Итак, десятая часть обзора рейтинга лучших фильмов в истории по версии сайта IMDb – заключительная. Однако, как и в кино, это еще не все. Мы приготовили еще одну статью о рейтинге – о правилах его составления, об особенностях голосования зрителей разных стран, о статистическом и психологическом портрете аудитории… Одним словом, почитайте, это будет интересно. А пока – последние 25 лучших фильмов из топ-250 от наших американских коллег.
226. Выпускник (The Graduate) (1967)
Совсем еще молодой Дастин Хоффман. Одна из первых его ролей, которая, по сути, и сделала его звездой. Одна из самых известных комедий в истории, отмеченная семью номинациями на Оскар (одна статуэтка – режиссеру Майклу Николсу). Юного выпускника колледжа соблазняет взрослая женщина, жена одного из деловых партнеров отца. Он сначала пытается оказать сопротивление, но позднее втягивается в это не самое неприятное дело – на все лето. Что может оказать влияние на всю его дальнейшую жизнь – работу, отношения с девушкой, друзьями, родителями…
227. Ненависть (La haine) (1995)
Фильм Матьё Кассовитца о событиях в гетто Парижа середины 90-х. В отношении арабского подростка учинен полицейский произвол. Начинаются беспорядки и на этом фоне трое друзей – еврей, чернокожий и араб – находят пистолет. Поскольку все происходит на волне ненависти, то решение о мести приходит достаточно быстро…
228. Шоу Трумана (The Truman Show) (1998)
Что если вся твоя жизнь – реалити-шоу, которое смотрят по телевизору все, кроме тебя самого? Ты один, с самого рождения, не подозреваешь, что весь мир следит за каждым твоим шагом. Именно в такой ситуации оказался герой Джима Кэрри. И в один прекрасный день ему становится об этом известно.
229. Кто боится Bирджинии Bульф? (Who’s Afraid of Virginia Woolf?) (1966)
Снова режиссер Майкл Николс (его первая режиссерская работа). Классическая социальная драма по классической пьесе Эдварда Олби. Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон в главных ролях, в ролях супругов, которые показательно уничтожают друг друга на глазах у гостей. Начав с взаимных обвинений и разборок обычного семейного уровня, они постепенно переходят к таким откровениям, после которых прежняя жизнь уже невозможна. Очень сильная разговорная постановка.
230. За пригоршню долларов (Per un pugno di dollari) (1964)
Первая часть той самой “долларовой” трилогии от Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли (заключительной частью трех историй о человеке без имени является “Хороший, плохой и злой”, о котором мы рассказывали в нашей первой статье о рейтинге IMDb). Части трилогии сюжетно и героями между собой не связаны, трилогия условная – это просто три вестерна, похожие по настроению и общем укладу.
В “За пригоршню долларов” герой Иствуда стравливает членов двух банд небольшого городка, чтобы затем поживиться на этом. Сюжет напоминает фильм Акиры Куросавы “Телохранитель”, поскольку это, в определенном смысле, ремейк этого знаменитого японского фильма (о нем – в части пятой нашего обзора). Как и полагается, Иствуд при этом произносит абсолютный минимум слов, прищуривается, курит сигару, метко и быстро стреляет, и при всем этом, каким-то непостижимым образом умудряется выглядеть положительным героем.
231. Парк юрского периода (Jurassic Park) (1993)
Конечно, сейчас спецэффектами ничего не удивишь. Каждый новый фильм-катастрофа или фэнтези приносит массу запоминающихся образов и приемов, которые воспринимаются как должное. Практически нет задач, которые не могли быть бы решены на экране. Но так было не всегда. Компьютерные технологии развивались постепенно, шаг за шагом являя принципиально новый уровень того, что теперь доступно. Такими этапами были в свое время “Трон” и второй “Терминатор”, такими этапами позже стали “Матрица” и “Аватар”, а между ними такой значимой вехой стал “Парк юрского периода”. Динозавры, которые выглядят как живые, а не как механические куклы в парке аттракционов – вот, что стало поворотным моментом развития. С тех пор любые гоблины и прочие чудища из “Властелина Колец”, “Гарри Поттера” или “Нарнии” уже не кажутся чем-то недостижимым. Стивен Спилберг открыл очередную веху в истории кино.
