в равной степени, так что вскоре на экране появляется Ромео… Создатели короткометражки изобличают тягу человека к упрощению, стремление свести сложность, многообразие жизни и межличностных отношений к примитивному комфорту. Нетрудно догадаться, что Ромео и Джульетта – это и есть мы, мужчины и женщины, которые в попытке избавиться от сюрпризов и проблем, в попытке безотказно наладить механизм существования превращаются в бесчувственные автоматы.
Межполовым отношениям посвящена также комедийная испанская новелла «Аполлон 81», герои которой, обаятельный парень и дерзкая девушка, казалось бы, просто играют в карточного «дурачка»… Здесь авторы, перенося действие в утопическое будущее, оснащенное по последнему слову техники и фантазии, остроумно обыгрывают нашу закрытость, манерность, напускную самодостаточность перед друг другом. Ведь перед объектом симпатии мы зачем-то постоянно играем в игры вместо того, чтобы признаваться в чувствах как есть, говорить прямо, без обиняков и фальши.
Израильская «Мышиная дилемма» – самая тяжелая история в подборке. И самая кровавая. Действие разворачивается в немецком концлагере. Еврейский ученый, пленник нацистов, по принуждению вермахта проводит эксперименты по телепортации сперва на крысах, после на узниках лагеря. Но пока что ему удается лишь «создать альтернативу газовым камерам», как говорит немецкий офицер. Каков выбор у лабораторной крысы? Сидеть в клетке или стать подопытной и разлететься в ходе неудачного эксперимента на тысячи ошметков? А вдруг эксперимент пройдет удачно, и несчастная крыса телепортируется подальше от своих мучителей в какое-нибудь прекрасное место?… «Мышиная дилемма» – аллегорическая притча о свободе для евреев и попытка авторов в фантастическом ключе изменить ход страшной, трагической истории.
Сегодня жанр Sci-Fi, достигший небывалой высоты с выходом на экраны «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и позже вытесненный малобюджетными хоррорами и дорогущими боевиками, переживает второе рождение, свой ренессанс. На экраны выходят «Прометей», «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин», «Прибытие», «Пассажиры»… Готовится релиз «Жизни» с Джейком Джилленхолом. Джей Джей Абрамс заканчивает свою «Частицу Бога» и анонсирует для канала HBO научно-фантастический сериал о космических колонистах. А Брэд Питт записывается в проект под названием «Ad Astra», в котором его герой отправится на Нептун искать внеземной интеллект…
Мы будто снова оказываемся в конце 60-х, в предвкушении первой высадки на Луну. Снова на горизонте маячат великие открытия и неизведанные дали, снова охватывает то особое волнение перед неизвестностью, непостижимостью и возможным уникальным знанием, дарованным свыше. И естественно, все это отражается в кино. Только на этот раз мишень наших амбиций – уже не Луна, а Марс.
Анастасия Лях