Скандинавский кинематограф: 11 лучших фильмов 21 века
Скандинавское кино – одно из самых узнаваемых в мире. Суровые и невероятно красивые северные пейзажи, неспешное повествование, немногословные и странные персонажи, на чьих лицах зачастую невозможно прочитать эмоции, а распознать их можно лишь по выразительному взгляду, жесткий сюжет и странный юмор. Но в этом всем как раз и есть магия этих фильмов, которые затягивают медленно, но уверенно, заставляя зрителя смотреть картину на одном дыхании до самых титров и искать новые киноленты подобного жанра.
Скандинавский кинематограф прежде всего термин культурологический, объединяющий киноиндустрии Швеции, Норвегии, Дании и Исландии, которые являются странами с общим культурным кодом, общей мифологией и родственными языками. Говорить о существенных различиях между кинематографом этих стран можно лишь на уровне каких-то бытовых или локальных политических реалий. 99% скандинавских фильмов сняты в копродукции всех четырех стран, и съемочные группы здесь всегда интернациональны.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Тем не менее, наиболее традиционным и известным в мире является кино Швеции, благодаря Ингмару Бергману и таким кинозвездам золотого века кино как Ингрид Бергман и Грета Гарбо. Норвежское кино пока еще не столь совершенно, менее отточено и немного грубовато. В Исландии и вовсе кинопроцесс развивается медленно и кажется достаточно закрытым. А вот датское кино является самым дерзким, экспериментальным и социально ориентированным продуктом. Эта небольшая страна имеет сильную киношколу в Копенгагене, и именно здесь три режиссера – Триер, Винтерберг и Краг-Якобсен совершили революцию в кинематографе, придумав «Догму 95».
Если вы еще каким-то чудом не влюбились в холодный и самобытный скандинавский кинематограф, эта подборка от kinowar.com точно изменит ситуацию. В этот список, по причине того, что о них мы писали ранее, не вошли следующие фильмы, которые, тем не менее, обязаны здесь быть:
– все работы Ингмара Бергмана
– все работы Томаса Винтерберга
– все работы Андерса Томаса Йенсена
– все работы Николаса Виндинга Рефна
– «Вторая жизнь Уве»
– «Девушка с татуировкой дракона»
Все фильмы списка расположены согласно рейтинга IMDb.
1. Впусти меня (Låt den rätte komma in, 2008, IMDb 7.9)
Кинолента Томаса Альфредсона основана на одноименном романе Юна Айвиде Линдквиста, выступившего здесь сценаристом. Шведский фильм ужасов породил как крупнобюджетный голливудский ремейк, так и успешную театральную адаптацию в Великобритании. «Впусти меня» также помог пробудить во всем мире интерес к скандинавским хоррорам, поскольку заснеженные тихие улицы Стокгольма предлагают идеальную атмосферу для охоты на монстра. В данном случае это 12-летняя девочка-вампир Эли (Лина Леандерссон), завязавшая дружбу с юным изгоем общества Оскаром (Коре Хедебрант).
«Впусти меня» – не хоррор в классическом смысле этого жанра, это скорее поэма, где темная кровь и белый снег складываются в слово «вечность». И как современные “экзистенциальные фильмы ужасов” ищут ответ на вопрос о том, на что готовы пойти люди ради того, чтобы выжить, в этом фильме шведский режиссер пытается понять, на что пойдет человек в поиске спасения от одиночества, которое кажется особенно бездонным, когда тебе всего лишь двенадцать лет.
2. Лиля навсегда (Lilja 4-ever, 2002, IMDb 7.8)
Лилю (Оксана Акиньшина) бросила мать, сбежав в Америку, а тетя выселила из квартиры в чулан. Лучшая подруга предала, выставив шлюхой, а отсутствие денег действительно сделало ею. Ее друг, подставивший плечо, оказался поставщиком проституток в Швецию. Сбежав после продолжительных невзгод, Лиля оказалась на шведском мосту. С единственным выходом — вниз.
Лукас Мудиссон снял суровое, откровенное и тревожное видение жизни молодой жертвы подпольной секс-торговли во всем его жестком реализме крайней нищеты, подлых действий и желания показать, что мечтать о лучшей жизни – это не преступление, и что сама жизнь может разрушить любую иллюзию счастливого конца. Фильм базируется на реальной истории Дангуоле Расалайте, чьи прощальные письма стали основой для сценария.
3. Осло, 31-го августа (Oslo, 31. August, 2011, IMDb 7.6)
Глубоко трогательная драма, в которой раскрываются сложности того, что значит быть человеком. «Осло, 31 августа» показывает день из жизни выздоравливающего наркомана Андерса (Андерс Даниелсен Ли), когда тот выходит в город на день из реабилитационного центра. Молодой человек гуляет по улицам Осло, встречая старых друзей и вспоминая ошибки прошлых лет.