Но Спилберг не был бы собой, если бы сосредоточился исключительно на технической стороне вопроса. Это выдающийся драматический режиссер, ему неинтересно просто нарезать эффектные кадры. Поэтому в качестве истории был взят великолепный роман Майкла Крайтона (советуем почитать и тем, кто смотрел фильм, и тем, кто не смотрел). Он сочетал в себе как детективное начало, так и оболочку напряженного триллера. В сочетании с не заумной научной фантастикой это все привело к созданию отличного фильма, огромным кассовым сборам и одному из лучших фильмов всех времен.
По сюжету, ученые сумели восстановить ДНК динозавров и воссоздать их в натуральном размере. Они открывают парк развлечений, который наполнен самыми разными представителями фауны юрского периода. Как всегда, что-то идет не так, и животные вырываются из-под контроля. Огромные, древние, жестокие хищники размером с дом вырываются из-под контроля.
232. Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины (Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl) (2003)
Тот случай, когда есть смысл говорить о роли личности в истории. Сам по себе фильм не предвещал ничего особенного – подумаешь, легкая комедия о пиратах. Подумаешь, шаблонные шутки, трюки, какая-то там сюжетная интрига. А вот когда на сцену вышел Джонни Депп в роли теперь уже классического персонажа Джека Воробья… простите, капитана Джека Воробья, все поменялось. Комедия мгновенно стала уморительной, сцены запоминающимися, диалоги значимыми, одним словом, это все превратилось в событие. И многомиллиардные сборы. И пятую часть, которую уже готовят.
233. Дикие истории (Relatos salvajes) (2014)
Прошлогоднее кино из Аргентины. Слоган фильма – “В каждом спит зверь. Не буди его”. И это правильно. У одного парня было много обидчиков по жизни, от девушки до учителя в консерватории. А теперь они все на борту одного самолета. У девушки был давний враг, который зашел поесть в придорожное кафе, где она работает официанткой. И так далее, и тому подобное – до кровавой мести уже совсем недалеко и ничего хорошего повороты этой истории не сулят.
234. Небесный замок Лапута (Tenkû no shiro Rapyuta) (1986)
Традиционно, ни одна часть этого большого рейтинга не может обойтись без японской анимации. В руках обыкновенной японской девочки находится Летающий Камень. Он нужен всем силовым министерствам и ведомствам планеты разом. Но девочка не хочет его отдавать. Вместе со своим другом, она выясняет, что этот камень – ключ к летающему острову Лапута. Дети отправляются на его поиски.
235. Ночь охотника (The Night of the Hunter) (1955)
Не самая веселая история. Отца двух детей судят за убийство и ограбление. Он оставляет детям наследство, взяв с них слово, что они не расскажут о тайнике даже матери. В тюрьме он знакомится с проповедником, который решает завладеть деньгами, женившись на вдове. Священник оказывается не самым высокоморальным человеком, иными словами. Самое интересное, что вся эта нуарная история поставлена по реальным событиям. Хотя в самом фильме активно используется такой формат подачи, что часть действия кажется сюрреалистической.
236. Дорога (La strada) (1954)
Федерико Феллини. Тяжелая история о том, как бродячий циркач, силач Дзампано купил девочку Джельсомину у матери, чтобы она была его ассистенткой. Никакой цирковой романтики девочке не светит – Дзампано бьет ее, унижает, заводит у нее на глазах отношения с другими женщинами. Даже когда они вдвоем присоединяются к труппе бродячего цирка, ситуация остается очень тяжелой.
В главных ролях Джульетта Мазина и легендарный Энтони Куинн.
237. Римские каникулы (Roman Holiday) (1953)
Всем известная романтическая комедия с Одри Хэпберн и Грегори Пеком в главных ролях. Она – юная еровпейская принцесса, пребывающая в Риме с официальным визитом, который крайне тяготит ее из-за жесткого графика и этикета. Он – американский журналист, который должен у этой принцессы взять интервью. Однако, раньше он ее не видел, а встречаются в вечном городе они совсем случайно. Легкая душевная комедия с элементами, куда же без нее, мелодрамы. Первая заметная роль Одри Хэпберн и Оскар за нее.
И, конечно же, фильм, после которого сразу же хочется ехать в Рим.
238. Прислуга (The Help) (2011)
Три совершенно разные женщины на юге США 1960-х годов. Молодая белая девушка только после университета (Эмма Стоун), черная служанка, которая прислуживала белым всю жизнь, и у которой умер единственный сын, и еще одна служанка, повариха, которой основное количество проблем доставляет ее длинный и острый язык. Как вы уже поняли, это фильм о проблеме расизма. И, как вы, вероятно, понимаете, в 60-х об этих проблемах было говорить не так просто как сейчас, а уж тем более пытаться что-то поменять в существующем укладе вещей. Особенно, если это пытаются сделать всего лишь три обычные и совершенно разные женщины.
239. Люди Икс: Дни минувшего будущего (X-Men: Days of Future Past) (2014)
Об это фильме мы немало писали до и после выхода. Несмотря на развлекательный жанр и несмотря на то, что это пятая часть цикла, кино все равно более чем достойное. Тот случай, когда блокбастер силен не только мускулами спецэффектов (что тоже важно – здесь они выведены на уровень действительно искусства), но и извилинами сюжета, проработки образов, характеров. Тем более, что чем дальше действие перемещается из будущего в прошлое и обратно, тем запутаннее и хитроумнее становятся ходы. Ждем шестой части – это обещает быть по-настоящему интересным событием.
240. Самурай (Le samouraï) (1967)
Идеальный и невероятно хладнокровный киллер при выполнении очередного важного заказа оказался неидеальным. Оставил свидетеля. И вот теперь-то за ним охотятся все – и полиция, и заказчики. Однако не так просто одолеть опытного наемного убийцу, даже если он загнан в угол.
Отличная (и очень стильная, чего уж там) роль Алена Делона. Классический французский боевик, более тонкий, чем американский, но при этом такой же динамичный и напряженный.
241. Лагаан: Однажды в Индии (Lagaan: Once Upon a Time in India) (2001)
Индийское “не-индийское” кино. В том смысле, что здесь нет песен и плясок, зато есть интересный сюжет и драма. Индия под гнетом Британии. Конец 19 века. Жители просят местного чиновника британца отсрочить день уплаты налогов, поскольку деревня измождена засухой. Но не все так просто – высокомерный начальник решает предложить местным жителям пари: если они обыграют его в крикет, он им уступит. Гордый юноша из деревни принимает вызов, даже не зная правил игры. На помощь ему приходит сестра британского полковника.
242. Глубокий сон (The Big Sleep) (1946)
Еще одна постановка детектива Раймонда Чандлера в рейтинге IMDb, где в роли Марлоу выступает легендарный Хамфри Богарт. Брутальный и черствый, он, тем не менее, является очень притягательным для женщин (да и для всех зрителей, по итогу). Младшую дочь генерала кто-то шантажирует и тот нанимает сыщика. Однако Марлоу никак не удается решить дело, поскольку всех подозреваемых поочередно убивают. Да еще и старшая дочь постоянно путает карты, хоть и предлагает свою помощь в расследовании…
243. Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom) (2003)
Южная Корея. На озере дрейфует пагода, в которой живут старик-наставник и его молодой ученик. Фильм разделен на сезоны (как и написано в названии – начинается все с весны, потом идет лето… и так далее), в каждом из которых происходит отдельный эпизод обучения юного послушника, причем с каждым разом юноша все старше и старше. Обстоятельства вокруг его жизни также все сложнее и сложнее. И сколь бы мудр и опытен ни был его наставник, он все равно не в состоянии влиять на некоторые базовые вещи уклада мира. Например на то, что после весны вновь наступит лето, а потом придет осень и зима.
244. Андеграунд (Underground) (1995)
Эмир Кустурица просто не мог не попасть в перечень лучших фильмов в истории. Его своеобразный и теперь уже полюбившийся многим стиль в 90-х только начал пробивать дорогу. Жизнелюбивая, хоть и трагичная манера повествования, местами китчевая, переходящая в фарс. “Андерграунд” считается вершиной творчества режиссера. В этой ленте он показал историю Югославии за почти пятьдесят лет, от Второй мировой до 90-х. Подполье, когда-то объединившееся против фашистов, осталось и после войны. Жизнь “наверху” идет по своим законам, в в андерграунде – по своим.
245. Пленницы (Prisoners) (2013)
Хью Джекман и Джейк Джилленхол в триллере Дени Вильнёва о пропавших детях. Дени Вильнёв уже был в этом рейтинге с лентой “Пожары”. Время идет, девочек все не находят, единственного подозреваемого отпускают из-за нехватки улик, а отчаяние родителей все нарастает. В итоге, доведенный до исступления отец берет дело в свои руки.
246. Три цвета: Красный (Trois couleurs: Rouge) (1994)
Заключительная часть трилогии режиссера Кшиштофа Кислёвского (есть также цвета “Белый” и “Синий”). Это фильм о любви, одиночестве и власти чувств над человеком. Не самый простой, но очень проникновенный. Отношения между людьми разного возраста, постепенно возникающая симпатия, сложные, порой катастрофические внешние обстоятельства, влияющие на жизнь.
В главных ролях Ирен Жакоб и Жан-Луи Трентиньян. После этого фильма Кислёвский заявил о своем уходе из кино – фильм стал его последней работой.
247. Убийство (The Killing) (1956)
Бывший заключенный планирует серьезное ограбление – целью является ипподром с кассой в 2 миллиона долларов (на то время абсолютно баснословная сумма). Он привлекает к делу еще четверых людей. Тут-то план и идет наперекосяк, поскольку один из сообщников решил внести свои поправки в него. Нуарный триллер от Стэнли Кубрика – еще одна работа мастера, которая попала в перечень лучших фильмов в истории.
248. Париж, Техас (Paris, Texas) (1984)
В пустыне рядом с мексиканской границей находят немолодого уже человека в красной бейсболке, который идет из ниоткуда в никуда. Оказывается, что он пропал четыре года назад, только он сам об этом ничего не помнит. Ничего не помнит он и о семье, которую теперь он пытается найти. Сына воспитывали брат и его жена, а вот жену нужно искать в Далласе…
Юная Настасья Кински, Гарри Дин Стэнтон и Дин Стокуэлл в главных ролях.
249. Ушедшие (Okuribito) (2008)
Японское кино (художественное на сей раз, не привычная уже по рейтингу анимация). Молодой виолончелист остается без работы и вместе с женой перебирается из мегаполиса обратно в родной городок. Там он устраивается в похоронное бюро, к сотрудникам которого у местных отношение уничижительное (те, кто оказывает ритуальные услуги высоко не котируются и рассматриваются где-то на уровне с теми, кто собирает бомжей в канавах). Тем не менее, хозяин бизнеса старается поменять это восприятие. И вскоре молодой человек понимает, что такая работа – его призвание.
250. Сладкая жизнь (La dolce vita) (1960)
Последний, 250-й фильм в списке. Снова Феллини и Мастроянни. Поскольку Феллини считал, что сюжетная линия в фильме не главное, а главное – обсудить те чувства и размышления, которые возникали при попытке осмысления некоторого образа жизни, то и нам довольно сложно прямолинейно описать, о чем этот фильм. Главный герой постоянно влюбляется в женщин, однако к утру это проходит. Как журналист и писатель, он вращается в богемных кругах, однако это также не приносит счастья. Близкие люди или случайные встречи время от времени что-то привносят в его внутренний мир и восприятие мира внешнего, но определенности и понимания, что и как делать дальше он так и не находит. Найдете ли это ощущение вы, сможете понять только после просмотра.
Итак, это все о 250 лучших фильмах в истории по версии авторитетного киносайта IMDb. Но, как мы и говорили, на нашем сайте, как и в киноиндустрии, ничего так просто не заканчивается. А потому вас ждет еще одна часть рассказа об этом рейтинге: как он составляется, как его правильно интерпретировать, как лучше выбирать фильмы из него и какие выводы о культуре зрителей по всему миру можно сделать на его основании. Поэтому, как и в предыдущих девяти частях…
Продолжение следует…