Фильм Йоакима Триера, премьера которого состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. В основу киноленты лег роман Пьера Дрие Ла-Рошеля «Блуждающий огонек», экранизированный Луи Маллем в 1963 году. Триер взял основу книги и по-своему нарисовал ее свежими красками современности. Поверхность этой киноленты так же прозрачна как норвежские озера, но при этом она еще и невероятно глубока, в особенности для человека, который набрав в карманы камни, и не зная куда дальше идти, легко идет на дно.
4. Песни со второго этажа (Sånger från andra våningen, 2000, IMDb 7.6)
Этот фильм, вероятно, вызовет у вас грусть, ведь это замечательная и трогательная картина о невзгодах человеческой жизни: крайнем одиночестве и безнадежности, о которых мы не любим думать, хотя и часто сталкиваемся с ними. Поскольку картина Роя Андерссона основана на поэзии Сезара Вальехо, в ней нет однозначного сюжета. Скорее, это набор сцен, которые задевают зрителя на эмоциональном уровне, когда показывается уязвимость людей. «Песни со второго этажа» представляют собой одновременно исследование персонажей и размышления о человечестве, наполненное трансцендентными моментами красоты, которые ошеломляют. Это острая сатира на корпоративную жадность. Это поиск надежды в умирающем, пустом мире, наполненном людьми, которые в основном сдались. Один критик назвал этот фильм «фарсом Ингмара Бергмана», и это отличная шутка, где много правды. Этот фильм не вселяет надежды, но, возможно, заставит сочувствовать другим людям, пусть даже это будут алкоголики, иммигранты, старые, глупые, душевнобольные или просто «скучные обыватели».
5. Король острова дьявола (Kongen av Bastøy, 2010, IMDb 7.5)
Фильм Мариуса Холста основан на реальных событиях: норвежская зима, начало 20 века. На острове Бастой, расположенном на Осло-фьорде, живет группа несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 11 до 18 лет. Ежедневным садистским режимом для мальчиков руководят охранники и директор школы (Стеллан Скарсгард), подвергающие их как психологическому, так и физическому насилию. Вместо того, чтобы перевоспитывать ребят с помощью образования, они в конечном итоге используют их ресурс как дешевый рабочий труд. Дети пытаются выжить, приспосабливаясь к этим бесчеловечным условиям. Однажды в этой тюрьме появляется 17-летний Эрлинг (Беньямин Хельстад) со своими собственными планами: сбежать с острова.
«Король острова Дьявола» – это хорошо снятая историческая драма с прекрасной игрой актеров, открывающая зрителям окно в мир давно минувших лет. Если вы любите правдивые истории о несправедливости, психологическом и физическом насилии и восстании против жестокого режима – этот фильм для вас.
6. Охотники за головами (Hodejegerne, 2011, IMDb 7.5)
В этой до жути реалистичной экранизации бестселлера мастера детективного жанра Ю Несбе впечатляющий актерский состав, среди которого знакомый зрителям по «Игре престолов» Николай Костер-Вальдау. Действие происходит в темном мире корпоративной охоты за головами. Роджер Браун (Аксель Хенни) ворует ценные картины у своих богатых клиентов, чтобы поддержать роскошный образ жизни. С каждой новой кражей он наглеет все больше, и однажды тащит из дома своего нового знакомого оригинал Рубенса, явно напрашиваясь на неприятности.
Мортен Тильдум снял жесткое и реалистичное кино с великолепной игрой актеров, позволяющее зрителю максимально прочувствовать ситуацию, в которую попал главный герой.
7. Форс-мажор (Turist, 2014, IMDb 7.3)
Шведская идеальная семья отправляется на отдых во Французские Альпы. Солнце светит, снежные склоны впечатляют своей красотой, но во время обеда в горном ресторане запланированный сход лавины переворачивает все с ног на голову. Когда посетители разбегаются во все стороны, Эбба, в попытке защитить своих детей, зовет своего мужа Томаса, который убегает, пытаясь спасти свою жизнь…. Ожидаемая катастрофа не произошла, и все же мир этой семьи повис на волоске, в момент, когда молодой человек проявил трусость.
Лучшие из фильмов позволяют смотрящим не просто наблюдать происходящее, а еще и ощущать себя участниками всего действия, разыгрываемого на экране. Именно такой фильм снял Рубен Эстлунд, где зритель сможет поставить себя на место каждого из героев и в итоге вынести свой собственный вердикт. Кинолента получила широкое признание среди критиков на международных фестивалях, и была удостоена призом жюри в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
8. Квадрат (The Square, 2017, IMDb 7.2)
«Квадрат» — масштабная кинолента, тянущая на энциклопедию европейской жизни, которая исследуется через призму современного искусства. Главный герой, Кристиан (Клас Банг) – куратор недавно открытого музея, сталкивающийся с непреодолимыми дилеммами в своей профессиональной и личной жизни. Он в разводе, но для двух дочерей старается быть идеальным отцом. Кристиан стремится сделать так, чтобы его работа служила обществу. Он вежлив и корректен с окружающими его людьми и водит электрокар. «Не будь ты таким шведом», – однажды слышит он от раздраженного коллеги. И в какой-то момент, когда у него крадут смартфон и бумажник, Кристиан вдруг изменяет своей безупречности, и раскладывает по почтовым ящикам жилого дома, где, предположительно, живет вор, письма с угрозами. Этот эксцентричный поступок приводит к неожиданным последствиям.
Эта кинолента принесла Рубену Эстлунду «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Злое, местами смешное, талантливое кино, работающее сразу на нескольких уровнях: картина в равной степени про обыденность и искусство, проблемы современного общества и кризис отдельного человека. Прекрасная актерская игра, красивая картинка и отличный юмор при должном настроении способны доставить настоящее синефильское удовольствие.
9. Королева сердец (Dronningen, 2019, IMDb 7.1)
Датско-шведский эротический триллер о запретных отношениях от Май эль-Туки, премьера которого состоялась на кинофестивале Санденс, где режиссер получила приз зрительских симпатий в номинации «Драматический фильм» в программе «Мировое кино».
Анна (Трине Дюрхольм) – незаурядная и сильная личность, успешно построившая карьеру в юриспруденции специализируясь на защите несовершеннолетних жертв насилия. Она образцовая жена не менее успешного врача-инфекциониста Петера (Магнус Креппер) и мать прелестных девочек-близняшек. Однажды в дом респектабельного семейства приезжает Густав (Густав Линд) – сын мужа Анны от первого брака. Между главной героиней и молодым человеком разгорается страсть, устоять перед которой с каждым днем все сложнее.
«Королева сердец» из тех фильмов, которые после себя оставляют эстетическое наслаждение и долгое послевкусие, а также подталкивают смотрящих к пересмотру собственных убеждений. Это полезно делать периодически, в особенности тем, кто никогда не сомневается в правильности своих суждений и принимаемых решений.
10. Охотники на троллей (Trolljegeren, 2010, IMDb 7.0)
Трое студентов отправляются в норвежскую глубинку, чтобы снять фильм о человеке, охотящемся на троллей. Самых настоящих троллей, а не тех, что гадят в Сети. Поначалу охотник не стремится к общению, но вскоре соглашается на сотрудничество и берет молодых ребят с собой, потому что люди должны узнать правду, тщательно скрываемую правительственной организацией под названием СЗТ (Служба Защиты от Троллей). Эта организация истребляет великанов и тщательно скрывает следы их деятельности.
Андре Овредал снял фильм в псевдодокументальном стиле: неизвестные актеры, естественные декорации, ручная камера и грубый монтаж с минимумом спецэффектов. Как известно, норвежцы просто тащатся от троллей, и этот фильм – грамотная эксплуатация местного фольклора, умноженная на невероятную красоту местной природы. Атмосферное и приятное кино.
11. Довольно добрый человек (En ganske snill mann, 2010, IMDb 6.9)
Ульрик (Стеллан Скарсгард) – довольно добрый человек. Он убил нескольких людей и еще кого-то покалечил. Но все это – часть его работы. Также, как и отсиживать срок. Теперь он вышел на свободу, где его ожидает Йенсен (Бьерн Флоберг). Он босс, а еще он заботится о своих людях и любит держать под контролем ситуацию. Йенсену важно, чтобы Ульрик убил стукача, сдавшего его полиции. Ульрик – довольно добрый человек, у которого нет особых пожеланий, и он ничего не требует. Он также особо не раздумывает о том, что делает. Если у него есть еда и ночлег, то те, кто это предоставил, взамен получают от него все что хотят: от небольшой любовной интрижки до убийства. За 12 лет, проведенных в тюрьме, его сын стал взрослым, с хорошим образованием, светлым будущим и девушкой, не желающей иметь ничего общего с тестем-убийцей. Ульрик – довольно добрый человек. Но как долго он может быть добрым?
Несмотря на некоторые явно коэновские моменты по духу, связанные с криминальной линией, фильм норвежца Ханса Петтера Моланда сразу же идентифицируется как еще один представитель знакомого и любимого жанра в кинематографе: мрачной комедии скандинавских нравов, где каждый из персонажей, живи он в другой стране, был бы госпитализирован как аутист с формой заболевания, опасной для общества. В этой киноленте нет ни капли гламура или притворства. Сюжет развивается по-скандинавски неторопливо, в диалогах нет изюминки, способной будоражить разум и заставляющей чувствовать себя умнее, люди здесь не красивы, и не молоды, а сексуальные сцены лишены магии и эротизма. Тем не менее, за всем этим скрывается мягкость и какая-то душераздирающая печаль. В итоге у Моланда получился довольно приятный фильм о довольно добром человеке, роль которого мастерски исполнил Стеллан Скарсгард.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Лучшие скандинавские детективные сериалы
Лучшие фильмы Томаса Винтерберга
Лучшие фильмы Ларса фон Триера
Лучшие фильмы Николаса Виндинга Рефна
Лучшие фильмы Андерса Томаса Йенсена
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom